Новогодний ценопад

Источник материала:  

Торговля и покупатель Могилевщины: лицом к лицу

С приходом декабря магазины и рынки Могилевщины в стремлении привлечь покупателя утонули в предновогоднем убранстве. Однако вовсе не блеск витрин и фасадов явился главной причиной того, что простой обыватель, который в течение всего нынешнего года бросал сокрушенный взгляд на регулярно растущие цены и экономил даже на товарах первой необходимости, вдруг начал активно раскошеливаться.

Лучше всякой сверкающей мишуры на людей подействовало то, что торговые организации, словно сговорившись, повернулись к клиенту лицом. Таких скидок, какие они сегодня предлагают, покупатели давненько не видывали. На многие группы товаров цены упали на 30—40 %. Особенно в этом отношении отличаются импортные изделия. Скажем, памперсы, которые еще совсем недавно стоили около 140 тысяч рублей, сейчас можно приобрести за 90. «Ага, — рассуждает бывалый потребитель, — значит, до сих пор цены необоснованно завышали, а теперь, когда люди отвернулись от прилавков, торгаши стали спасать свой бизнес». Нельзя сказать, что в досужих измышлениях подобного рода совсем нет истины. Что греха таить, многие из тех, кто занимается торговлей, пытались использовать смутное время валютного кризиса и других экономических трудностей для наживы. Люди порой недоумевали, откуда взялась такая прыть у владельцев торговых точек, где ценники менялись чуть ли не каждый день. Как именно менялись, уточнять излишне. Однако столь нецивилизованная погоня за прибылью не имела системного характера. Да, перекосов хватало, но не будем забывать, каково было реальное положение дел. Многие, завозя товар, например, из-за границы, просто перестраховывались, выставляя на него цену. Ведь не знали, сколько придется платить за импортные изделия при следующей закупке. После стабилизации курса национальной валюты эта проблема постепенно ушла в прошлое. Будем надеяться, надолго. Теперь деловые люди могут более-менее предсказуемо вести бизнес.

В качестве контраргумента на гневные выпады покупателей в адрес торговли можно отметить и то, что на определенные товары первой необходимости, скажем, на молоко и молочные изделия, мы вынуждены даже сдерживать цены. Производителям выгоднее было бы продавать все это за границу, скажем, в ту же Россию, где за наши продукты питания платят гораздо больше, чем внутри Беларуси.

Все это говорится не для того, чтобы защитить нашу торговлю. К ней претензий достаточно: касательно и цен, и ассортимента предлагаемых изделий, и культуры обслуживания. Но будем объективны: переживаемые страной экономические трудности заставили торговый люд во многом пересмотреть свои подходы в работе с покупателем. Например, зайдя в торговый центр, вы уже меньше видите павильончиков с девушками-продавщицами, разгадывающими кроссворды. Вас все чаще берут за руку, чтобы обратить внимание на свой товар, вы все чаще слышите здесь приветствие, да «спасибо», да «пожалуйста». Но главное — на глазах меняется ценовая политика. И, кажется, дело не только в том, что близится Новый год. Приходит понимание того, что нужно быть гибче.

До рождественских и предновогодних распродаж наш покупатель много месяцев находился в проигрыше. Но из-за высоких цен не слишком выиграла и торговля.

— Если в прежние времена мы постоянно наращивали объемы реализации товаров на потребительском рынке, то теперь этого не скажешь, — отмечает начальник управления торговли и услуг Могилевского облисполкома Олег Буянов. — В октябре—ноябре товарооборот едва достиг отметки прошлого года. Мы рекомендовали всем крупным организациям торговли разработать систему скидок, и они на это пошли, заставив тем самым снижать цены и мелких коммерсантов. Но это еще не все. К этим акциям активно присоединились и предприятия, производящие продукцию. В результате конечные цены на многие товары и оказались существенно ниже. Учитывая то, что сегодня кредиты для торговли довольно дорогие, ее спасение в резком уменьшении сроков оборачиваемости товаров и денег. Надеемся, что акции, предпринятые всеми заинтересованными сторонами для привлечения покупателя (а это не только скидки, но и различные бонусы, сувениры, лотереи, дегустации), дадут хороший результат. Пока большого бума мы не наблюдаем, но в 20-х числах месяца в регионе производят массовую выдачу зарплат, и объемы продаж намного увеличатся. В идеале мы хотим добиться того, чтобы по итогам года товарооборот процентов на 10 превысил прошлогодний уровень. Это позволит не только поправить финансовое положение предприятий торговли, но и выдать ее работникам достойную зарплату.

Что касается новогоднего ассортимента, то магазины и торговые базы позаботились о создании соответствующего запаса. Ни в кондитерских изделиях, ни в шампанском, ни в мясных деликатесах, ни в разрешенных пиротехнических средствах, по уверению ответственных лиц, недостатка не будет.

Не должно произойти дальнейшего скачка цен и после праздников. Как отмечают специалисты, рынок уже в достаточной мере стабилизировался. В последнее время происходило выравнивание цен между регионами республики, что вызывало некоторые колебания стоимости на те или иные виды товаров. Но этот процесс закончился. Подходит к завершению и выравнивание цен по отношению к территориям сопредельных государств. Во всяком случае, массовой скупки белорусских товаров, скажем, приезжающими гражданами России больше нет. Так что если нам и придется еще потерпеть некоторые ценовые изменения на товары массового спроса, то, видимо, совсем недолго. В канун Нового года в это так хочется верить.

←Малому бизнесу тесно в оковах арендных отношений

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика