Молоко сольют в 5-6 крупных холдинговых компаний

Источник материала:  


Государство разработало вариант интеграции молочной отрасли. Как стало известно «БелГазете», он предполагает объединение небольших предприятий в мощные товарные пулы, в результате чего в стране планируется создать 5-6 крупных компаний с потенциалом переработки сырья не менее 1 млн. т на каждой.

Такой вариант развития отрасли предложен в докладной записке президенту, подготовленной его помощником Сергеем Ткачевым («БелГазета» располагает копией документа).

Поручение создать до конца года национальную молочную компанию, которая будет заниматься производством и переработкой молока, президент дал 23 июня во время посещения СП «Санта Бремор», являющегося основным акционером ОАО «Савушкин продукт». Оно и выбрано платформой для создания первой молочной компании, в которую должны войти также Березовский сыродельный комбинат, Кобринский маслодельно-сыродельный завод, Лунинецкий молочный завод, Минские гормолзаводы N1 и N2. Совокупный объем переработки молока на этих предприятиях в 2010г. достиг как раз 1 млн.т. «До конца года с вошедшими в национальную молочную компанию предприятиями вы должны работать как со своими собственными» , - наказал тогда президент руководству «Санта Бремор» и «Савушкин продукт».

В качестве других возможных интеграторов предложены ОАО «Бабушкина крынка» в Могилевской области и ОАО «Молочный мир» и «Беллакт» в Гродненской. При этом среди предложений - объединение вокруг «Беллакта» производителей не только молочного, но и плодоовощного и мясного детского питания. Ожидается, что это может увеличить экспортный потенциал производителей. Ведь если «Беллакт» за последние два года нарастил экспорт детского питания втрое - до 32% от общего объема производства, то у других производителей экспорт готовой детской продукции фактически отсутствует.

Их торговые марки помощник президента пока склонен оценивать как слабые и разрозненные, к тому же у них отсутствуют четко выстроенная товаропроводящая сеть и грамотная маркетинговая политика.

Эксперты указывают, что интеграция молочной отрасли позволит более эффективно использовать имеющиеся мощности и создавать общие более сильные бренды. Так, независимый консультант ряда белорусских перерабатывающих предприятий Казимир Романовский отмечает, что из-за несогласованности политики производителей нередко одни области молоко сушат, а другие его потом восстанавливают, в то время как в стране достаточно сырого молока для производства цельномолочной продукции в любую пору года. К тому же все предприятия одновременно выходят на мировой рынок, создавая друг другу неорганизованную конкуренцию.

Романовский привел в качестве примера, на который могла бы ориентироваться Беларусь, новозеландскую Fonterra , объединяющую 14,5 тыс. фермерских хозяйств, 100 перерабатывающих предприятий, несколько внешнеторговых организаций, при этом контролируя до 40% мировой торговли молочными продуктами и диктуя цены мирового рынка.

Но, как следует из докладной записки президенту, интеграционные начинания государства столкнулись с препятствием со стороны директората предприятий: «Директора некоторых заводов принимают активные действия, чтобы не допустить вхождения в планируемое объединение, в т.ч. стремятся продать предприятия под влияние других частных компаний»;«процессы по перераспределению собственности активизировались по всей стране» . Для отчуждения акций используется норма об их дарении близким родственникам и родителям супругов.

ИНВЕСТОР ВСЕГДА НЕПРАВ

Еще один вопрос, несколько месяцев висящий над молочным рынком, - целесообразность сотрудничества с иностранными инвесторами. 3 февраля на совещании по вопросам развития молочной отрасли Александр Лукашенко раскритиковал реализацию российско-французской «Данон-Юнимилк» совместных с белорусскими производителями проектов в Шклове и Пружанах. Тогда президент потребовал от инвесторов исправиться до конца I квартала, однако из записки Сергея Ткачева следует, что деятельностью иностранного молочного гиганта в Беларуси по-прежнему недовольны. Беспокойство вызывает, в частности, тот факт, что на совместных предприятиях просто разливают молоко (закупочная цена на которое после девальвации стала в долларовом исчислении в 2-3 раза ниже, чем в России) и отправляют его в РФ. В то же время насыщение внутреннего рынка, рентабельность реализации на котором составляет минус 15-20%, обеспечивают белорусские производители.

Впрочем, было бы странным, если бы инвестор рвался в Беларусь для оказания гуманитарной помощи в виде снабжения ее молоком себе в убыток. «Данон» изначально предполагал создать производства, ориентированные, прежде всего, на экспорт. От инвестора, правда, ожидали более глубокой переработки и экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Государство недовольно и тем, что СП «Юнимилк-Пружаны» за пять месяцев 2011г. уплатило налогов и приравненных к ним платежей в бюджет в размере Br81 тыс. на 1 т переработанного сырья, в то время как аналогичный показатель ОАО «Савушкин продукт» составил Br241 тыс., «Пружанского молочного комбината» - Br201 тыс. В случае переработки «Савушкиным продуктом» сырья в том количестве, что на СП «Юнимилк-Пружаны», сумма дополнительно перечисленных налогов составила бы Br14 млрд.
←Сегодня на повестке МВФ – белорусский вопрос

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика