Игра вторым номером
12.07.2010
—
Новости Экономики
![Игра вторым номером](http://www.21.by/pub/news/2010/07/1278921997268698.jpg)
По ее словам, кризис показал, что традиционные способы проникновения на рынки зарубежных стран не всегда являются эффективными. Поэтому отечественные предприятия должны подумать о новых путях расширения своего присутствия за рубежом.
В частности, одним из самых привлекательных является путь создания сетевых структур предприятий при помощи экспорта капитала. Он позволяет перейти от экспорта товаров к производственной деятельности отечественных предприятий в других странах.
Одним из путей расширения присутствия белорусских предприятий на заграничных рынках является фрагментация производства. Его, к сожалению, используют лишь некоторые предприятия страны. Отечественные заводы и фабрики могли бы усиленно заняться производством комплектующих для предприятий, которые находятся в других странах. Тем самым, по словам Г. Шмарловской, белорусские производители могли бы избежать мер как тарифного, так и нетарифного регулирования по отношению к себе.
Кроме того, как отметила Г. Шмарловская, специализация производств на изготовлении деталей позволила бы белорусским предприятиям включиться в сеть поставок комплектующих для транснациональных компаний.
Эксперт подчеркнула, что если раньше ТНК использовали рынки развивающихся стран только как реципиентов для своей продукции, то сейчас они рассматривают страны с переходной экономикой как партнеров и участников своей производственной цепи. И для белорусских предприятий важно не упустить возможность включиться в сотрудничество с ними, так как ТНК, как показала практика, являются наиболее конкурентоспособными игроками рынка.
Г. Шмаровская подчеркнула, что и сами белорусские предприятия должны создавать горизонтально и вертикально интегрированные структуры кластерного типа. Пока такие структуры существуют в Беларуси только в лесной, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслях. На их базе можно переходить к созданию отечественных ТНК, которые смогли бы достойно представить Беларусь на внешних рынках, считает Г. Шмарловская.
По мнению директора научно-производственного предприятия "ЛЭМТ" Алексея Шкадаревича, Беларусь должна сотрудничать с ТНК только в тех направлениях, где сама не может обеспечивать необходимый уровень технологий. Он подчеркнул, что сотрудничество с ТНК - это всегда "игра вторым номером". В рамках транснациональных компаний белорусы не смогут в полной мере реализовать свой творческий потенциал, считает А. Шкадаревич.
Он добавил, что основную роль в белорусском экспорте должны играть крупные валообразующие производства, которые достались Беларуси от Советского Союза. Однако одновременно должны развиваться и тысячи малых и средних производственных предприятий, способных работать как самостоятельно, так и на отечественных и зарубежных гигантов. При этом А. Шкадаревич отметил, что считает неправильной практику, когда государство выделяет крупным предприятиям бюджетные дотации, но никаким образом не поддерживает малый и средний бизнес.
"В этой ситуации я на стороне малого и среднего бизнеса", - сказал А. Шкадаревич.
Экономический советник Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского Свен-Олаф Невиак усомнился в том, что крупные предприятия являются достаточно успешными экспортерами. Ведь белорусской продукцией часто интересуются зарубежные малые и средние предприятия, а работать с ними, отгружая небольшие партии товара, крупным отечественным производителям невыгодно.
Как отметил С.-О. Невиак, все говорят, что Беларусь имеет достаточно хороший экспортный потенциал. Однако никто не спешит это доказать. Все кивают на новых партнеров страны - Венесуэлу, Иран, Саудовскую Аравию. Но почему-то никто не говорит о выходе белорусской продукции на рынки с высоким уровнем конкуренции - в Западную Европу и Соединенные Штаты Америки.
Говоря о возможности прихода в Беларусь транснациональных корпораций, г-н Невиак подчеркнул, что Беларусь для них абсолютно неинтересна, так как рынок страны очень ограничен. И пока не стала ясной возможность выхода через Беларусь на рынки России и Казахстана, вероятность прихода сюда крупных корпораций практически нулевая.
Таким образом, резюмировал Свен-Олаф Невиак, экспортный потенциал Беларуси достаточно ограничен.