Особые права государства
23.09.2010
—
Новости Экономики
Значительно снизить рыночную привлекательность акций остальных участников государство имеет возможность в ОАО, где доля государства и аффилированных с ним акционеров в капитале превышает 75%.Партнерства не получилось.
Мораторий на продажу акций ряда белорусских ОАО был отменен еще в 2009 году, что открыло возможности приобретения данных ценных бумаг для всех желающих. К числу таких обществ относилось и ОАО "Могилевское СПМК № 109". В 2010 году это ОАО привлекло внимание инвесторов.
5 физических лиц в июне 2010 года приобрели на биржевом рынке акции данного ОАО в размере 30% от уставного фонда, из которых 21,3% ранее (на 1.06.2010 года) принадлежали Могилевскому облисполкому.
Столь весомый совокупный пакет акций давал возможность новым акционерам принимать значимое участие в управлении ОАО, в частности, требовать назначения внеплановой ревизии и внешнего аудита, осуществлять действенный контроль за руководством и т. д.
По словам одного из инвесторов - Александра Липая, они рассчитывали войти в положение дел на предприятии, принимать разумное участие в его управлении в целях улучшения показателей его деятельности, повышения рыночной стоимости его акций.
Интерес к ОАО был не случаен. СПМК № 109 оказывает услуги в сфере достаточно дорогостоящих работ по монтажу электрических сетей при довольно низкой конкуренции на этом рынке. Оно работает стабильно, и по итогам работы в 2008-2009 годах получило около 1 млрд. BYR чистой прибыли. Однако при этом сумма просроченной дебиторской задолженности ОАО составляла 609 млн. BYR в 2008 году и 861 млн. в 2009 году.
Новые акционеры полагали, что могут улучшить управление обществом и доказать, что частные лица и государство способны быть партнерами, чтобы получать доход от совместного бизнеса.
Акции подешевели в 10 раз.
Однако до реализации этих планов дело не дошло, так как облисполком решил лишить новых акционеров возможности влиять на хозяйственную жизнь общества. Сделано это был посредством увеличения уставного фонда ОАО на сумму средств, выделенных в 2008-2009 годах из инновационного фонда облисполкома (173,8 млн. BYR). Данные средства выделялись на безвозвратной (безвозмездной) основе и без условия увеличения доли государства. Условия выделения средств инновационного фонда Могилевского облисполкома негосударственным организациям с условием увеличения доли государства были установлены лишь в отношении средств, выделенных после 1.01.2010 г.
Так как уставный фонд СПМК на тот момент составлял 19,25 млн. BYR, то при добавлении к ним 173,8 млн. BYR произошло уменьшение доли остальных акционеров примерно в 10 раз и вместо 30% уставного фонда у инвесторов осталось около 3%. Акции всех акционеров подешевели в 10 раз.
Такая ситуация возникла потому, что ОАО не проводило переоценку своего уставного фонда. Это возможно: таковы в Беларуси законы. Правда, чтобы не допустить нарушения прав акционеров в случае увеличения уставного фонда, в белорусском законодательстве установлено правило, в соответствии с которым при проведении новой эмиссии акций требуется провести их переоценку и увеличить уставный фонд до размера капитала ОАО. Но из этого правила есть исключение - оно не действует, если увеличивается только доля государства. В этом случае ОАО может поступать по своему усмотрению. Этим и воспользовалось СПМК.
Сыграло свою роль то, что новые акционеры стали собственниками 30,026% акций ОАО после формирования списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, назначенном на 29.06.2010 года, на котором и было принято решение об увеличении уставного фонда. То есть они не могли сами участвовать в голосовании на собрании. Такая коллизия также предусмотрена белорусским законодательством: новый собственник имеет право дать указание бывшим акционерам, продавшим ему акции, голосовать так, как он считает нужным, а бывшие акционеры обязаны выполнить его требования (п. 5 ст. 81 Закона "О хозяйственных обществах).
Новые акционеры СПМК этим правом воспользовались и дали указание бывшим акционерам - физическим лицам и представителю Могилевского облисполкома голосовать "против" по всем вопросам повестки собрания либо выдать доверенности собственнику. Однако представитель Могилевского облисполкома проголосовал за изменение уставного фонда. Это обеспечило необходимые для принятия такого решения 75% голосов на собрании.
В связи с этим новый собственник акций, приобретенных у облисполкома, лишился также и права требовать выкупа акционерным обществом акций, так как такое право появляется лишь у тех акционеров, которые голосовали против данного решения либо не принимали участия в собрании. Впрочем, это мало помогло бы новым собственникам, так как на собрании цена выкупа была установлена в размере 150 BYR за штуку, а приобретали они ценные бумаги на биржевом рынке по 2.100 BYR.
Впереди - суд.
Естественно, собственники акций не смирились с потерей денег и подали иск в суд, требуя защиты своих прав. По их мнению, произведенная дополнительная эмиссии акций без предварительного увеличения уставного фонда СПМК, в результате которой 90% чистых активов и прав акционеров, приходящихся на одну акцию, безвозмездно перешло в коммунальную собственность, незаконна и запрещена ст. 11 "Защита инвестиций" Инвестиционного кодекса РБ, так как по своим последствиям сравнима с национализацией.
Но независимо от того, чем завершится суд, данный случай демонстрирует наличие лазейки в белорусском законодательстве, делающей в ряде случаев миноритарных акционеров беззащитными перед акционером, имеющим особые права, - государством.
Действительно, получается, что в случае если государство (вместе с аффилированными с ним лицами) владеет более чем 75% уставного фонда какого-либо ОАО, то оно имеет возможность легко осуществить размывание долей остальных акционеров. Для этого достаточно выделить обществу средства инновационного фонда безвозвратно, а затем на эту сумму увеличить свою долю в уставном фонде.
Конечно, миноритарный акционер может проголосовать против такого решения на собрании акционеров и у ОАО может возникнуть обязанность выкупить у него акции. В некоторых случаях это может оказаться приемлемым вариантом, но ведь у ОАО может просто не найтись средств на выкуп акций, в результате чего вложенные в ОАО средства "зависнут" на неопределенное время.
Таким образом, можно сформировать правило инвестиций в акции белорусских ОАО: не покупать акции ОАО, где у государства и аффилированных с ним акционеров более 75% акций, а уставный фонд намного ниже капитала.
Мораторий на продажу акций ряда белорусских ОАО был отменен еще в 2009 году, что открыло возможности приобретения данных ценных бумаг для всех желающих. К числу таких обществ относилось и ОАО "Могилевское СПМК № 109". В 2010 году это ОАО привлекло внимание инвесторов.
5 физических лиц в июне 2010 года приобрели на биржевом рынке акции данного ОАО в размере 30% от уставного фонда, из которых 21,3% ранее (на 1.06.2010 года) принадлежали Могилевскому облисполкому.
Столь весомый совокупный пакет акций давал возможность новым акционерам принимать значимое участие в управлении ОАО, в частности, требовать назначения внеплановой ревизии и внешнего аудита, осуществлять действенный контроль за руководством и т. д.
По словам одного из инвесторов - Александра Липая, они рассчитывали войти в положение дел на предприятии, принимать разумное участие в его управлении в целях улучшения показателей его деятельности, повышения рыночной стоимости его акций.
Интерес к ОАО был не случаен. СПМК № 109 оказывает услуги в сфере достаточно дорогостоящих работ по монтажу электрических сетей при довольно низкой конкуренции на этом рынке. Оно работает стабильно, и по итогам работы в 2008-2009 годах получило около 1 млрд. BYR чистой прибыли. Однако при этом сумма просроченной дебиторской задолженности ОАО составляла 609 млн. BYR в 2008 году и 861 млн. в 2009 году.
Новые акционеры полагали, что могут улучшить управление обществом и доказать, что частные лица и государство способны быть партнерами, чтобы получать доход от совместного бизнеса.
Акции подешевели в 10 раз.
Однако до реализации этих планов дело не дошло, так как облисполком решил лишить новых акционеров возможности влиять на хозяйственную жизнь общества. Сделано это был посредством увеличения уставного фонда ОАО на сумму средств, выделенных в 2008-2009 годах из инновационного фонда облисполкома (173,8 млн. BYR). Данные средства выделялись на безвозвратной (безвозмездной) основе и без условия увеличения доли государства. Условия выделения средств инновационного фонда Могилевского облисполкома негосударственным организациям с условием увеличения доли государства были установлены лишь в отношении средств, выделенных после 1.01.2010 г.
Так как уставный фонд СПМК на тот момент составлял 19,25 млн. BYR, то при добавлении к ним 173,8 млн. BYR произошло уменьшение доли остальных акционеров примерно в 10 раз и вместо 30% уставного фонда у инвесторов осталось около 3%. Акции всех акционеров подешевели в 10 раз.
Такая ситуация возникла потому, что ОАО не проводило переоценку своего уставного фонда. Это возможно: таковы в Беларуси законы. Правда, чтобы не допустить нарушения прав акционеров в случае увеличения уставного фонда, в белорусском законодательстве установлено правило, в соответствии с которым при проведении новой эмиссии акций требуется провести их переоценку и увеличить уставный фонд до размера капитала ОАО. Но из этого правила есть исключение - оно не действует, если увеличивается только доля государства. В этом случае ОАО может поступать по своему усмотрению. Этим и воспользовалось СПМК.
Сыграло свою роль то, что новые акционеры стали собственниками 30,026% акций ОАО после формирования списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, назначенном на 29.06.2010 года, на котором и было принято решение об увеличении уставного фонда. То есть они не могли сами участвовать в голосовании на собрании. Такая коллизия также предусмотрена белорусским законодательством: новый собственник имеет право дать указание бывшим акционерам, продавшим ему акции, голосовать так, как он считает нужным, а бывшие акционеры обязаны выполнить его требования (п. 5 ст. 81 Закона "О хозяйственных обществах).
Новые акционеры СПМК этим правом воспользовались и дали указание бывшим акционерам - физическим лицам и представителю Могилевского облисполкома голосовать "против" по всем вопросам повестки собрания либо выдать доверенности собственнику. Однако представитель Могилевского облисполкома проголосовал за изменение уставного фонда. Это обеспечило необходимые для принятия такого решения 75% голосов на собрании.
В связи с этим новый собственник акций, приобретенных у облисполкома, лишился также и права требовать выкупа акционерным обществом акций, так как такое право появляется лишь у тех акционеров, которые голосовали против данного решения либо не принимали участия в собрании. Впрочем, это мало помогло бы новым собственникам, так как на собрании цена выкупа была установлена в размере 150 BYR за штуку, а приобретали они ценные бумаги на биржевом рынке по 2.100 BYR.
Впереди - суд.
Естественно, собственники акций не смирились с потерей денег и подали иск в суд, требуя защиты своих прав. По их мнению, произведенная дополнительная эмиссии акций без предварительного увеличения уставного фонда СПМК, в результате которой 90% чистых активов и прав акционеров, приходящихся на одну акцию, безвозмездно перешло в коммунальную собственность, незаконна и запрещена ст. 11 "Защита инвестиций" Инвестиционного кодекса РБ, так как по своим последствиям сравнима с национализацией.
Но независимо от того, чем завершится суд, данный случай демонстрирует наличие лазейки в белорусском законодательстве, делающей в ряде случаев миноритарных акционеров беззащитными перед акционером, имеющим особые права, - государством.
Действительно, получается, что в случае если государство (вместе с аффилированными с ним лицами) владеет более чем 75% уставного фонда какого-либо ОАО, то оно имеет возможность легко осуществить размывание долей остальных акционеров. Для этого достаточно выделить обществу средства инновационного фонда безвозвратно, а затем на эту сумму увеличить свою долю в уставном фонде.
Конечно, миноритарный акционер может проголосовать против такого решения на собрании акционеров и у ОАО может возникнуть обязанность выкупить у него акции. В некоторых случаях это может оказаться приемлемым вариантом, но ведь у ОАО может просто не найтись средств на выкуп акций, в результате чего вложенные в ОАО средства "зависнут" на неопределенное время.
Таким образом, можно сформировать правило инвестиций в акции белорусских ОАО: не покупать акции ОАО, где у государства и аффилированных с ним акционеров более 75% акций, а уставный фонд намного ниже капитала.