Подайте $30 млрд.

Источник материала:  


Чем дальше, тем очевиднее, что в рамках проводимой ныне экономической политики Беларусь движется к банкротству. Катастрофическая девальвация с лихорадочными поисками кредитов без выработки ясной программы выхода из кризиса лишь подтверждает этот вывод. И действия той же России все больше напоминают действия кредитора, стремящегося переписать на себя как можно больше ценного имущества должника - пока другие кредиторы не вмешались.

К разработке другой экономической политики мы даже не приступали. И если даже вдруг, как некогда скрижали Моисею, нам будет ниспослана новая проработанная экономическая политика, в один день и даже в один месяц к ней не перейдешь: такая большая система, как государство, имеет колоссальную инерцию. Это только на армейском плацу внезапное перестроение выглядит красиво, а в такой сложной системе, как экономика государства, резкие изменения политики способны вызвать хаос.

Сегодня можно практически не сомневаться, что никакие размеры кредитов модернизировать белорусскую экономику не помогут: кредитов МВФ и ЕврАзЭС хватит разве что на стабилизацию на каком-то уровне валютного рынка и, возможно, еще на некоторые меры соцзащиты. Ликвидировать основную причину валютного катаклизма, дефицит в торговле товарами они не помогут.

Г-н Кудрин, министр финансов РФ, оценил потребность Беларуси в кредитах в $8 млрд. Уж и не знаю, что он там считал - пожалуй, лишь сохранение видимости продолжения прежней политики при общем снижении уровня жизни населения. А как ликвидировать дефицит, сохранить кадры квалифицированных специалистов, предотвратить их эмиграцию при сложившемся после девальвации уровне зарплат, обеспечить функционирование агропрома? И что с ним произойдет при резком прекращении финансирования?

По моей оценке, требуется не менее $30 млрд. с освоением их за 2-3 года. Но под такие объемы у нас нет ни бизнес-планов, ни реальных возможностей по привлечению таких сумм. Не стоит рассчитывать и на поток прямых иностранных инвестиций: не шли они к нам и в более спокойные времена, не пойдут и сейчас, пока не стабилизируется внутренний рынок.

Уже ясно, что существующие у нас органы госуправления справиться с такими задачами не в состоянии. Наша ситуация в экономике ничуть не легче ситуации в США времен Великой депрессии: даже если мировой кризис сегодня послабее, чем тот, то глупостей мы натворили однозначно больше. Завели свою экономику в тупик и сейчас, как и США в 1930-е гг., должны по новой ее выстроить. Жизнь показала, что в этом виде она нежизнеспособна.

Кстати, президент Гувер тоже считал, что кризис - явление временное: не сегодня, так завтра закончится, и вернется благодать. И только Рузвельт, придя на смену Гуверу и объединив нацию, ценой неимоверных усилий сумел за шесть лет почти выйти из кризиса, перестроив экономику страны. Для Беларуси поучительно, что инструментом выхода было создание мозгового штаба и временных администраций для решения конкретных проблем - старый чиновный аппарат и администрация американских корпораций оказались неспособны отвечать на вызовы времени.

Уже ясно, что в обозримой перспективе никто нам $30 млрд. не даст - на потребление и красивую жизнь не подают, тем более при отечественном опыте растранжиривания любых ресурсов на престижные проекты. Одно разбазаривание кредитов МВФ в прошлом году на предвыборную демагогию чего стоит!

Единственным нашим шансом, как ни фантастически это звучит, является привлечение ресурсов предприятиями - прежде всего, госсектора, поскольку частные предприятия у нас пока невелики и серьезные объемы ресурсов просто не переварят. Но Всемирный банк уже анонсировал отказ кредитовать белорусские госпредприятия, поскольку не уверен в их самостоятельности и в том, что выделенные ресурсы не будут отвлечены на цели, не предусмотренные кредитным договором. Но и здесь есть вариант, апробированный мировым опытом.

Прежде всего, это передача управления предприятием или группой предприятий авторитетной западной управляющей компании - эти точно смогут привлечь ресурсы. Но управляющей компании требуется выдавать задание на управление, согласовывать его.

Крупными проектами, способными привлечь значительные ресурсы, могли бы стать новые промышленные районы, управляемые аналогами рузвельтовской администрации долины Теннесси. Уже сегодня это - территория, примыкающая к АЭС, и зона белорусско-итальянского проекта. Этим администрациям необходимо передать в управление права собственности на все гособъекты на этих территориях и исключить их подчинение местным властям.

При условии декларирования определенных льгот по цене электроэнергии (все равно будет экономия на транспортировке) уже сегодня можно готовить размещение в зоне АЭС небольших энергоемких производств. Интерес инвесторов будет наверняка - как и интерес итальянцев к работе в зоне, управляемой цивилизованно, а не указами.

Что делать, если наши управленцы не вызывают доверия ни у западных банков, ни у специализированных фондов? А других серьезных источников инвестиций (кроме Китая) нет и не будет.
←Белорусская модель экономики исчерпала свои возможности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика