Супер Старк для Беларуси
19.09.2011
—
Новости Экономики
Юрген Старк, совесть легендарной немецкой денежной школы, член исполнительного совета Европейского центробанка (ЕЦБ), подал в отставку. Он был против дискредитации евро искусственной эмиссионной поддержкой Греции, Португалии, Испании и Италии. Его не послушали - он ушел, хотя мог работать до 31 мая 2014г. Фондовые рынки мгновенно отреагировали на отставку Старка падением котировок. Евро и весь европейский интеграционный проект на пару шагов ближе подошли к дезинтеграции.
Даже самый центр экономического здравого смысла и научной объективности Евросоюза - ЕЦБ - оказался поражен монетарным политиканством и популизмом. Он не стал по-настоящему независимым центральным банком, который четко следит за стабильностью и устойчивостью евро. У него не хватило инструментов, а у властных политиков - воли, чтобы заставить национальные правительства соблюдать принятые ими же правила игры. Речь идет в первую очередь о нарушении максимальных значений дефицита бюджета (3%) и порогового значения внешнего долга (60%). Европейские политики сначала дали слово, а потом с легкостью его забрали, придумав разного рода оправдания.
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ СТРАН ЕС
Представьте, что собрались 27 европейских стран организовать футбольную лигу. Договорились о регламенте, расписании и, конечно, правилах игры. Все подписали обязательства - и игра началась. Не успели отыграть пять сезонов, как игроки нескольких команд без согласования с другими начали играть руками и игнорировать правило офсайда. К удивлению изумленной публики и болельщиков, судья игру не останавливал, администраторы лиги никому никаких штрафов не выписывали, разве что пальчиком грозили. На крыльях безнаказанности «футболисты» Греции, Португалии, Ирландии, Испании и Италии (многие другие, даже новички лиги, тоже грешили) начали до неузнаваемости модифицировать благородный и уважаемый футбол.
С проектом «единая европейская валюта» получилось точно так же. Сначала согласовали правила игры: 1) у ЕЦБ только одна функция - обеспечение стабильности евро (стимулирование экономического роста, поддержка рынка труда - это не работа центробанка); 2) дефицит бюджета - не более 3% в год; 3) госдолг - не более 60% ВВП; 4) свободный текущий и капитальный счет платежного баланса при стабильной валюте (до вступления). Ударили по рукам, надеясь на честное слово политиков и джентльменское отношение к госрасходам на национальном уровне.
Как оказалось, благородство и профессионализм людей типа Юргена Старка не является modus operandi стран еврозоны. Финансовая расхлябанность, бюджетная безответственность, политическая трусость (полисимейкеры не могут сказать правду своим избирателям) - и еврозона уже стоит на грани самого глубокого кризиса в своей истории. Его авторами являются не только Греция или Ирландия, но и все страны, нарушающие принятые правила игры и не предпринимающие адекватных действий по исправлению ситуации.
СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ».Дефициты бюджета, с которыми закончили прошлый год нарушители золотых правил денежной стабильности и финансовой устойчивости, впечатляют: Франция - 7,0% ВВП (в 2011г. будет примерно столько же); Германия 3,3% ВВП; Греция (9,6%); Ирландия (32,2%); Италия (4,5%); Бельгия (4,6); Голландия (5,2%); Португалия (7,3%); Словакия (8,2%); Испания (9,2%); Венгрия (4,1%).
С размером госдолга по итогам 2010г. картина не менее неприглядная: Бельгия - 97,1% ВВП; Италия - 119,0%; Франция - 81,8%, Германия - 80%, Греция - 142,%, Ирландия - 96,1%, Португалия - 83,3%. Даже осторожная и бережливая Голландия нарушила правило, допустив рост госдолга до 63,7% ВВП. На этом фоне Испания с ее долгом в 60,1% ВВП кажется невинным и наивным ребенком.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ ИЛИ ПАДЕНИЕ В ПРОПАСТЬ?
Юрген Старк предупреждал своих коллег об опасности монетарного популизма, о недопустимости воспроизведения политики Бена Бернанки и Федеральной резервной системы. Все-таки США - это единое федеративное государство, а Евросоюз - даже не конфедерация. Он говорил о том, что покупка ЕЦБ облигаций национальных правительств стран ЕС - это временная мера, что нужно наводить порядок с госфинансами в Греции, Испании, Португалии, Италии и Ирландии. Предупреждал о том, что искусственная поддержка этих стран пошлет их правительствам ложные сигналы и еще больше увеличит моральную угрозу («Мы слишком важные, чтобы нас можно было выкинуть из зоны евро, поэтому вы обречены нам помогать»). Он близко к сердцу принял положение Маастрихтского договора о том, что страны еврозоны не должны спасать своих партнеров, если те своей политикой загоняли себя в долговую яму.
Немецкий экономист строго придерживался устава ЕЦБ, напоминая о том, что борьба с безработицей, повышение конкурентоспособности - это не работа центробанка: «Текущие большие вызовы, с которыми столкнулись некоторые страны еврозоны, являются главным образом результатом провала правительств в проведении политики и реформ, которые могли принести выгоду людям и полностью подготовить их страны к монетарному союзу. Все страны еврозоны должны проводить давно отложенные структурные экономические и финансовые реформы, усиливать свою конкурентоспособность и быстро восстанавливать устойчивость государственных финансов».
Мнение Юргена Старка игнорировали. ЕЦБ, ЕС и МВФ не захотели поддержать его жесткую позицию и принуждать должников жить по средствам, выполнять свои обязательства перед другими членами зоны евро. В результате к середине сентября 2011г. греческие двухлетние облигации продавались по 62%, а трехлетние - по 129%. Это ответ рынка на точку зрения европейского комиссара Олли Рена, заявившего, что введение европейских ценных бумаг «усилит финансовую дисциплину и увеличит стабильность зоны евро через рыночные механизмы».