"100 дорог": Беларусь в бокале

Источник материала:  
16.02.2010 13:46 — Новости Экономики
"100 дорог": Беларусь в бокалеО том, что Владимир Ульянов (Ленин) любил белорусское пиво, историки только догадываются. Документально главного идеолога СССР застали за бокалом оршанского пива лишь один раз. Да и то - на вокзале, где Ленин якобы был проездом. Дальше следы белорусского пива теряются в исторических фактах и домыслах. Одни специалисты утверждают, что белорусский хмель гремел на весь Союз, другие обвиняют коммунизм в отсутствии достойного выбора. Последний вариант современным скептикам нравится больше. Да и рыночная экономика расставила всё по своим местам. Отдельные пивоварни не выдержали жесткой конкуренции и поспешили слиться в пивном экстазе с западными собратьями. На этом в истории белорусского пива можно было бы поставить жирную точку, если бы не желание новых владельцев прославить белорусов на весь мир.

Национальный бизнес на дрожжах

Сегодня как минимум две компании могут взрастить на дрожжах славное белорусское пиво. Одна из них - принадлежащая известной нидерландской компании бобруйская пивоварня.

Нынешняя бобруйская "резиденция" нидерландского гиганта - пример многострадального инвестиционного опыта. За 34 года своего существования завод в Бобруйске трижды сменил форму собственности и еще большее число раз - руководство и ведущих специалистов.

В конечном счете белорусский бизнес отошел к американцам, а затем к нидерландской компании, которая и намерена сдержать обещания всех бывших владельцев разом. Причем речь идет не о баснословных доходах и сытных налогах, а именно о знаменитой марке белорусского пива.

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

В Бобруйске реконструированный пивоваренный завод располагается рядом с промышленными приветами из советского прошлого - заводом "Красный пищевик" и предприятием "Бобруйскмебель". Осколки славного советского прошлого запорошены свежим снегом и мыслями о новой пятилетке. Неподалеку забегаловки и пивные, чья прибыль зиждется на импортном напитке. Белорусское пиво продается, но не по-советски скромно.

Генеральный директор бобруйской пивоварни Элла Климюк видит в пивной интервенции историю и политику.

- Я много раз задумывалась над этим и пришла к следующему выводу. Импорт зашел в Беларусь как раз в то время, когда отечественная пивоваренная отрасль была на грани распада, не было технологического оборудования, были утрачены традиции пивоварения Советского Союза. Как раз в тот момент белорусы оценили импортное пиво и как все нормальные люди выбрали качественный напиток. С этой психологией они сейчас и живут, - говорит она.

Для того чтобы повернуть бизнес на дрожжах в нужное русло, нужны деньги, технологии и качественное сырье. О попытках вырастить в Беларуси добротный ячмень все белорусы наслышаны. На очереди хмель, который, возможно, может укорениться на полях Синеокой.

- Мы уже два года выращиваем пивоваренный ячмень для собственного производства. Таким образом мы ушли от возможных проблем с основным сырьем. Хмель закупаем в Германии. Хмель не везде может расти, это очень ограниченные территории с определенным климатом, температурой, но не исключено, что когда-нибудь можно будет рассмотреть возможность выращивания хмеля в Брестской области. Но это отдаленная перспектива, - говорит Климюк.

В еще более отдаленной перспективе - создание в Беларуси национального банка пивных дрожжей. Капризный грибок попадает в бобруйскую пивоварню из Германии в специальном контейнере. Директор по производству бобруйского предприятия Артурас Переднис с гордостью демонстрирует колбу с драгоценным организмом. По промышленным меркам элитные дрожжи стоят недорого. Всего 200-300 евро за колбу, которой хватает на несколько месяцев активного пивоварения.

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

- Вы что, это дорого, - театрально хмурится литовский специалист. - В магазине брикет дрожжей значительно дешевле.

Шутки Артураса - не сертифицированный ингредиент бобруйского пива. В отличие от хмурых отечественных пивоваров, литовец лучится радостью и оптимизмом. Говорит, что главное не процесс, а настроение и любовь. Как сочетаются светлые чувства с технологическим процессом, Переднис объяснить не может. Он почему-то уверен, что пиво делается именно так, а дрожжи, как люди, множатся в теплоте и ласке.

Размножение пивных дрожжей - отдельная наука, которая может обернуться прибылью или большими убытками. Дорогие дрожжи, по словам Передниса, - это дрожжи Heineken, к которым, дескать, приложил руку ученик знаменитого Луи Пастера доктор Элион. Но в Беларусь раритетные одноклеточные не заезжали. Нет повода и для пива Heineken, которое требует обязательного присутствия "пастеровских" отпрысков. Впрочем, дрожжи, на которых "растет" бобруйское лицензионное пиво, не менее породистые.

Грибы-эмигранты подбираются под конкретный сорт пива из обширного дрожжевого банка. Теоретически импортные микроорганизмы могут сбродить и уникальный сорт белорусского пива. Вот только его популярность зависит не только от вкуса, но и от грамотной маркетинговой политики. История Heineken знает несколько локальных марок напитка, которые выплеснулись за пределы страны-начинателя. В том числе и с легких рук многочисленных маркетологов.

- Heineken приходит на рынок, чтобы развивать интересные локальные марки, а не подавлять их, - уверяет глава предприятия.

Белорус поневоле?

В принципе, всё пиво, которое производится в Бобруйске, можно смело назвать белорусским. Национальный признак напиток обретает поневоле, согласно геополитическим требованиям. Ячмень помнит родные корни, а вода - белорусские подземные берега.

- Иностранный бизнес пришел в Беларусь работать. В настоящий момент иностранный собственник полностью или частично присутствует в нескольких местных пивоваренных компаниях, но пиво-то варят белорусы, бизнес делается белорусами, поэтому это и будет белорусское пивоварение, - говорит Климюк.

Другое дело этикетка и рецепт, которые "портят" национальный колорит незнакомым написанием и расцветкой. Увы, в пивоваренной отрасли доходами правят громкие бренды и марки.

В Бобруйске намерены постепенно изменить негативное отношение к белорусским сортам. Быть может, к родному напитку белорусов подтолкнет "животный" бобруйский эпос. Не исключено, что в будущем компания Heineken "проедется" на бобрах и прочих обитателях знаменитого города на Березине. Хотя зацикливаться только на одном городе бобруйские пивовары не собираются. Дескать, зачем, если местное пиво пьет вся страна…

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

Сегодня компания Heineken контролирует более 15% пивного рынка республики. На долю белорусского пива с иностранными корнями пришелся бы и больший кусок хмельного пирога, если бы не активный российский импорт и запреты отечественных законодателей. Например, к невольному ограничению распития пива только в специальных местах на заводе относятся со сдержанным энтузиазмом. Элла Климюк лишь пожимает плечами. Мол, вопрос интересный, а вот что белорусы получат взамен запретных скверов и парков?

- Я считаю, что закон правильный: мы же являемся цивилизованной страной, во всей Европе на улицах запрещено пить пиво и алкогольные напитки. Но в Европе достаточно различных питейных заведений. В Беларуси надо расширять сеть кафе, ресторанов, пабов, причем от дешевых заведений до достаточно дорогих. В этом смысле у белорусского рынка большой потенциал, и использовать его могли бы специалисты в данной сфере - предприниматели. Мы не можем заниматься ресторанным бизнесом - мы варим и продаем пиво.

Тот факт, что за долгие годы становления ресторанного бизнеса пивного "просвета" так и не появилось, руководителя завода не пугает. Она уверена, что пиво никуда не денется, равно как и люди, которые его покупают. Со своей стороны Heineken постарается стимулировать развитие культуры потребления напитка. Удобной тарой и европейским качеством.

- Пиво будут пить. В этом году мы делаем большую ставку на развитие летних кафе, закупаем оборудование. Мы не будем сами этим заниматься, но вкладываем деньги в развитие этого бизнеса, привлекая других компаньонов. Не будут люди меньше пить. Да и к каждому желающему выпить пива на улице охрану не приставишь.

В свою очередь Артурас Переднис, бодро штурмуя лестничные пролеты в цехах, не может дать идеального рецепта потребления пива.

Судя по радостному лицу Артураса, специалиста со стажем угощали не только в Беларуси. Нынешний глава белорусского производства долгое время проработал в Литве над именитыми пивными марками. И даже семья Артураса выросла на пивных дрожжах. Жена, которая так и не решилась переехать в Беларусь из Вильнюса, - пивовар, который не прочь поспорить с супругом о качестве белорусской закваски.

Равно как и его разливное детище, Артурас - белорус поневоле или по контракту.

- Страна нравится, работать тоже очень интересно. Я же вернулся в Бобруйск второй раз.

Свою первую партию пива улыбчивый литовский эксперт сварил в Бобруйске еще во времена американского инвестиционного проекта. Затем по семейным причинам уволился и вернулся в Вильнюс.

В Бобруйск Переднис вернулся через два года. На этот раз его рекрутировала компания Heineken.

Рядом с холодными танками литовец выглядит счастливым и свободным. Большая часть технологий и оборудования - его мечта. Что будет дальше, покажет время.

Будущее на прошлом

Будущее белорусского пива - в стеклянных бутылках. Тару, которую известный напиток любит больше всего, бобруйская пивоварня покупает у белорусов и пока импортирует из России. Хотя в Беларуси похороны ПЭТ-бутылок состоятся еще не скоро, производитель готовится к будущему. Ни Европа, ни Америка так не пьет, а если и смотрит на пластик, то видит в нем только пиво, без имени и этикеток. В нашей стране пластик - необходимая реальность, которая когда-нибудь канет в Лету. На смену процессу по "выращиванию" из полуфабрикатных колб внушительной тары придет технология массового розлива в стекло и жестяные банки. Главное, чтобы рынок был готов, а белорусы понимали разницу между импортным и собственным продуктом.

- Нужно уменьшать долю импорта. В других странах действуют высокие ввозные пошлины на импорт, прежде всего, алкогольной продукции. В Беларуси доля импортного пива беспрецедентно высока - около 30%. Как бы то ни было, думаю, скоро белорусы повернутся лицом к собственному производителю и решат, что наше пиво лучше, - считает Элла Климюк.

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

"100 дорог": Беларусь в бокале

Сократить импорт можно либо волевым законодательным решением, либо в условиях невероятно жесткой конкуренции с россиянами, которые уже набили руку на выпуске пивных продуктов. Конкуренция и демпинг сводят на нет активное развитие и внедрение новых технологий. Дыр в финансовых отчетах инвестор не потерпит. Пивоварам, как и дрожжам, нужны особые условия. Если они будут созданы, отечественное пиво шагнет в Европу. Широким шагом.

- Белорусское пиво в Европе уже появилось. Но если вы говорите о возможности производства, то, когда страны, в которые мы экспортируем нашу продукцию, будут реализовывать ее в большом объеме, станет вопрос о том, не лучше ли нам производить ее поближе к потребителям. Будем надеяться, когда-нибудь так и будет.

Когда национальное станет мировым, Элла Климюк не знает. Так далеко загадывать пивовары еще не научились. Но факт остается фактом: место для белорусских марок на западных рынках еще есть. Хотя самый желанный рынок, как ни странно, российский.

- В Германии, Чехии мы не будем иметь большого успеха: мы там стоим дорого. С Россией существует Таможенный союз, она более лояльна к Беларуси. Надо ставить перед собой реальные цели, а не фантастические.

Вышагивая по цеху розлива, Артурас Переднис говорит, что тоже не любит фантастику. Он реалист и поклонник действительности. Но в белорусское пиво он верит. Пусть даже и сваренное его, не совсем белорусскими, руками. Говорит, что пройдет время - и белорусы будут гордиться собой и своим продуктом. Захотят работать - научатся. У нашей страны есть возможность поучиться. Бесплатно.

Наши рекламодатели

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": "Скиф" - единственный минус региональных телеканалов – это недостаток бюджета

"100 дорог": Робот против белорусов?

"100 дорог": Узда – родина белорусских талантов и гениев

"100 дорог": Золотой бройлер

Технический партнер проекта

"100 дорог": Беларусь в бокале
 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
"100 дорог": Беларусь в бокале Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.



←Почему из Минска в Берлин нельзя долететь за 40 евро

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика