“Молоко — это ежедневные деньги”
Так считает председатель СПК “Могилевский ленок” Олег Ивашкевич
На вопрос о названии сельхозпредприятия его руководитель, кстати, работающий здесь немногим больше года, ответил, что появилось оно во времена, когда лен-долгунец был той технической культурой, которая приносила наибольшую прибыль. Сейчас на полях СПК нет ни одного гектара льна, а название менять не стали.
— В последнее время основной копилкой хозяйства стало молочное животноводство, — продолжил Олег Николаевич. — И президентский указ о строительстве молочно-товарных комплексов — документ, предопределивший специализацию многих сельхозпроизводителей и на ее основе создавший определенный уровень экономики каждого.
По нынешним меркам “Могилевский ленок” — колхоз небольшой. На его территории 4,6 тысячи гектаров сельхозугодий, из которых 3,5 тысячи — пашня. Но на хлебных полях здешние земледельцы собирают неплохой урожай: от 8 до почти 10 тысяч тонн зерна. Это к тому, что есть полная возможность обеспечить поголовье скота хорошими кормами.
Кстати, так и делается. Поскольку молочно-товарный комплекс в пригородной деревне Грибаны единственный в СПК и содержание дойного стада там круглогодичное беспривязное, то требуется постоянный подвоз кормов. Ну а для того, чтобы получить нормальные удои, рационы должны быть и сбалансированными, и питательными.
— Это правило неукоснительно стараемся соблюдать, — продолжает Олег Ивашкевич. — Поэтому сезонности в надоях не ощущаем, во все поры года имеем стабильное молоко: в сутки получаем от каждой из 690 коров дойного стада от 18 до 20 литров молока. Государству ежедневно на переработку отправляем почти 12,5 тонны. В денежном выражении оно приносит сельхозкооперативу в месяц от 1,1 до 1,3 млрд рублей. Немаловажную роль здесь играет тот фактор, что 80 процентов молока сдается сортом экстра.
Действительно, качественные параметры продукции молочного животноводства имеют огромное значение. Но обеспечиваются они не только современной технологией содержания и доения коров. Важно, кто эксплуатирует импортное оборудование, кто готовит каждое животное к дойке. Поэтому, несмотря на то, что комплекс вступил в строй почти пять лет назад, лишь сейчас на нем сформирован коллектив, способный получать максимальную отдачу.
— Люди были далеки от новой техники и технологии, пришедшей на ферму, — вспоминает Олег Николаевич. — Многие доярки, особенно те, кто уже был в возрасте, просто отказались здесь работать. Иные не смогли. Даже слесарей, которые со знанием дела следили бы за оборудованием, пришлось подбирать полгода. Одного отправили на специальные курсы, второй до тонкостей дошел сам. И сейчас к работе Геннадия Стефаненко и Арсена Янушкевича претензий нет.
Из прежних операторов машинного доения осталась, как мы в шутку ее называем, “последняя из могикан”, Валентина Фролова. Работает рядом с более молодыми не только на равных, но и фору дать может.
Действительно, стереотипы и устоявшиеся подходы ломаются трудно. Проще плыть по течению. Сейчас у операторов, — а их на комплексе 8, две смены по три человека и двое подменных — есть и выходные дни. И рабочее время их можно назвать нормированным. Заработная плата мало чем отличается от той, которую получает городской рабочий, — в пределах 5 млн рублей.
Порядку, чистоте здесь можно позавидовать. Асфальтовые площадки и дорожки — как в городе. Нигде не увидишь ни клочка корма. Он, кстати, раздается механизированным способом, с помощью кормораздатчиков.
— Вот собираемся строить “интернат” для маленьких телят, — Ивашкевич показывает уже размеченную под стройку площадку между коровниками. — На лето для них есть специальные кабинки, а это помещение будет на все поры года.
Дело в том, что комплекс в Грибанах с полным циклом: от рождения телят до воспроизводства стада. Поэтому он рассчитан на содержание 1200 животных. На таких фабриках молока легче вести селекционную работу, проще управляться ветеринарной службе. По словам председателя, эти звенья укомплектованы полностью. Значит, от коллектива можно ожидать еще больших результатов.
Могилевский район