Одесса-Броды: опять реверс?
20.09.2012 00:37
—
Новости Экономики
Одесса-Броды: опять реверс?
Российская компания "Транснефть хочет повторно запустить нефтепровод Одесса-Броды в реверсном режиме.
"По нефтепроводу "Одесса-Броды" за 7 месяцев не прокачано ни одной тонны нефти. Это говорит о том, что решение украинской стороны о его запуске в аверс было поспешным", - заявил в начале сентября вице-президент компании "Транснефть" Михаил Барков.
Как было сказано, с экономической точки зрения длительное не использование дорогостоящей трубы, "мягко говоря, недостаток, а может и серьезные затраты". "Возможно, труба снова заработает в реверсном режиме. Я не буду прогнозировать, но наметки есть", - сказал М. Барков.
Через украинский нефтепровод Одесса-Броды и российскую Усть-Лугу (терминал в конечной точке нефтепровода БТС-2) "Транснефть" собирается обойти турецкие проливы после расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КГК). Обе эти трубы "Транснефть" как раз и рассматривает в качестве альтернативы замороженному проекта Бургас-Александруполис.
Совместный проект России, Греции и Болгарии - Бургас-Александруполис замышлялся для того, чтобы разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Проект предполагает прокладку нефтепровода по территории Греции и Болгарии. Согласно планам, его пропускная способность должна составить 35 млн т, а потом может вырасти до 35 млн т в год. Но реализацию этого проекта в течение нескольких лет тормозит Болгария.
Что касается Усть-Луги, то, отметим, это - конечная точка второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Проект БТС-2 направлен на обеспечение поставок нефти в европейском направлении через порт Усть-Луга в Финском заливе. В рамках этого проекта "Транснефть" построила магистральный трубопровод длиной в 1 тыс. км и мощностью до 30 млн т нефти в год.
Однако хотя нефтепровод БТС-2 был построен в декабре 2011 года, из-за технических проблем его работа пока ведется в тестовом режиме. Полноценно он может заработать уже в этом году после получения разрешений всех органов.
Альтернатива помогла Минску сторговаться с Россией
Замечание российского топ-менеджера относительно того, что по Одесса-Броды в этом году не прокачано ни одной тонны нефти, а следовательно аверсный запуск этой трубы был для Украины преждевременным, следует адресовать в первую очередь Беларуси.
Нефтепровод Одесса-Броды был построен в 2001 году между городом Одесса на Черном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом "Дружба". Его эксплуатационная длина - 667 км, проектная мощность - 14,5 млн т нефти в год. По этой трубе планировалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.
По сути идея этого евроазиатского нефтетранспортного коридора предусматривала создание нового, альтернативного российскому, транспортного коридора для поставки каспийской нефти в страны Западной и Центральной Европы.
Но до 2004 года этот нефтепровод из-за отсутствия сырья простаивал, а затем использовался российскими компаниями в реверсивном режиме (в направлении терминала "Южный").
В 2010 году российские компании прекратили поставки нефти в украинские порты, и уже с середины 2010 года нефтепровод Одесса-Броды оставался практически сухим.
Как раз в это время официальный Минск, столкнувшись с проблемами импорта российской нефти, договорился с Уго Чавесом о поставках венесуэльской нефти. И Беларусь предложила Украине включить эту трубу в работу в аверсном режиме.
В ноябре 2010 года в ожидании большой нефти из Венесуэлы Беларусь апробировала Одесса-Броды в режиме прямой прокачки. Впервые по этой трубе в аверсном режиме через "Дружбу" на Мозырский НПЗ было прокачано 80 тыс. т нефти российской нефти сорта Urals.
Вслед за этим А. Лукашенко на встрече с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым обсудил тему прокачки азербайджанской нефти по этому маршруту на белорусские НПЗ по своп-схеме. И с февраля 2011 года Одесса-Броды развернули для транзита каспийской нефти в Беларусь. Таким образом, был открыт новый маршрут транспортировки нефти в Беларусь.
Беларусь гарантировала в 2011-2012 годах транзит по украинскому нефтепродпроводу 4 млн т нефти в год. Азербайджанская нефть замещала венесуэльскую в рамках своп-контрактов. Доставка осуществляется в порт "Южный" (Украина), а затем трубопроводным транспортом Одесса-Броды и "Дружба" на Мозырский НПЗ. Договор был заключен сроком на 2 года с последующей его пролонгацией по соглашению сторон. Было заявлено, что в дальнейшем контракт может быть продлен, а объемы поставки возрасти до 8 млн т в год.
Однако вместо 4 млн т нефти в 2011 году на Мозырский НПЗ было поставлено немногим более 1 млн т. Импортировать больше альтернативной нефти не позволили условия поставок российской нефти, которые по сути были направлены на вытеснение из баланса любой альтернативы. Ведь премия к цене российской нефти, которую в 2011 году платили белорусские заводы, рассчитывалась исходя из годового объема поставок в Беларусь 21,7 млн т нефти. Зависимость была простой: чем меньше Беларусь импортирует российской нефти, тем более высокую цену она платит за это сырье.
"Точку ставить не надо"
Впрочем, изначально было ясно, что основным сырьем для белорусских НПЗ будет российская нефть, а поставки венесуэльской нефти рассматривались как страховка и козырь в торге с российскими компаниями за лучшие условия импорта стратегического сырья.
"Мы прорубили новый маршрут по доставке нефти в Беларусь, им можно пользоваться, и это для нас - главное", - так теперь говорят белорусские чиновники.
А после того, как в декабре 2011 года Беларусь подписала выгодное для себя нефтяное соглашение с российскими компаниями, которые в свою очередь смогли возобновить давальческую переработку на белорусских НПЗ в объеме 50% их месячной загрузки, альтернативная нефть Беларуси вообще перестала быть нужной.
Об этом в конце августа прямо сказал на пресс-конференции зампредседателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков. По его словам, Беларусь не планирует в ближайшее время использовать нефтепровод Одесса-Броды для обеспечения своих НПЗ углеводородным сырьем.
"Мы благодарны украинским партнерам за то, что совместными усилиями мы смогли обеспечить транспортировку нефти. Однако в настоящее время отечественные заводы полностью загружены за счет поставок российской нефти. Она обходится значительно дешевле", - отметил В. Волков.
И все же крест на этом проекте белорусская сторона ставить не хочет. В. Волков неслучайно далее обратил внимание на то, что Одесса-Броды задумывался в первую очередь как маршрут доставки каспийской нефти в страны Европы. Причем, не только через Западную Украину, а и через Мозырь с дальнейшей перекачкой нефти через нефтепровод "Дружба". Поэтому точку в этом проекте ставить не надо, сказал В. Волков.
Технические возможности для транзита есть
Интерес белорусской стороны к проекту поставок каспийской нефти в Европу стимулирует перспектива снижения транзита через белорусскую "Дружбу" после запуска БТС-2. Технические возможности для таких поставок есть.
В 2011 году азербайджанская нефть по трубопроводу Одесса-Броды поставлялась на Мозырский НПЗ в техническом коридоре Мозырь-Броды. А нефть, которая поставлялась по "Дружбе" в Чехию, Словакию и Венгрию и ранее равномерно распределялась по двум веткам, направлялась транзитом в Европе только по второй ветке "Дружбы" (объем прокачки по этой ветке составляет 17,5 млн т в год).
В целом же технический коридор Мозырь-Броды способен пропустить транзитом 34 млн т нефти в год. Больше всего через этот коридор было прокачано в 2006 году - 26 млн т. Однако в последние годы этот нефтепровод эксплуатируется в режиме годовой производительности 17,5 млн т.
Что же касается ветки, по которой поставляется основной объем нефти в Европу, то в этом техническом коридоре проложены три трубопровода с пропускной годовой способностью 52 млн т. В 2011 году через них было перекачано около 47 млн т.
Таким образом, технических препятствий для транспортировки азербайджанской нефти через в Беларусь в Европу нет.
Азербайджан по-прежнему заинтересован поставлять свою нефть через Украину в Европу.
В январе 2011 года Азербайджан и Украина подписали межправительственное соглашение о мероприятиях по организации сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины. А в сентябре "Укртранснафта" заявила, что Азербайджанская госнефтекомпания приступает к реализации проекта использования украинской нефтепроводной системы для транзита сырья в Европу.
В 2012 году через нефтепровод Одесса-Броды и одну из веток нефтепровода "Дружба" на НПЗ в Кралупах (Чехия) планируется поставить 1,5 млн т азербайджанской нефти. Сейчас НПЗ в Кралупах ежегодно импортирует около 2,5 млн т нефти через Триест, в том числе 80% импорта составляет азербайджанская нефть.
Однако азербайджанскую нефть по Одесса-Броды планируется прокачивать не только в Чехию, но и в Польшу и Словакию - через Беларусь. С эой целью правительство Украины поручило профильным министерствам провести переговоры с белорусской стороной о транзите нефти в Польшу, с использованием украинских и белорусских нефтепроводов.
"Если у украинских коллег есть предложения, мы их детально рассмотрим и просчитаем экономику с учетом собственных интересов", - заявил в ответ министр энергетики Беларуси Александр Озерец.
"Укртранснафта" провела переговоры с ОАО "Гомельтранснефть" и оператором польских нефтепроводов компанией PERN Przyjazn по вопросам организации маршрута поставки нефти в Плоцк и, при необходимости, дальше в Гданьск. При этом украинская сторона подчеркнула, что такие поставки могут начаться после того, как появятся профицитные транзитные мощности у нефтепровода "Дружба" в связи с вводом в эксплуатацию российской БТС-2.
По оценкам украинской стороны, после ввода БТС-2 с "Дружбы" может быть снята нагрузка транзита в объеме около 5-8 млн т, что позволит включить в проектный маршрут одну из веток северной части этого нефтепровода для поставок каспийской нефти в Европу.
Развернет ли снова Россия украинскую трубу?
Во многом это зависит от того, как скоро увеличатся мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КГК). Этот консорциум является оператором нефтепровода Тенгиз - Новороссийск, который соединяет месторождения Казахстана с российским побережьем Черного моря. Проект расширения управляется тремя партнерами - Chevron, "Транснефтью" и "Казмунайгазом". Причем, "Транснефть" управляет крупнейшей долей в этом проекте (24%), принадлежащей России.
Переговоры об увеличении пропускной способности КТК до 67 млн т в год начались еще в 2011 году. Тогда мощность КТК составляла 28 млн т, сейчас - 35 млн т. Но только спустя 9 лет партнерам удалось договориться об увеличении мощности. С тех пор смета проекта практически утроилась - с 2 млрд до 5,6 млрд. USD.
Предполагается, что мощность КТК будет увеличена за счет роста давления в трубе, а для этого нужно заменить 88 км трубопровода, построить новые перекачивающие станции, причал и резервуары морского терминала. По оценкам экспертов, на завершение этих работ потребуется, как минимум, полгода, а возможно и 1-1,5 года.
Но если мощности КТК все-таки увеличатся, то труба вряд ли будет заполнена, считают эксперты. Нынешних мощностей и так в избытке - в 2012 году по КТК будет прокачано 31-32 млн т, а к 2015-2016 годам потребность составит в лучшем случае 58 млн т.
Тем не менее, интрига вокруг перспектив Одесса-Броды сохраняется. Причем, совсем неочевидно, что при принятии решения об аверсе или реверсе этой трубы украинские власти будут руководствоваться только экономическими соображениями.
"По нефтепроводу "Одесса-Броды" за 7 месяцев не прокачано ни одной тонны нефти. Это говорит о том, что решение украинской стороны о его запуске в аверс было поспешным", - заявил в начале сентября вице-президент компании "Транснефть" Михаил Барков.
Как было сказано, с экономической точки зрения длительное не использование дорогостоящей трубы, "мягко говоря, недостаток, а может и серьезные затраты". "Возможно, труба снова заработает в реверсном режиме. Я не буду прогнозировать, но наметки есть", - сказал М. Барков.
Через украинский нефтепровод Одесса-Броды и российскую Усть-Лугу (терминал в конечной точке нефтепровода БТС-2) "Транснефть" собирается обойти турецкие проливы после расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КГК). Обе эти трубы "Транснефть" как раз и рассматривает в качестве альтернативы замороженному проекта Бургас-Александруполис.
Совместный проект России, Греции и Болгарии - Бургас-Александруполис замышлялся для того, чтобы разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Проект предполагает прокладку нефтепровода по территории Греции и Болгарии. Согласно планам, его пропускная способность должна составить 35 млн т, а потом может вырасти до 35 млн т в год. Но реализацию этого проекта в течение нескольких лет тормозит Болгария.
Что касается Усть-Луги, то, отметим, это - конечная точка второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Проект БТС-2 направлен на обеспечение поставок нефти в европейском направлении через порт Усть-Луга в Финском заливе. В рамках этого проекта "Транснефть" построила магистральный трубопровод длиной в 1 тыс. км и мощностью до 30 млн т нефти в год.
Однако хотя нефтепровод БТС-2 был построен в декабре 2011 года, из-за технических проблем его работа пока ведется в тестовом режиме. Полноценно он может заработать уже в этом году после получения разрешений всех органов.
Альтернатива помогла Минску сторговаться с Россией
Замечание российского топ-менеджера относительно того, что по Одесса-Броды в этом году не прокачано ни одной тонны нефти, а следовательно аверсный запуск этой трубы был для Украины преждевременным, следует адресовать в первую очередь Беларуси.
Нефтепровод Одесса-Броды был построен в 2001 году между городом Одесса на Черном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом "Дружба". Его эксплуатационная длина - 667 км, проектная мощность - 14,5 млн т нефти в год. По этой трубе планировалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.
По сути идея этого евроазиатского нефтетранспортного коридора предусматривала создание нового, альтернативного российскому, транспортного коридора для поставки каспийской нефти в страны Западной и Центральной Европы.
Но до 2004 года этот нефтепровод из-за отсутствия сырья простаивал, а затем использовался российскими компаниями в реверсивном режиме (в направлении терминала "Южный").
В 2010 году российские компании прекратили поставки нефти в украинские порты, и уже с середины 2010 года нефтепровод Одесса-Броды оставался практически сухим.
Как раз в это время официальный Минск, столкнувшись с проблемами импорта российской нефти, договорился с Уго Чавесом о поставках венесуэльской нефти. И Беларусь предложила Украине включить эту трубу в работу в аверсном режиме.
В ноябре 2010 года в ожидании большой нефти из Венесуэлы Беларусь апробировала Одесса-Броды в режиме прямой прокачки. Впервые по этой трубе в аверсном режиме через "Дружбу" на Мозырский НПЗ было прокачано 80 тыс. т нефти российской нефти сорта Urals.
Вслед за этим А. Лукашенко на встрече с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым обсудил тему прокачки азербайджанской нефти по этому маршруту на белорусские НПЗ по своп-схеме. И с февраля 2011 года Одесса-Броды развернули для транзита каспийской нефти в Беларусь. Таким образом, был открыт новый маршрут транспортировки нефти в Беларусь.
Беларусь гарантировала в 2011-2012 годах транзит по украинскому нефтепродпроводу 4 млн т нефти в год. Азербайджанская нефть замещала венесуэльскую в рамках своп-контрактов. Доставка осуществляется в порт "Южный" (Украина), а затем трубопроводным транспортом Одесса-Броды и "Дружба" на Мозырский НПЗ. Договор был заключен сроком на 2 года с последующей его пролонгацией по соглашению сторон. Было заявлено, что в дальнейшем контракт может быть продлен, а объемы поставки возрасти до 8 млн т в год.
Однако вместо 4 млн т нефти в 2011 году на Мозырский НПЗ было поставлено немногим более 1 млн т. Импортировать больше альтернативной нефти не позволили условия поставок российской нефти, которые по сути были направлены на вытеснение из баланса любой альтернативы. Ведь премия к цене российской нефти, которую в 2011 году платили белорусские заводы, рассчитывалась исходя из годового объема поставок в Беларусь 21,7 млн т нефти. Зависимость была простой: чем меньше Беларусь импортирует российской нефти, тем более высокую цену она платит за это сырье.
"Точку ставить не надо"
Впрочем, изначально было ясно, что основным сырьем для белорусских НПЗ будет российская нефть, а поставки венесуэльской нефти рассматривались как страховка и козырь в торге с российскими компаниями за лучшие условия импорта стратегического сырья.
"Мы прорубили новый маршрут по доставке нефти в Беларусь, им можно пользоваться, и это для нас - главное", - так теперь говорят белорусские чиновники.
А после того, как в декабре 2011 года Беларусь подписала выгодное для себя нефтяное соглашение с российскими компаниями, которые в свою очередь смогли возобновить давальческую переработку на белорусских НПЗ в объеме 50% их месячной загрузки, альтернативная нефть Беларуси вообще перестала быть нужной.
Об этом в конце августа прямо сказал на пресс-конференции зампредседателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков. По его словам, Беларусь не планирует в ближайшее время использовать нефтепровод Одесса-Броды для обеспечения своих НПЗ углеводородным сырьем.
"Мы благодарны украинским партнерам за то, что совместными усилиями мы смогли обеспечить транспортировку нефти. Однако в настоящее время отечественные заводы полностью загружены за счет поставок российской нефти. Она обходится значительно дешевле", - отметил В. Волков.
И все же крест на этом проекте белорусская сторона ставить не хочет. В. Волков неслучайно далее обратил внимание на то, что Одесса-Броды задумывался в первую очередь как маршрут доставки каспийской нефти в страны Европы. Причем, не только через Западную Украину, а и через Мозырь с дальнейшей перекачкой нефти через нефтепровод "Дружба". Поэтому точку в этом проекте ставить не надо, сказал В. Волков.
Технические возможности для транзита есть
Интерес белорусской стороны к проекту поставок каспийской нефти в Европу стимулирует перспектива снижения транзита через белорусскую "Дружбу" после запуска БТС-2. Технические возможности для таких поставок есть.
В 2011 году азербайджанская нефть по трубопроводу Одесса-Броды поставлялась на Мозырский НПЗ в техническом коридоре Мозырь-Броды. А нефть, которая поставлялась по "Дружбе" в Чехию, Словакию и Венгрию и ранее равномерно распределялась по двум веткам, направлялась транзитом в Европе только по второй ветке "Дружбы" (объем прокачки по этой ветке составляет 17,5 млн т в год).
В целом же технический коридор Мозырь-Броды способен пропустить транзитом 34 млн т нефти в год. Больше всего через этот коридор было прокачано в 2006 году - 26 млн т. Однако в последние годы этот нефтепровод эксплуатируется в режиме годовой производительности 17,5 млн т.
Что же касается ветки, по которой поставляется основной объем нефти в Европу, то в этом техническом коридоре проложены три трубопровода с пропускной годовой способностью 52 млн т. В 2011 году через них было перекачано около 47 млн т.
Таким образом, технических препятствий для транспортировки азербайджанской нефти через в Беларусь в Европу нет.
Азербайджан по-прежнему заинтересован поставлять свою нефть через Украину в Европу.
В январе 2011 года Азербайджан и Украина подписали межправительственное соглашение о мероприятиях по организации сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины. А в сентябре "Укртранснафта" заявила, что Азербайджанская госнефтекомпания приступает к реализации проекта использования украинской нефтепроводной системы для транзита сырья в Европу.
В 2012 году через нефтепровод Одесса-Броды и одну из веток нефтепровода "Дружба" на НПЗ в Кралупах (Чехия) планируется поставить 1,5 млн т азербайджанской нефти. Сейчас НПЗ в Кралупах ежегодно импортирует около 2,5 млн т нефти через Триест, в том числе 80% импорта составляет азербайджанская нефть.
Однако азербайджанскую нефть по Одесса-Броды планируется прокачивать не только в Чехию, но и в Польшу и Словакию - через Беларусь. С эой целью правительство Украины поручило профильным министерствам провести переговоры с белорусской стороной о транзите нефти в Польшу, с использованием украинских и белорусских нефтепроводов.
"Если у украинских коллег есть предложения, мы их детально рассмотрим и просчитаем экономику с учетом собственных интересов", - заявил в ответ министр энергетики Беларуси Александр Озерец.
"Укртранснафта" провела переговоры с ОАО "Гомельтранснефть" и оператором польских нефтепроводов компанией PERN Przyjazn по вопросам организации маршрута поставки нефти в Плоцк и, при необходимости, дальше в Гданьск. При этом украинская сторона подчеркнула, что такие поставки могут начаться после того, как появятся профицитные транзитные мощности у нефтепровода "Дружба" в связи с вводом в эксплуатацию российской БТС-2.
По оценкам украинской стороны, после ввода БТС-2 с "Дружбы" может быть снята нагрузка транзита в объеме около 5-8 млн т, что позволит включить в проектный маршрут одну из веток северной части этого нефтепровода для поставок каспийской нефти в Европу.
Развернет ли снова Россия украинскую трубу?
Во многом это зависит от того, как скоро увеличатся мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КГК). Этот консорциум является оператором нефтепровода Тенгиз - Новороссийск, который соединяет месторождения Казахстана с российским побережьем Черного моря. Проект расширения управляется тремя партнерами - Chevron, "Транснефтью" и "Казмунайгазом". Причем, "Транснефть" управляет крупнейшей долей в этом проекте (24%), принадлежащей России.
Переговоры об увеличении пропускной способности КТК до 67 млн т в год начались еще в 2011 году. Тогда мощность КТК составляла 28 млн т, сейчас - 35 млн т. Но только спустя 9 лет партнерам удалось договориться об увеличении мощности. С тех пор смета проекта практически утроилась - с 2 млрд до 5,6 млрд. USD.
Предполагается, что мощность КТК будет увеличена за счет роста давления в трубе, а для этого нужно заменить 88 км трубопровода, построить новые перекачивающие станции, причал и резервуары морского терминала. По оценкам экспертов, на завершение этих работ потребуется, как минимум, полгода, а возможно и 1-1,5 года.
Но если мощности КТК все-таки увеличатся, то труба вряд ли будет заполнена, считают эксперты. Нынешних мощностей и так в избытке - в 2012 году по КТК будет прокачано 31-32 млн т, а к 2015-2016 годам потребность составит в лучшем случае 58 млн т.
Тем не менее, интрига вокруг перспектив Одесса-Броды сохраняется. Причем, совсем неочевидно, что при принятии решения об аверсе или реверсе этой трубы украинские власти будут руководствоваться только экономическими соображениями.