ЕБРР зовёт
10.02.2010
—
Новости Экономики
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) презентовал в Беларуси ежегодный доклад о состоянии системных трансформаций в 29 переходных странах Европы и Центральной Азии. Доклад ставит вопрос «перехода от плана к рынку в кризисе». Действительно, во многих странах наблюдается отказ от рынка в пользу интервенционистских практик. Государства становится больше, а рынка и частной собственности - меньше. В Беларуси кризиса перехода от плана к рынку нет, потому что сам переход только-только начинается.
ЕБРР вслед за МВФ довольно позитивно оценивает первые робкие шаги либерализации в Беларуси. Страна получила повышение индекса по ценовой либерализации (до 3 пунктов по шкале от «1» до «4+»). Улучшен показатель глубины реформы банковского сектора и либерализации процентных ставок (до уровня «2+»). Беларусь вновь среди лидеров по активности трансформационных процессов. Правда, ни по одному из восьми факторов не имеет даже «4», т.е. доведения реформ до уровня современной рыночной экономики. Трансформацию инфраструктурных секторов ЕБРР вообще оценил в «единицу». Реформы железной дороги, энергетики, водоснабжения, дорожной инфраструктуры и телекоммуникации у нас практически не начинались.
040040241bg4(727)-ec1.htm
НЕ ДО РЫНОЧНЫХ СТАНДАРТОВ
По всем индикаторам трансформации Беларусь заметно отстает от стран Центральной и Восточной Европы. В нашей стране существенно выше размер бюджетных субсидий предприятиям, т.е. прямая финансовая интервенция - ее объем составляет около 21% ВВП (в Польше - на уровне 3% ВВП, в Хорватии - менее 2,5% ВВП, Эстонии - 2,6% ВВП, Словении - 3,6% ВВП, на Украине - 2,9% ВВП, в России - 5,4%). С учетом того, что доля частного сектора в формировании ВВП Беларуси - одна из самых малых среди 29 переходных стран, можно уверенно сказать, что белорусская экономика представляет слегка припудренный рыночной косметикой советский Госплан.
Еще один показатель, сильно отличающий нашу страну от лидеров системных трансформаций, - 30-процентная доля регулируемых цен в Индексе потребительских цен (ИПЦ), которая указывает на вмешательство правительства в процесс ценообразования. Когда почти каждая третья цена в корзине товаров и услуг, по которым считается инфляция, регулируется правительством, нет сомнений, что расчет идет так, чтобы не отходить от заданного параметра. В такой ситуации методологические манипуляции легко могут обеспечить корректировку ИПЦ и реального ВВП до уровня, не пугающего вкладчиков банков и предохраняющего министров от увольнения (в рыночных и переходных странах доля регулируемых государством цен гораздо меньше: 13,1% в Словении, 1% в Польше, 5,8% в Сербии, 12,6% в Литве, 18,6% в Болгарии и 21% в Румынии; для правительств этих стран никто не навязывает политически корректный уровень инфляции).
Несмотря на жесткое административное регулирование цен, инфляция в Беларуси - одна из самых высоких в Европе. Ситуацию усугубляет широкое распространение практик перекрестного субсидирования. Государство в ручном режиме устанавливает более 10 разных цен для потребителей разных товаров и услуг. Такая практика сильно искажает рынок и посылает ложные информационные сигналы инвесторам и производителям.
Большой проблемой для Беларуси остается ценовая политика в отношении энергетических товаров, в частности электрической энергии. Для населения ее цена устанавливается на уровне гораздо ниже рыночного. В ситуации бюджетного кризиса дотировать домашние хозяйства очень сложно, а повышать тарифы для коммерческого сектора тоже больше нельзя - они в Беларуси и так выше, чем в Польше и других странах ЕС. Поэтому болезненный этап системных трансформаций, связанный с переходом на рыночные цены на газ, воду, электроэнергию и другие ЖКУ, у нас еще впереди. Тарифы на электроэнергию для населения в 2008г. в республике составляли 6,1 американского цента за 1 кВт/ч. В Польше этот тариф составляет 20 центов, в Словении - 18,4, Венгрии - 22,5, Болгарии и Молдове - 10,9.
ЕБРР ЗОВЁТ
Не прошло и полгода с момента прогноза динамики ВВП для Беларуси на 2010г., как ЕБРР решил повысить его до 3% ВВП. Вслед за МВФ и Всемирным банком ЕБРР полагает, что рецессия в Беларуси завершилась - в нынешнем году белорусское правительство сможет получить внешние кредиты (МВФ, Китай, Всемирный банк, ЕС), активизировать кредитные линии через российский Сбербанк, получить доходы от приватизации и увеличить объем продаж на российский рынок. Кроме того, экономическому росту должна помочь активная инвестиционная политика правительства.
Это весьма оптимистичный набор допущений. ЕБРР хочет быть одним из самых активных участников процесса приватизации и не прочь формировать правила рыночной игры и делиться знаниями, опытом и деньгами, но предупреждает, что «важнейшее значение для сохранения макроэкономической стабильности в условиях продолжающегося финансового экономического кризиса и, в частности, низкого внешнего спроса будет иметь дальнейшая твердая приверженность к проведению разумной денежной налоговой политики, включая сокращение объемов директивного кредитования».
Среди основных вызовов белорусским властям ЕБРР видит ценовую либерализацию, приватизацию, дерегулирование, улучшение качества налоговой системы и ликвидацию практики доведения до предприятий всех форм собственности обязательных для исполнения показателей производства.
На повестке дня строит не решаемый пока вопрос модернизации промышленности. Без создания надежных правовых гарантий частной собственности, либерализации условий входа на рынок иностранных инвесторов добиться выполнения этих задач будет очень сложно. В отличие от МВФ и Всемирного банка, ЕБРР по своему уставу декларирует приверженность принципам демократии и соблюдения прав человека. Новая стратегия банка, готовность активно включиться в трансформационные процессы внутри страны говорят о том, что прагматизм и экономический расчет выходят на первые позиции и для этой международной организации.
ЕБРР вслед за МВФ довольно позитивно оценивает первые робкие шаги либерализации в Беларуси. Страна получила повышение индекса по ценовой либерализации (до 3 пунктов по шкале от «1» до «4+»). Улучшен показатель глубины реформы банковского сектора и либерализации процентных ставок (до уровня «2+»). Беларусь вновь среди лидеров по активности трансформационных процессов. Правда, ни по одному из восьми факторов не имеет даже «4», т.е. доведения реформ до уровня современной рыночной экономики. Трансформацию инфраструктурных секторов ЕБРР вообще оценил в «единицу». Реформы железной дороги, энергетики, водоснабжения, дорожной инфраструктуры и телекоммуникации у нас практически не начинались.
040040241bg4(727)-ec1.htm
НЕ ДО РЫНОЧНЫХ СТАНДАРТОВ
По всем индикаторам трансформации Беларусь заметно отстает от стран Центральной и Восточной Европы. В нашей стране существенно выше размер бюджетных субсидий предприятиям, т.е. прямая финансовая интервенция - ее объем составляет около 21% ВВП (в Польше - на уровне 3% ВВП, в Хорватии - менее 2,5% ВВП, Эстонии - 2,6% ВВП, Словении - 3,6% ВВП, на Украине - 2,9% ВВП, в России - 5,4%). С учетом того, что доля частного сектора в формировании ВВП Беларуси - одна из самых малых среди 29 переходных стран, можно уверенно сказать, что белорусская экономика представляет слегка припудренный рыночной косметикой советский Госплан.
Еще один показатель, сильно отличающий нашу страну от лидеров системных трансформаций, - 30-процентная доля регулируемых цен в Индексе потребительских цен (ИПЦ), которая указывает на вмешательство правительства в процесс ценообразования. Когда почти каждая третья цена в корзине товаров и услуг, по которым считается инфляция, регулируется правительством, нет сомнений, что расчет идет так, чтобы не отходить от заданного параметра. В такой ситуации методологические манипуляции легко могут обеспечить корректировку ИПЦ и реального ВВП до уровня, не пугающего вкладчиков банков и предохраняющего министров от увольнения (в рыночных и переходных странах доля регулируемых государством цен гораздо меньше: 13,1% в Словении, 1% в Польше, 5,8% в Сербии, 12,6% в Литве, 18,6% в Болгарии и 21% в Румынии; для правительств этих стран никто не навязывает политически корректный уровень инфляции).
Несмотря на жесткое административное регулирование цен, инфляция в Беларуси - одна из самых высоких в Европе. Ситуацию усугубляет широкое распространение практик перекрестного субсидирования. Государство в ручном режиме устанавливает более 10 разных цен для потребителей разных товаров и услуг. Такая практика сильно искажает рынок и посылает ложные информационные сигналы инвесторам и производителям.
Большой проблемой для Беларуси остается ценовая политика в отношении энергетических товаров, в частности электрической энергии. Для населения ее цена устанавливается на уровне гораздо ниже рыночного. В ситуации бюджетного кризиса дотировать домашние хозяйства очень сложно, а повышать тарифы для коммерческого сектора тоже больше нельзя - они в Беларуси и так выше, чем в Польше и других странах ЕС. Поэтому болезненный этап системных трансформаций, связанный с переходом на рыночные цены на газ, воду, электроэнергию и другие ЖКУ, у нас еще впереди. Тарифы на электроэнергию для населения в 2008г. в республике составляли 6,1 американского цента за 1 кВт/ч. В Польше этот тариф составляет 20 центов, в Словении - 18,4, Венгрии - 22,5, Болгарии и Молдове - 10,9.
ЕБРР ЗОВЁТ
Не прошло и полгода с момента прогноза динамики ВВП для Беларуси на 2010г., как ЕБРР решил повысить его до 3% ВВП. Вслед за МВФ и Всемирным банком ЕБРР полагает, что рецессия в Беларуси завершилась - в нынешнем году белорусское правительство сможет получить внешние кредиты (МВФ, Китай, Всемирный банк, ЕС), активизировать кредитные линии через российский Сбербанк, получить доходы от приватизации и увеличить объем продаж на российский рынок. Кроме того, экономическому росту должна помочь активная инвестиционная политика правительства.
Это весьма оптимистичный набор допущений. ЕБРР хочет быть одним из самых активных участников процесса приватизации и не прочь формировать правила рыночной игры и делиться знаниями, опытом и деньгами, но предупреждает, что «важнейшее значение для сохранения макроэкономической стабильности в условиях продолжающегося финансового экономического кризиса и, в частности, низкого внешнего спроса будет иметь дальнейшая твердая приверженность к проведению разумной денежной налоговой политики, включая сокращение объемов директивного кредитования».
Среди основных вызовов белорусским властям ЕБРР видит ценовую либерализацию, приватизацию, дерегулирование, улучшение качества налоговой системы и ликвидацию практики доведения до предприятий всех форм собственности обязательных для исполнения показателей производства.
На повестке дня строит не решаемый пока вопрос модернизации промышленности. Без создания надежных правовых гарантий частной собственности, либерализации условий входа на рынок иностранных инвесторов добиться выполнения этих задач будет очень сложно. В отличие от МВФ и Всемирного банка, ЕБРР по своему уставу декларирует приверженность принципам демократии и соблюдения прав человека. Новая стратегия банка, готовность активно включиться в трансформационные процессы внутри страны говорят о том, что прагматизм и экономический расчет выходят на первые позиции и для этой международной организации.