Почему из Минска в Берлин нельзя долететь за 40 евро
Экономист Леонид Заико рассуждает о транзитных возможностях Беларуси.
Еврорадио: Вот у нас все время говорят, что Беларусь - транзитная страна. У нас действительно такое уникальное местоположение или мы его сами придумали?
Заико: Еще во времена распада Советского Союза на первых волнах независимости многие белорусские экономисты считали, что Беларусь является страной, у которой забирались ресурсы, и если освободиться от Советского Союза и России, то мы будем жить лучше, чем любой регион бывшего СССР.
Считалась, что мы способны догнать европейские страны. В результате всех этих мнений и была построена теория особенной транзитивной роли Беларуси. Но, как правило, эта теория проповедуется теми, кто не имел профессионального экономичного образования.
Для того, чтобы понять, является ли страна стратегически важной в транспортных отношениях, надо делать подсчет. В этих отношениях мы являемся обычной страной, как и Литва, Польша, Украина, Венгрия, Чехия и т.д.
В принципе, все, что мы выжимаем из наших транспортных услуг за 2009 год - это примерно 2 миллиарда 200 миллионов долларов, это 5% от нашего ВВП. Все, что мы можем получать - это не многим более 2-х миллиардов долларов.
- Если говорить о роли инфраструктуры в транзите. Мы сделали ставку на дороги - наши дороги лучше, чем российские или украинские. А вот с железной дорогой наоборот - никак железнодорожную колею не могут сделать одинаковой ширины с европейской… Вообще, все эти вещи играют какую-то роль в развитии транзита? Или это такие мелочи, которые не замечаются?
- Инфраструктура должна быть. Но, если вы сядете в автомобиль и проедете от Минска до Бреста, то ничего там не увидите, разве только заправочные станции километров через 30-40. Там нет ни кафе, ни придорожного сервиса, ни мотелей, ничего - абсолютно пустая территория, Марс.
Сегодня главное - это автомобильный транспорт, он сейчас доминирует, мощно развивается. И вот как раз под него у нас ничего нет - дорога есть, а инфраструктура отсутствует.
Представьте себе, англичанин или француз приезжает в Брест, он заплатил 50 долларов, чтобы залить бак бензина и доехать до следующей, восточной точки Беларуси. Он будет ехать, и ничего не потратит - не пообедает, не купит себе сувениров, не сможет отдохнуть в мотеле… Если бы все это сделали, то повысили бы эффективность транзитного модуса Беларуси. Развивать эту инфраструктуру очень выгодно.
- Можно ли Беларусь превратить в логистический центр? Можно ли, скажем, открыть здесь второй Франкфуртский аэропорт? Вот, например, Польша сейчас строит такой логистический аэропорт в Белостоке, а мы свои только закрываем… Или у нас принципиально такое сделать невозможно, ведь все упирается в визы?
- Еще в начале 90-х годов аэропорты Минск и Минск-2 представлялись как большой транспортный узел. И сюда приезжали бизнесмены из США, стран Европы - они хотели частично купить или создать свои логистические структуры, включая отели и многое другое.
Но, по большому счету, мы ничего с ним не сделали. Аэропорт Минск-2 вообще используется процентов на 10%, не более. Да, конкурентов тут очень много… Нужны вложения - несколько миллиардов долларов, поэтому этот проект так и остался проектом.
- Также мы хотели стать транзитным центром, представительством Китая в Европе, вообще - Востока в Европе. И это звучит очень красиво, но насколько такая тактика себя оправдывает, насколько она реальна?
- Реалистичность зависит от того, кто и какие деньги будет вкладывать. Мы можем, конечно, вложить 5-10 миллиардов… Вот если поставить на весы, что будем строить - атомную станцию или логистический центр? Я, как экономист, сразу могу сказать, что лучше строить логистический центр.
Надо строить мощные порталы для автомобильного транспорта, скоростную качественную сервис-структуру по всем нашим транспортным коридорам. Стратегия создания аэропортов, удобных транспортных сетей - довольно перспективная. Плюс надо сделать еще одну небольшую вещь - отказаться от виз.
У немцев есть компания German Wings, за 59 евро можно долететь из Кельна до Киева. Так же за 40 евро можно открыть рейс между Минском и Берлином. Представляете себе - визы не нужны, сел, за 40 евро слетал в Берлин…
Поэтому, такая стратегия может быть. Этим может заниматься отдельная группа бизнеса, тех, кто занимается транзитом и транспортом, но ставку на это делать не стоит.
Мы выжимаем из транзита 5%, можем выжать 10%, а все остальное должно у нас работать как новая экономика - развитие интеллектуального производства, создание новых сегментов нашего производства - IT, электронная, компьютерная промышленность и другое… Транзит - это 10% наших возможностей, 90% - другое.
- Существует ли на рынке транзита конкуренция? Кто наш самый главный конкурент - Украина, ЕС...?
- В начале 90-х лет, когда я приезжал к своим коллегам-экономистам в Германию, они мне говорили - слушай, только что был министр экономики из Литвы, который сказал, что Литва становится транзитным государством для всей Европы. Мы посмеялись, потому что понятно, что Литва не входит в страны СНГ и через нее такой интенсивный коридор как через Беларусь не пойдет.
В 90-е годы все практиковались в мостостроительстве. Все строили мосты между Востоком и Западом, все строили коридоры, и все говорили, что они являются транзитными странами, находятся в центре Европы…
Абсолютно все страны - Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Литва, даже Эстония строили эти мосты. Эта идеология скоро закончилась, и осталась только шутка, что кто-то строил мосты, а кто-то оказался под мостом.
Реальная экономика складывается таким образом, что навязанная транзитивность рождает к ней отрицательное отношение. Газ идет через Украину и Беларусь - 70% через Украину, а 30% - через Беларусь. Местные чиновники раздули щеки и говорят: мы будем брать более высокие тарифы за газ. Хорошо - Россия, долго не думая, сейчас строит Северный и Южный потоки. Нефть и газ будут идти через Балтийское море, обходя Беларусь, Литву, Латвию, Польшу.
Вы транзитные страны? Пожалуйста - занимайтесь этим транзитом, которого у вас не будет. Такая любовь к транзиту привела к тому, что его вообще не будет. Беларусь после сдачи проекта Северного потока вообще никакой роли в транзите играть не будет.
- Конкуренция за главное транзитное место приводит к тому, что вообще через это государство транзита не будет?
- Немцам и россиянам надоело смотреть на поляков и белорусов, которые стоят и считают деньги за транзит, которые надувают щеки и думают, что проживут транзитом. Поэтому Путин, Шредэр и Меркель строят между собой прямые трубопроводы.
Все иллюзии и переоценки роли собственной страны, попытка представить себя в роли важной транзитивной страны, все заканчивается тем, что вообще через эту страну ничего не будет идти. Будут возить только картофель и груши.
- Какие страны можно назвать идеальными транзитерами? С которых можно брать пример?
- Сингапур, Гонконг - две страны, финансовые транзитеры. По ним проходят самые главные, мощные финансовые потоки. Там есть хорошие портовые хозяйства, они все время торгуют.
- Но они же на море находятся...
- Вот к тому времени пока мы не выйдем к морю, вряд ли можно говорить о нашей серьезной транзитной роли. Представите себе - в какой-то стране живут люди и они говорят - слушайте, давайте все не будем работать, а будем сидеть у дороги и деньги собирать. Такое было в средние прошлого столетия…
Нам надо заниматься нашим экспортом, придумывать новые товары и услуги. Японцы и немцы продают автомобили по 20-30 тысяч долларов. Индийцы сделали автомобиль, который стоит 2 тысячи долларов. В Беларуси не знают, что делать с Белазом… Производите дешевые машины! Если индийцы сделали за 2 тысячи долларов, сделайте за 2200.
- Какой транзит для нас более важен: восток - запад или север - юг?
- Естественно, что на сегодня это восток - запад - интенсивность сотрудничества между Европой и Россией будет расширяться, этот вектор полностью прилично работает и должен работать еще больше. Тут есть основа.
Намного хуже предоставленные коридоры, которые идут с севера на юг - от Балтийского до Черному моря. Тут мы можем проложить скоростную дорогу, где движение будет не меньше 100-120-ти километров в час. При такой скорости за 14-15 часов можно будет доезжать от берега Балтики до берега Черного моря.
Это все можно сделать в течение 3-4 лет. И, кстати, европейцы в этом также заинтересованы.
Также важные тут таможенно-пограничные процедуры, они должны быть сведены к минимуму, чтобы одно транспортное средство проезжало через границу за 15 секунд. Этим есть смысл заняться более основательно.
С точки зрения динамики товарооборота перспективно направление с юга на север. Страны Северной Европы - это технологичные товары, начиная с телефонов и заканчивая машинами, станками, оснащением. А юг (Турция и др.) - этот главный источник дешевой одежды, обуви…
Это очень реалистичный проект связанный с товарным экспортом, Если на этом срезе настроить контейнерную перевозку - забросил на машину контейнер, быстренько перетащил на юг за 12 часов, там опять на корабль… Это очень быстрая и хорошая формула.
- С началом действия таможенного союза окажется, что у нас было две границы, а останется одна… Не сократит ли это возможности транзита?
- На транзит это наверняка никак не повлияет, потому что мы находимся с Россией в одном таможенном пространстве, только Казахстан присоединится. С точки зрения таможенных тарифов, некоторые товарные позиции отпадут, потому что Россия сильнее закрывать свой рынок, и очевидно потоки между Евросоюзом и Россией будут снижаться.
С точки зрения оформления документов… В этом случае мы выступаем как транзитная территория - идут потоки с севера на юг, из Литвы и Латвии в Украину, то тут ничего не теряется, просто изменятся некоторые формы документов, но это уже вторично. Я не вижу каких-то принципиальных перемен.
- Изменится ли что-то с приходом Януковича в Украине. Может они договорятся с Россией на дешевый транзит, и мы останемся в стороне?
- Самая главная транзитная услуга в руках Украины - это перекачка газа, Украина имеет так называемый "gold key" - 70%. Но россияне насмотрелись и натерпелись от Януковича, Ющенко, ото всех, поэтому они вместе с турками, вместе с европейцами делают Южный поток, а Украина отдыхает…
Но возможен реверс - Янукович становится президентом, отказывается от европейской ориентации, Украина входит в состав таможенного союза, где будет уже 4 государства - Россия, Казахстан, Беларусь, Украина… И тогда будут развиваться совсем другие схемы, транзит будет идти по другим векторам, точнее, это уже будет не транзит, а внутренняя торговля в границах таможенного союза. Такой вариант возможен.
- Если подытожить все, о чем мы говорили, на что стоит сделать ставку Беларуси? Как дальше развивать свой транзитный потенциал?
- В транзите самое главное, чтобы наш клиент как можно быстрее проехал, и как можно больше оставил денег. То есть хорошие дороги, хорошее качество инфраструктуры - заправки, инфраструктура отдыха, сервиса, все что только можно…
Но, с точки зрения стратегии развития, надо понимать, что все эти услуги более чем 10% ВВП не дадут. Мы должны делать ставку не на какую-то свою важную транзитную роль, а на развитие экономики знаний, ІТ-технологий, новой цифровой экономики, экономики, построенной на человеческом капитале, а не на колесах.