Размер не имеет значения
30.11.2009
—
Новости Экономики
Именно последнее место отвели нашей стране Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и PricewaterhouseCoopers, которые составили очередной рейтинг Paying Taxes 2010 ("Уплата налогов-2010"). Почему же мы снова оказались в области налогов "позади планеты всей"?
Белорусские налоговые чиновники любят повторять: налоги у нас среднеевропейские и все нарекания на их размер - не что иное, как происки разного рода злопыхателей. И ведь действительно, во многих развитых странах ставки налогов даже выше, чем в Беларуси.
Казалось бы, все ясно. Ставки налогов у нас ниже, а значит, условия для бизнеса лучше. Обратное могут утверждать только дельцы теневого рынка и купленные на западные деньги продажные писаки. Но не все так просто...
Если сравнивать абсолютные ставки налогов, прописанные в законах, то они действительно бывают и выше. Но речь-то идет о сложностях с исчислением и уплатой налогов.
Прежде всего обратим внимание на периодичность представления отчетов и уплаты налоговых платежей. Налоги у нас уплачиваются ежемесячно, отчитываются по налогам также каждый месяц. То есть раз в месяц приходится отвозить в налоговую инспекцию кипу отчетов и платить налоги. Все это, разумеется, требует времени и сил. В то же время в нормальных странах ежемесячно отчитываются разве что мегакорпорации, а небольшие фирмы делают это раз в квартал или даже раз в год.
Число отчетов порой переваливает за два десятка. То есть налогов у нас много. И часто они дублируют друг друга.
Впрочем, иногда расходы по уплате налога многократно превышают размер этого налога. Например, одной организации как-то пришлось перечислить в бюджет целых 100 BYR, в то время как расходы на печать платежного поручения, поездку в банк и банковская комиссия составили почти 5 тысяч BYR!
Еще одна важная проблема - нормативы на разнообразные расходы. То есть часть расходов исключить из налогов можно только по нормативам. К таковым относятся рекламные, представительские и тому подобные расходы, а также зарплата сотрудников. Часть этих расходов приходится нести из чистой прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов.
Таким образом, получается, что налогом на прибыль облагаются и затраты фирмы. То есть на бумаге ставка налога на прибыль одна, но если посчитать реальную прибыль компании и соотнести ее с сумой уплаченного налога - получается намного более высокая ставка.
Кроме увеличения сумм налоговых платежей, все эти нормативы многократно усложняют ведение учета. Необходимо считать дважды или даже трижды. Один раз - для целей бухгалтерского учета, второй раз - для расчета налогов, а третий раз - для руководства компании, дабы показать ему объективную картину. И вместо того чтобы заниматься бизнесом, белорусские предприниматели считают и пересчитывают.
И еще один нюанс. Говоря о ставках налогов, отечественные фискалы немного лукавят. Можно, конечно, сравнивать ставку налога на прибыль у нас и в ФРГ, но с чем сравнивать размер отчислений в многочисленные инновационные, дорожные, транспортные и тому подобные фонды? Белорусские власти скромно именуют их "отчислениями", но налицо все признаки налога: обязательность, периодичность и проч.
Разумеется, у нас есть упрощенная система налогообложения, которая позволяет жить более-менее сносно. Но далеко не всем она подходит.
А если еще вспомнить о гипертрофированных полномочиях налоговиков, бесправии налогоплательщиков и прочих печальных реалиях, то получается, что последнее место нам досталось вполне заслуженно.
Белорусские налоговые чиновники любят повторять: налоги у нас среднеевропейские и все нарекания на их размер - не что иное, как происки разного рода злопыхателей. И ведь действительно, во многих развитых странах ставки налогов даже выше, чем в Беларуси.
Казалось бы, все ясно. Ставки налогов у нас ниже, а значит, условия для бизнеса лучше. Обратное могут утверждать только дельцы теневого рынка и купленные на западные деньги продажные писаки. Но не все так просто...
Если сравнивать абсолютные ставки налогов, прописанные в законах, то они действительно бывают и выше. Но речь-то идет о сложностях с исчислением и уплатой налогов.
Прежде всего обратим внимание на периодичность представления отчетов и уплаты налоговых платежей. Налоги у нас уплачиваются ежемесячно, отчитываются по налогам также каждый месяц. То есть раз в месяц приходится отвозить в налоговую инспекцию кипу отчетов и платить налоги. Все это, разумеется, требует времени и сил. В то же время в нормальных странах ежемесячно отчитываются разве что мегакорпорации, а небольшие фирмы делают это раз в квартал или даже раз в год.
Число отчетов порой переваливает за два десятка. То есть налогов у нас много. И часто они дублируют друг друга.
Впрочем, иногда расходы по уплате налога многократно превышают размер этого налога. Например, одной организации как-то пришлось перечислить в бюджет целых 100 BYR, в то время как расходы на печать платежного поручения, поездку в банк и банковская комиссия составили почти 5 тысяч BYR!
Еще одна важная проблема - нормативы на разнообразные расходы. То есть часть расходов исключить из налогов можно только по нормативам. К таковым относятся рекламные, представительские и тому подобные расходы, а также зарплата сотрудников. Часть этих расходов приходится нести из чистой прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов.
Таким образом, получается, что налогом на прибыль облагаются и затраты фирмы. То есть на бумаге ставка налога на прибыль одна, но если посчитать реальную прибыль компании и соотнести ее с сумой уплаченного налога - получается намного более высокая ставка.
Кроме увеличения сумм налоговых платежей, все эти нормативы многократно усложняют ведение учета. Необходимо считать дважды или даже трижды. Один раз - для целей бухгалтерского учета, второй раз - для расчета налогов, а третий раз - для руководства компании, дабы показать ему объективную картину. И вместо того чтобы заниматься бизнесом, белорусские предприниматели считают и пересчитывают.
И еще один нюанс. Говоря о ставках налогов, отечественные фискалы немного лукавят. Можно, конечно, сравнивать ставку налога на прибыль у нас и в ФРГ, но с чем сравнивать размер отчислений в многочисленные инновационные, дорожные, транспортные и тому подобные фонды? Белорусские власти скромно именуют их "отчислениями", но налицо все признаки налога: обязательность, периодичность и проч.
Разумеется, у нас есть упрощенная система налогообложения, которая позволяет жить более-менее сносно. Но далеко не всем она подходит.
А если еще вспомнить о гипертрофированных полномочиях налоговиков, бесправии налогоплательщиков и прочих печальных реалиях, то получается, что последнее место нам досталось вполне заслуженно.