Белорусские производители соков потеснили Coca-Cola и PepsiCo
Еще два года назад белорусские дистрибуторы свысока смотрели на предложения отечественных производителей соков по реализации их продукции. Отечественным брендам не находилось места в их портфелях, доверху заполненных известными марками российских и украинских производителей.
Спустя два года, однако, ситуация коренным образом изменилась. В текущем году отечественные соки по объемам продаж перегнали импорт, а за каждую новую марку, выводимую отечественным производителем на рынок, уже дистрибуторы конкурируют между собой. Часть белорусских предприятий отправляет свою продукцию на экспорт и вынашивает планы по расширению зарубежной экспансии.
«Белорусская соковая революция» – это яркий пример победы частной инициативы в отдельно взятой отрасли. Запуск нескольких новых производств, сделавших серьезные денежные вливания в рекламу, маркетинг, сэйлз, подстегнули к активным действиям как уже действующие частные компании, так и государственные предприятия.
Как итог, доля белорусских соков и нектаров в общем объеме продаж на начало летнего сезона, по оценкам агентства ACNielsen, выросла с 30% в 2008 году до 60% в 2010-м. По оценкам экспертов, к завершению текущего сезона в сентябре, она увеличится еще более значительно.
По сравнению с 2008 годом свои рыночные доли нарастили практически все ведущие игроки белорусского рынка. На более чем 4% увеличились доли «Савушкина продукта» (бренды «На100ящий», «Монтик») и «АВС». «Лето-трэйд» («Оскар») прибавила на 3%, «Эксмонтбел» (Magic Summer, Joy) выросла более на чем 2%. Увеличили свои рыночные доли также ОАО «Гормолзавод №2» («Юник») и Борисовский консервный завод («Асалода»).
Наибольший же рыночный рост пришелся на совместный проект инвестиционной группы Detroit Investments и Международной финансовой корпорации (IFC) – бобруйский завод «Старая крепость» («Сочный фрукт», Exotic).
Кто поит белорусов соками?
По данным на май 2010 года доля «Старой крепости», являющейся лидером белорусского сокового рынка, составляла 22,5%. Этого показателя компания, начавшая свою деятельность весной 2008 года, сумела добиться всего за два года. Агрессивность именно этого молодого игрока привела к перераспределению на соковом рынке в пользу отечественных производителей.
В «большую тройку» белорусского рынка также входят еще один белорусский производитель – компания «Эксмонтбел», а также российский «Мултон» («Добрый», Rich). «Мултон», принадлежащая транснациональной корпорации Cоса-Сola, единственная из заграничных компаний, которая росла на рынке вместе с белорусскими производителями. Доля «Эксмонтбела» и «Мултона» в продажах в Беларуси до недавнего времени оценивалась соответственно около 12% и около 11%.
В топ-10 крупнейших игроков сокового рынка Беларуси вошли еще три белорусские компании – гродненская фирма «АВС», «Лето-трэйд» и «Савушкин продукт».
Из иностранных поставщиков кроме «Мултона» серьезные позиции в Беларуси у PepsiCo. Известная компания представляет на белорусском рынке продукцию купленного ею российского завода «Лебедянский» («Я», «Тонус», «Фруктовый завод»), а также производит на мощностях «АВС» бренд «Привет».
Нижняя часть топ-10 «оккупирована» иностранными производителями. Среди них независимая украинская компания «Витмарк-Украина» (Jaffa, «Соковита»), российская «Нидан» («Моя семья», «Сокос», «Да!»), в сентябре 2010 года вошедшая в состав Coca-Cola, и украинская «Сандора» («Сандора», «Садочок»), которая, в свою очередь, принадлежит PepsiCo.
Отметим, что еще в середине 2008 года доля «Сандоры» на белорусском рынке составляла свыше 15% и она занимала на нем первое место. Вообще вне топ-10 основных игроков на соковом рынке страны оказался еще один в свое время крупный поставщик соковой продукции в Беларусь – российский “Вимм-Билль Данн” (J7, «Моя семья», «Чудо-ягода».