Противоречивое совершенствование

Источник материала:  
Противоречивое совершенствованиеУвлекшись процессом упрощения налогового законодательства, чиновники, похоже, забыли о бухгалтерах и экономистах, которым придется на практике применять положения Налогового кодекса.Изменения в Налоговый кодекс, которые были приняты парламентом во втором чтении 14 сентября, вызывают противоречивые чувства. Прочтение 178-страничного документа наводит на мысль, что многие изменения и уточнения носят чисто редакционный характер и без них можно было бы обойтись. Хотя, с другой стороны, столь внушительный документ может стать наглядным представлением для экспертов МВФ и Всемирного банка, определяющих рейтинги налоговых систем, искренности чиновников в упрощении налогового законодательства.

Международный налоговый аспект.

Одной из особенностей внесенных в Налоговый кодекс изменений стало расширение роли международных договоров в вопросе регулирования порядка исполнения налоговых обязательств в РБ. Так, в перечень нормативных документов, регулирующих порядок налогообложения в Республике Беларусь, включены международные договоры, в том числе заключенные в рамках Таможенного союза.

При этом если в Налоговом кодексе предусмотрен более льготный порядок налогообложения, чем в международных договорах, то применяются положения Налогового кодекса. Исключение сделано лишь для договоров, заключенных в рамках Таможенного союза.

Следует отметить, что ссылки на международные договоры, в том числе заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, по тексту встречаются довольно часто. Фактически с 1 января 2011 года складывается правовая ситуация, когда при исполнении налоговых обязательств необходимо будет руководствоваться не только национальным законодательством, но и международными договорами, в том числе договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза. Так, например, международными договорами теперь могут регулироваться вопросы определения плательщиков налогов, сборов (пошлин), установления, введения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин), объекты налогообложения, налоговые льготы и так далее.

Очевидно, включение международных договоров в перечень нормативных документов, регламентирующих порядок уплаты налогов в Беларуси, направлено на создание правовой базы для дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза. Так, любой международный договор по вопросам налогообложения, принятый в рамках Таможенного союза, будет иметь юридическую силу для применения на территории Республики Беларусь.

В данной ситуации вызывает опасение адаптация планируемых к принятию договоров в сфере налогообложения к отраслевым особенностям белорусской экономики. Не окажется ли страна перед фактом принятия условий Российской Федерации по принципам организации налогообложения, как это было в случае с Таможенным кодексом? И насколько безболезненной будет адаптация белорусских субъектов хозяйствования к нововведениям в сфере налогообложения, затрагивающим, в отличие от Таможенного кодекса, всех без исключения налогоплательщиков, в том числе и население? Пока эти вопросы во многом риторические.

Налоговые уточнения.

Существенное количество изменений в Налоговом кодексе связано с уточнением порядка исчисления и уплаты налогов. При этом большинство изменений действительно направлено на упрощение налогового законодательства.

Изменен порядок введения местных налогов. Теперь их утверждение должно осуществляться в течение месяца после внесения изменения в Налоговый кодекс, а не при принятии местного бюджета, как это было ранее. Данное нововведение позволит обеспечить больше определенности в вопросе утверждения порядка исчисления ставок и льгот по местным налогам, что позволит планировать суммы уплачиваемых в бюджет местных налогов еще до начала календарного года.

Введены в Налоговый кодекс по аналогии с таможенным законодательством и новые термины: "идентичные товары", "однородные товары", "идентичные работы (услуги)", "однородные работы (услуги)". Дополнительно в кодексе прописан и порядок исполнения налоговых обязательств при передаче имущества в доверительное управление. Последнее обстоятельство связано с тем, что с 1 января 2011 года обороты по доверительному управлению имуществом являются объектом налогообложения. Доверительные управляющие имуществом при этом фактически являются налоговыми агентами, исполняющими налоговые обязательства, связанные с управлением этим имуществом. Обороты, связанные с доверительным управлением имущества, с 2011 года учитываются при исчислении НДС, налога на прибыль, налога по упрощенной системе налогообложения.

Более четко в статье 43 Налогового кодекса прописан и порядок использования плательщиком налоговых льгот. При этом права налогоплательщиков в порядке использования налоговых льгот фактически расширены. Так, налоговые льготы используется в случае, если плательщик письменно не отказался от использования льготы, если не истекло 3 лет с момента возникновения права на льготу. Также плательщику дополнительно предоставлено право использования налоговой льготы во время проведения налоговой проверки, чего ранее не было.

Расширен Налоговым кодексом и перечень возможных случаев исполнения налоговых обязательств. Так, с 1 января 2011 года уплатить налоги можно будет с помощью банковской пластиковой карточки либо ее реквизитов, то есть через Интернет. Таким образом, белорусское налоговое законодательство фактически становится идентичным законодательству экономически развитых стран в вопросе возможных вариантов уплаты налогов.

Данная мысль подтверждается и следующим нововведением. Так, к организации не применяются меры ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты налогов текущими платежами. На практике это означает возможность зачесть авансовые платежи или переплату по другим налогам в счет уплаты задолженности по текущим налоговым обязательствам.

В новой редакции Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень дополнительных данных, не связанных с исчислением и уплатой налогов, которые налогоплательщик должен указывать в налоговой декларации. Указанные данные не новы и содержатся практически в каждой налоговой декларации текущего года (местонахождение плательщика, его наименование, контактный телефон и так далее).

Кроме того, плательщикам предоставлено право вести раздельный учет для применения налоговых льгот и освобождения от налогообложения. Ранее раздельный учет был обязательным условием получения освобождения от налогообложения. При этом на практике сложно представить, как предприятие сможет правильно уплачивать налоги при наличии оборотов как освобождаемых, так и не освобождаемых от налогообложения. По своей практической сути данное нововведение является скорее декларативным и вряд ли существенно упростит налоговый учет без риска допустить нарушение налогового законодательства.

Новые "пряники".

Целый ряд изменений направлен на упрощение налогового законодательства и фактически должен облегчить порядок исчисления и уплаты налогов. Так, с 1 января 2011 года отменяются налог на услуги и сбор на развитие территорий. При этом не взимается экологический налог при перемещении и переработке на территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов, а также обороты по производству и импорту пластмассовой, стеклянной и бумажной тары. Сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ включается в состав экологического налога. Сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств включен в состав государственных пошлин.

Что касается НДС, с 2011 года не признаются объектом налогообложения передача имущества доверительному управляющему от вверителя и его возврат, передача имущества в безвозмездное пользование, реализация товара, помещенного под таможенную процедуру реэкспорта. При реализации основных средств налоговая база по НДС определяется по цене реализации, а не по остаточной стоимости, цене приобретения, как это было ранее. Отменена 24-процентная ставка НДС по сахару белому. Установлено право ежеквартальной уплаты НДС для всех его плательщиков вне зависимости от размера выручки.

При исчислении налога на прибыль с 2011 года в затраты включаются без ограничений представительские расходы, а также расходы на оплату процентов по кредитам и займам на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также расходы на управление организации, в том числе бухгалтерский учет, оказываемый сторонними организациями. Декларация по налогу на прибыль теперь представляется один раз в год не позднее 20 марта следующего за отчетным года, а налог на прибыль уплачивается ежеквартально.

В наступающем году не будут облагаться подоходным налогом выплаты физическим лицам в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством.

Размер стандартного налогового вычета увеличен до 292.000 BYR при получении ежемесячного дохода на сумму не более 1.766.000 BYR. Сумма стандартного вычета на детей увеличена с 75.000 до 81.000 BYR.

Определенные налоговые послабления вводятся и для малого бизнеса. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенный порядок налогообложения, размер годовой валовой выручки увеличен с 2,86 до 3,09 млрд. BYR. При этом размер годовой валовой выручки, при которой может не уплачиваться НДС, увеличен с 1,09 до 1,177 млрд. BYR.

Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, изменены ставка и сумма выручки, при которой начисляется доплата налога. Ранее в случае превышения размера выручки 20-кратной суммы единого налога доплата составляла 10%. Теперь доплата в размере 8% уплачивается в случае превышения выручки 35-кратного размера единого налога.

Расширение контроля.

Наряду с "пряниками" Налоговый кодекс содержит и некоторые ужесточения налогового законодательства, связанные с расширением функций контроля. По-видимому, законодатели решили, что налогоплательщики неправильно воспримут предоставленные им послабления, не будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и поэтому требуется установить дополнительные средства контроля над ними.

Существенные редакционные изменения коснулись вопроса организации и проведения налоговых проверок. Так, в кодексе подробным образом расписаны порядок проведения и перечень проверяемых вопросов по камеральным проверкам, порядок определения начала выездной проверки, особенности организации и проведения выездных проверок государственных органов и государственных нотариальных контор, перечень мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязательного лица), а также его дебиторов. При этом подробное описание процедуры проведения камеральной налоговой проверки дополнено правом налоговых органов на назначение налоговой проверки в случае систематического (два и более раз в течение календарного года) неисправления в установленные законодательством сроки (10 рабочих дней) сведений в налоговых декларациях.

Расширился в кодексе и перечень прав налоговых органов. Так, с 1 января 2011 года налоговые органы фактически получают право проведения оперативной работы по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов, получению сведений из информационных систем, содержащих персональные данные. Им также будет позволено использовать аппаратуру, звуко- и видеозапись, кино- и видеосъемку. Фактически налоговые органы получают дополнительные технические и правовые возможности борьбы с теневой экономикой, с уклонением от уплаты налогов. Насколько эффективным и законным будет применение этих прав на практике, покажет время.

Бесконечность процесса.

Обобщая изложенное, следует отметить, что принятые изменения налогового законодательства должны, безусловно, упростить налоговую систему. Единственным существенным минусом в процессе упрощения налогового законодательства является бесконечность и объемность ежегодно вносимых изменений, зачастую не меняющих экономической сути процесса уплаты налогов. Ежегодное изменение подходов к определению порядка исчисления и уплаты налогов, как это, например, случается с порядком уплаты НДС при реализации и приобретении основных средств, не столько упрощает, сколько усложняет налоговую систему.

Чиновники давно должны понять, что единственный путь упрощения налогового законодательства - это сокращение количества налогов в совокупности со стабильными правилами уплаты остающихся обязательных платежей. Процесс же бесконечного совершенствования механизма уплаты налогов создает дополнительные риски нарушения налогового законодательства (бухгалтеры не успевают изучать законодательные изменения и запутываются в них) и фактически усложняет налоговую систему.
←Особые права государства

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика