ЕСТЬ 200 ТЫСЯЧ

Источник материала:  
ЕСТЬ 200 ТЫСЯЧ

Итак, событие, которое еще в конце прошлого года анонсировал Национальный банк Беларуси, состоялось: в обращение введена купюра номиналом 200 тысяч рублей.
Теперь даже те граждане, которые никогда не бывали в Могилеве, смогут увидеть, как выглядит памятник архитектуры начала ХХ века — здание областного художественного музея, изображенное на новой банкноте.
Но шутки в сторону. Появление нового дензнака имеет отнюдь не художественную, а серьезную экономическую значимость. Ведь новые деньги печатают (а это дело весьма затратное) не для музеев, а для обращения в качестве законного платежного средства. Причем средства удобного, поскольку никому сегодня не хочется ходить, допустим, на рынок с авоськой «белочек» и «зайчиков», как это мы проходили в начале 1990-х.
Что же в экономическом смысле означает выпуск 200-тысячной банкноты? Прежде всего то, что страна до конца еще не оправилась от последствий финансового кризиса минувшего года. Более чем 100-процентная инфляция в прошлом году и связанный с ней двух-трехкратный рост цен в одночасье, безусловно, не преодолеваются. Проведение деноминации национальной валюты, как показал опыт прошлого, в таких условиях тоже не является панацеей. Поэтому постепенный отказ от 10—20-рублевых купюр и выпуск 200-тысячной представляется вполне оправданной мерой для поддержания стабильной финансовой ситуации на внутреннем потребительском рынке.
Однако одними монетарными методами финансовая стабильность, разумеется, не обеспечивается. Она достигается в первую очередь за счет общего улучшения работы экономики страны. Неслучайно поэтому заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Владимир Сенько на презентации новой купюры отметил, что о деноминации говорить рано, поскольку в последние месяцы четко проявляется тенденция роста ВВП, в том числе промышленного и сельскохозяйственного производства. Если добавить к этому положительное с начала года сальдо внешней торговли, то восстановление белорусской экономики более чем зримо.
Естественно, это отражается и на уровне инфляции в стране, иными словами, на количестве дензнаков в наших кошельках при покупках. Национальный статистический комитет сообщил, что инфляция в Беларуси в феврале составила 1,5% к январю, а по сравнению с декабрем минувшего года — 3,5%. Если вспомнить, что в декабре цены по отношению к ноябрю выросли на 2,3%, то тенденция существенного замедления инфляции налицо.
Конечно, здесь не обошлось без вмешательства государства в регулирование ценовой политики. Причем это, между прочим, происходит во многих странах мира, что бы там ни вещали на сей счет некоторые оппозиционные «аналитики» в Беларуси и за ее пределами. В данной связи Президент высказался предельно ясно: «Цены в прошлом году у нас и так прилично подскочили и если где-то подшлифовываем, то это не должен быть обвальный рост цен. Он должен быть растянут во времени и привязан к росту доходов населения. Есть повышение зарплат, пенсий, пособий — тогда мы можем в какой-то степени даже не двигать цены, а подшлифовать — это 0,5-1%, но не больше».
Понятно, что тем самым глава государства обозначил планку для правительства. Она, в общем-то, была известна и раньше — 19—22% инфляции по итогам года. Разумеется, и эти цифры далеко не блестящие. Именно поэтому Президент указал на необходимость активнее вести борьбу с инфляцией. В данной связи он отметил: «Сегодня мы видим, что можем это сделать. Где-то мы цены выравниваем. Поэтому инфляция у нас регулируемая».
Требование главы государства об усилении борьбы с инфляцией тем более актуально, ибо согласно информации Белстата реальные располагаемые денежные доходы населения в январе составили 93,5% к уровню января минувшего года и 83,7% к декабрю 2011-го. Однако повышение зарплаты должно идти даже не вровень, а отставать от роста производительности труда. Вот с этим у нас проблема. Уж очень хочется получать (ключевое слово!) больше при меньших трудозатратах. Но так не бывает. Экономика здорова тогда, когда занятые в ней работают на совесть.
Разумеется, мы не дошли до края, как та же Греция, ради спасения которой Евросоюз выделил десятки миллиардов евро. Белорусская экономика выдержала потрясение и постепенно восстанавливает свои позиции. Причем, заметим, главным образом за счет внутренних резервов. Неслучайно руководитель миссии Международного валютного фонда Крис Джарвис констатировал, что меры правительства и Национального банка Беларуси по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса являются действенными.
То, что это действительно так, подтверждает снижение ставки рефинансирования Нацбанка с начала текущего года с 45 до 38% годовых. Причем его руководитель Надежда Ермакова отметила, что варьирование ставки рефинансирования будет зависеть от работы экономики страны. Говоря проще, от работы каждого из нас.
Иными словами, хочешь иметь 200-тысячную купюру в кармане — заработай ее.

Владимир НАПРЕЕВ
←Программа V Международной практической конференции «Технологии розничной торговли»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика