"100 дорог": Беларусь в бокале
Национальный бизнес на дрожжах
Сегодня как минимум две компании могут взрастить на дрожжах славное белорусское пиво. Одна из них - принадлежащая известной нидерландской компании бобруйская пивоварня.
Нынешняя бобруйская "резиденция" нидерландского гиганта - пример многострадального инвестиционного опыта. За 34 года своего существования завод в Бобруйске трижды сменил форму собственности и еще большее число раз - руководство и ведущих специалистов.
В конечном счете белорусский бизнес отошел к американцам, а затем к нидерландской компании, которая и намерена сдержать обещания всех бывших владельцев разом. Причем речь идет не о баснословных доходах и сытных налогах, а именно о знаменитой марке белорусского пива.
В Бобруйске реконструированный пивоваренный завод располагается рядом с промышленными приветами из советского прошлого - заводом "Красный пищевик" и предприятием "Бобруйскмебель". Осколки славного советского прошлого запорошены свежим снегом и мыслями о новой пятилетке. Неподалеку забегаловки и пивные, чья прибыль зиждется на импортном напитке. Белорусское пиво продается, но не по-советски скромно.
Генеральный директор бобруйской пивоварни Элла Климюк видит в пивной интервенции историю и политику.
- Я много раз задумывалась над этим и пришла к следующему выводу. Импорт зашел в Беларусь как раз в то время, когда отечественная пивоваренная отрасль была на грани распада, не было технологического оборудования, были утрачены традиции пивоварения Советского Союза. Как раз в тот момент белорусы оценили импортное пиво и как все нормальные люди выбрали качественный напиток. С этой психологией они сейчас и живут, - говорит она.
Для того чтобы повернуть бизнес на дрожжах в нужное русло, нужны деньги, технологии и качественное сырье. О попытках вырастить в Беларуси добротный ячмень все белорусы наслышаны. На очереди хмель, который, возможно, может укорениться на полях Синеокой.
- Мы уже два года выращиваем пивоваренный ячмень для собственного производства. Таким образом мы ушли от возможных проблем с основным сырьем. Хмель закупаем в Германии. Хмель не везде может расти, это очень ограниченные территории с определенным климатом, температурой, но не исключено, что когда-нибудь можно будет рассмотреть возможность выращивания хмеля в Брестской области. Но это отдаленная перспектива, - говорит Климюк.
В еще более отдаленной перспективе - создание в Беларуси национального банка пивных дрожжей. Капризный грибок попадает в бобруйскую пивоварню из Германии в специальном контейнере. Директор по производству бобруйского предприятия Артурас Переднис с гордостью демонстрирует колбу с драгоценным организмом. По промышленным меркам элитные дрожжи стоят недорого. Всего 200-300 евро за колбу, которой хватает на несколько месяцев активного пивоварения.
- Вы что, это дорого, - театрально хмурится литовский специалист. - В магазине брикет дрожжей значительно дешевле.
Шутки Артураса - не сертифицированный ингредиент бобруйского пива. В отличие от хмурых отечественных пивоваров, литовец лучится радостью и оптимизмом. Говорит, что главное не процесс, а настроение и любовь. Как сочетаются светлые чувства с технологическим процессом, Переднис объяснить не может. Он почему-то уверен, что пиво делается именно так, а дрожжи, как люди, множатся в теплоте и ласке.
Размножение пивных дрожжей - отдельная наука, которая может обернуться прибылью или большими убытками. Дорогие дрожжи, по словам Передниса, - это дрожжи Heineken, к которым, дескать, приложил руку ученик знаменитого Луи Пастера доктор Элион. Но в Беларусь раритетные одноклеточные не заезжали. Нет повода и для пива Heineken, которое требует обязательного присутствия "пастеровских" отпрысков. Впрочем, дрожжи, на которых "растет" бобруйское лицензионное пиво, не менее породистые.
Грибы-эмигранты подбираются под конкретный сорт пива из обширного дрожжевого банка. Теоретически импортные микроорганизмы могут сбродить и уникальный сорт белорусского пива. Вот только его популярность зависит не только от вкуса, но и от грамотной маркетинговой политики. История Heineken знает несколько локальных марок напитка, которые выплеснулись за пределы страны-начинателя. В том числе и с легких рук многочисленных маркетологов.
- Heineken приходит на рынок, чтобы развивать интересные локальные марки, а не подавлять их, - уверяет глава предприятия.
Белорус поневоле?
В принципе, всё пиво, которое производится в Бобруйске, можно смело назвать белорусским. Национальный признак напиток обретает поневоле, согласно геополитическим требованиям. Ячмень помнит родные корни, а вода - белорусские подземные берега.
- Иностранный бизнес пришел в Беларусь работать. В настоящий момент иностранный собственник полностью или частично присутствует в нескольких местных пивоваренных компаниях, но пиво-то варят белорусы, бизнес делается белорусами, поэтому это и будет белорусское пивоварение, - говорит Климюк.
Другое дело этикетка и рецепт, которые "портят" национальный колорит незнакомым написанием и расцветкой. Увы, в пивоваренной отрасли доходами правят громкие бренды и марки.
В Бобруйске намерены постепенно изменить негативное отношение к белорусским сортам. Быть может, к родному напитку белорусов подтолкнет "животный" бобруйский эпос. Не исключено, что в будущем компания Heineken "проедется" на бобрах и прочих обитателях знаменитого города на Березине. Хотя зацикливаться только на одном городе бобруйские пивовары не собираются. Дескать, зачем, если местное пиво пьет вся страна…
Сегодня компания Heineken контролирует более 15% пивного рынка республики. На долю белорусского пива с иностранными корнями пришелся бы и больший кусок хмельного пирога, если бы не активный российский импорт и запреты отечественных законодателей. Например, к невольному ограничению распития пива только в специальных местах на заводе относятся со сдержанным энтузиазмом. Элла Климюк лишь пожимает плечами. Мол, вопрос интересный, а вот что белорусы получат взамен запретных скверов и парков?
- Я считаю, что закон правильный: мы же являемся цивилизованной страной, во всей Европе на улицах запрещено пить пиво и алкогольные напитки. Но в Европе достаточно различных питейных заведений. В Беларуси надо расширять сеть кафе, ресторанов, пабов, причем от дешевых заведений до достаточно дорогих. В этом смысле у белорусского рынка большой потенциал, и использовать его могли бы специалисты в данной сфере - предприниматели. Мы не можем заниматься ресторанным бизнесом - мы варим и продаем пиво.
Тот факт, что за долгие годы становления ресторанного бизнеса пивного "просвета" так и не появилось, руководителя завода не пугает. Она уверена, что пиво никуда не денется, равно как и люди, которые его покупают. Со своей стороны Heineken постарается стимулировать развитие культуры потребления напитка. Удобной тарой и европейским качеством.
- Пиво будут пить. В этом году мы делаем большую ставку на развитие летних кафе, закупаем оборудование. Мы не будем сами этим заниматься, но вкладываем деньги в развитие этого бизнеса, привлекая других компаньонов. Не будут люди меньше пить. Да и к каждому желающему выпить пива на улице охрану не приставишь.
В свою очередь Артурас Переднис, бодро штурмуя лестничные пролеты в цехах, не может дать идеального рецепта потребления пива.
Судя по радостному лицу Артураса, специалиста со стажем угощали не только в Беларуси. Нынешний глава белорусского производства долгое время проработал в Литве над именитыми пивными марками. И даже семья Артураса выросла на пивных дрожжах. Жена, которая так и не решилась переехать в Беларусь из Вильнюса, - пивовар, который не прочь поспорить с супругом о качестве белорусской закваски.
Равно как и его разливное детище, Артурас - белорус поневоле или по контракту.
- Страна нравится, работать тоже очень интересно. Я же вернулся в Бобруйск второй раз.
Свою первую партию пива улыбчивый литовский эксперт сварил в Бобруйске еще во времена американского инвестиционного проекта. Затем по семейным причинам уволился и вернулся в Вильнюс.
В Бобруйск Переднис вернулся через два года. На этот раз его рекрутировала компания Heineken.
Рядом с холодными танками литовец выглядит счастливым и свободным. Большая часть технологий и оборудования - его мечта. Что будет дальше, покажет время.
Будущее на прошлом
Будущее белорусского пива - в стеклянных бутылках. Тару, которую известный напиток любит больше всего, бобруйская пивоварня покупает у белорусов и пока импортирует из России. Хотя в Беларуси похороны ПЭТ-бутылок состоятся еще не скоро, производитель готовится к будущему. Ни Европа, ни Америка так не пьет, а если и смотрит на пластик, то видит в нем только пиво, без имени и этикеток. В нашей стране пластик - необходимая реальность, которая когда-нибудь канет в Лету. На смену процессу по "выращиванию" из полуфабрикатных колб внушительной тары придет технология массового розлива в стекло и жестяные банки. Главное, чтобы рынок был готов, а белорусы понимали разницу между импортным и собственным продуктом.
- Нужно уменьшать долю импорта. В других странах действуют высокие ввозные пошлины на импорт, прежде всего, алкогольной продукции. В Беларуси доля импортного пива беспрецедентно высока - около 30%. Как бы то ни было, думаю, скоро белорусы повернутся лицом к собственному производителю и решат, что наше пиво лучше, - считает Элла Климюк.
Сократить импорт можно либо волевым законодательным решением, либо в условиях невероятно жесткой конкуренции с россиянами, которые уже набили руку на выпуске пивных продуктов. Конкуренция и демпинг сводят на нет активное развитие и внедрение новых технологий. Дыр в финансовых отчетах инвестор не потерпит. Пивоварам, как и дрожжам, нужны особые условия. Если они будут созданы, отечественное пиво шагнет в Европу. Широким шагом.
- Белорусское пиво в Европе уже появилось. Но если вы говорите о возможности производства, то, когда страны, в которые мы экспортируем нашу продукцию, будут реализовывать ее в большом объеме, станет вопрос о том, не лучше ли нам производить ее поближе к потребителям. Будем надеяться, когда-нибудь так и будет.
Когда национальное станет мировым, Элла Климюк не знает. Так далеко загадывать пивовары еще не научились. Но факт остается фактом: место для белорусских марок на западных рынках еще есть. Хотя самый желанный рынок, как ни странно, российский.
- В Германии, Чехии мы не будем иметь большого успеха: мы там стоим дорого. С Россией существует Таможенный союз, она более лояльна к Беларуси. Надо ставить перед собой реальные цели, а не фантастические.
Вышагивая по цеху розлива, Артурас Переднис говорит, что тоже не любит фантастику. Он реалист и поклонник действительности. Но в белорусское пиво он верит. Пусть даже и сваренное его, не совсем белорусскими, руками. Говорит, что пройдет время - и белорусы будут гордиться собой и своим продуктом. Захотят работать - научатся. У нашей страны есть возможность поучиться. Бесплатно.
Наши рекламодатели
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
"100 дорог": "Скиф" - единственный минус региональных телеканалов – это недостаток бюджета
"100 дорог": Робот против белорусов?
"100 дорог": Узда – родина белорусских талантов и гениев
Технический партнер проекта
| СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |