Удары с трех сторон
25.01.2010
—
Новости Экономики
Повышение ставки НДС с 18 до 20%, увеличение акцизов, а также ряд запрещающих мер способны отрицательно повлиять на рынок пива в 2010 году.Напомним, в законе о бюджете на 2010 год предусмотрено увеличение ставки налога на добавленную стоимость на 2%. Кроме того, после принятия Особенной части Налогового кодекса повысились акцизы на подакцизные товары. Для спиртосодержащей продукции с массовой долей спирта от 0,5% до 7% акциз вырос на 54% - с 210 до 325 BYR. Это самое масштабное повышение акцизов среди всех категорий спиртосодержащей продукции.
Повышение акцизов коснулось в первую очередь пивоваров. В связи с этим они будут вынуждены поднять отпускные цены, перенеся свои затраты на потребителей.
Еще с одним неприятным сюрпризом столкнутся пивовары с 23 февраля, когда вступит в силу закон, предусматривающий административную ответственность за распитие пива и слабоалкогольных напитков на улицах и в общественных местах. Он предусматривает штраф до 8 базовых величин за распитие слабоалкогольных напитков и пива на улицах и стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте и других общественных местах, кроме тех, где это не запрещается.
Это может повлечь за собой серьезное падение продаж пива, даже превышающее то, которое произошло после запрета на продажу его в киосках. В середине 2009 года, когда в Беларуси была запрещена продажа пива через мелкорозничную сеть индивидуальных предпринимателей и ЧУП, по некоторым данным, одномоментное падение продаж составило 30%.
Выходом для производителей в этих условиях является переориентация производственных и маркетинговых усилий на сегмент HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе). Однако он требует некоторого пересмотра ценовой политики, так как сегодня в этих объектах цена на пиво в 1,5-2,5 раза превышает стоимость в магазине. Очевидно, что в кризисных условиях не каждый среднестатистический потребитель пива сможет столько заплатить.
В связи с ожидаемым падением продаж к концу 2010 года предприятия пивоваренной отрасли могут не выполнить параметры программы развития, разработанной на пятилетку, которая заканчивается как раз в 2010 году. Так, по данным "Белгоспищепрома", которые приводит агентство ПРАЙМ-ТАСС, в Беларуси в 2009 году произведено 33,7 млн. дал пива, что на 5% меньше уровня 2008 года и составляет лишь 61,2% уровня, предусмотренного в программе развития пивоваренной отрасли Беларуси. Одновременно с этим пивной рынок остро ощущает на себе давление импортной продукции. Так, в январе - ноябре в Беларусь было ввезено 12,6 млн. дал пива на 66,7 млн. USD. Благодаря девальвации собственных валют основные импортеры пива - Россия и Украина - смогли ввезти на 6,8% больше дешевой продукции, чем поддержали потребительский спрос.
По данным Минстата, рынок пива в 2009 году составил 26,5 млн. дал, что на 6,3% больше, чем в 2008 году, однако в долларовом выражении он сократился.
Повышение акцизов коснулось в первую очередь пивоваров. В связи с этим они будут вынуждены поднять отпускные цены, перенеся свои затраты на потребителей.
Еще с одним неприятным сюрпризом столкнутся пивовары с 23 февраля, когда вступит в силу закон, предусматривающий административную ответственность за распитие пива и слабоалкогольных напитков на улицах и в общественных местах. Он предусматривает штраф до 8 базовых величин за распитие слабоалкогольных напитков и пива на улицах и стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте и других общественных местах, кроме тех, где это не запрещается.
Это может повлечь за собой серьезное падение продаж пива, даже превышающее то, которое произошло после запрета на продажу его в киосках. В середине 2009 года, когда в Беларуси была запрещена продажа пива через мелкорозничную сеть индивидуальных предпринимателей и ЧУП, по некоторым данным, одномоментное падение продаж составило 30%.
Выходом для производителей в этих условиях является переориентация производственных и маркетинговых усилий на сегмент HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе). Однако он требует некоторого пересмотра ценовой политики, так как сегодня в этих объектах цена на пиво в 1,5-2,5 раза превышает стоимость в магазине. Очевидно, что в кризисных условиях не каждый среднестатистический потребитель пива сможет столько заплатить.
В связи с ожидаемым падением продаж к концу 2010 года предприятия пивоваренной отрасли могут не выполнить параметры программы развития, разработанной на пятилетку, которая заканчивается как раз в 2010 году. Так, по данным "Белгоспищепрома", которые приводит агентство ПРАЙМ-ТАСС, в Беларуси в 2009 году произведено 33,7 млн. дал пива, что на 5% меньше уровня 2008 года и составляет лишь 61,2% уровня, предусмотренного в программе развития пивоваренной отрасли Беларуси. Одновременно с этим пивной рынок остро ощущает на себе давление импортной продукции. Так, в январе - ноябре в Беларусь было ввезено 12,6 млн. дал пива на 66,7 млн. USD. Благодаря девальвации собственных валют основные импортеры пива - Россия и Украина - смогли ввезти на 6,8% больше дешевой продукции, чем поддержали потребительский спрос.
По данным Минстата, рынок пива в 2009 году составил 26,5 млн. дал, что на 6,3% больше, чем в 2008 году, однако в долларовом выражении он сократился.