С местом приписки в Минске

Источник материала:  
С местом приписки в Минске"Мы готовы создать морского оператора на условиях совместного или иностранного предприятия на территории Беларуси, чтобы оно было нашим резидентом и налоги оставались у нас", - сказал министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо на пресс-конференции в Минске 21 октября.

Указ президента по созданию торгового флота практически венчает долгий этап создания правовой базы, без которой реализовать проект по созданию национального торгового флота просто невозможно.

Как отмечалось, некоторые преференции для национального морского перевозчика уже прописаны в ранее принятых решениях президента и правительства. Проект указа также включает определенные преференции для него, но министр не захотел их озвучить до подписания документа президентом.

Следует отметить, что Минтранс пытается пролоббировать подписание указа во второй раз. Два года назад министерство подготовило проект аналогичного указа, но Минфин отказался поставить свою подпись под документом, включающим преференции для белорусского морского транспорта.

Возможно, сейчас транспортникам удалось убедить правительство в том, что создание национального торгового флота в условиях мирового кризиса нужно ускорить. Дело в том, что нынешняя ситуация позволяет удешевить стоимость этого проекта, - в частности, можно купить морские суда подешевле.

Минтранс убежден, что Беларусь просто обязана иметь собственный морской торговый флот. Объем белорусских внешнеторговых грузов, которые перевозятся морским путем, в докризисное время оценивался примерно в 30 млн. т, сейчас называется другая цифра - 20 млн. т.

Правительство давно требует от экспортеров "не дарить кому-то транспортную составляющую", которая в цене продукции составляет около 50%, а зарабатывать на этом самостоятельно. Для этого и нужно иметь собственный флот.

Можно считать, что к созданию морского торгового флота Беларусь приступила еще 5 лет назад, когда начала фрахтовать суда. Позже компании, занимающиеся морскими перевозками, перешли от фрахта к аренде судов. Вслед за этим чиновники оптимистично заявляли, что уже в 2006 году страна закупит собственные суда и в июле 2006 года на первом торговом судне будет поднят национальный флаг.

И хотя проект до сих пор не реализован, интерес к нему не остыл.

Недавно Минтранс провел переговоры с крупной российской компанией "Совкомфлот" по вопросу о ее участии в белорусском проекте. Эта компания готова была инвестировать в создание белорусского флота, но при условии, что белорусский грузовладелец будет работать только с ней.

На эти условия белорусская сторона не согласилась.

Кроме того, проект по созданию национального морского перевозчика белорусская сторона обсуждала с руководством Калининградского и Клайпедского портов. Рассматривалась также возможность участия в проекте компаний из дальнего зарубежья, проявивших интерес к созданию СП в Беларуси путем внесения в уставный фонд транспортного средства.

Но хотя Минтранс и ведет интенсивные переговоры по привлечению партнеров для создания национального морского оператора, тем не менее, отмечают транспортники, это вовсе не означает, что вопрос покупки собственного морского судна сегодня столь злободневен. Дело в том, что в условиях кризиса многие суда простаивают в портах в ожидании грузов, и сейчас их можно купить значительно дешевле, чем год назад.

Но белорусская сторона хотела бы для реализации проекта привлечь инвесторов с судами, которые пришли бы в Беларусь, создали белорусскую транспортную компанию и работали на рынке морских перевозок под белорусским флагом.

При этом Минтранс твердо придерживается своей позиции: СП должно быть зарегистрировано в Беларуси, чтобы налогооблагаемая база оставалась в Беларуси.

Три года назад правительство Беларуси уже приняло решение о месте регистрации (согласно законодательству, это место, где находится реестр судов). Им должен стать Минск.

Между тем выбор места регистрации порта и флага судов - главный вопрос, определяющий конкурентоспособность национального флота. Выбор флага судна определяет, в какой среде морского бизнеса ему придется работать и, что самое главное, какая налоговая система будет к нему применяться. Не случайно львиная доля морских компаний регистрируется в оффшорных зонах.

Эксперты в связи с этим обращают внимание, что можно закупить суда, зарегистрировать транспортное предприятие в Беларуси и платить высокие налоги, которые не позволят национальному флоту быть конкурентоспособным на мировом рынке перевозок. Чтобы этого не случилось, Минтрансу придется очень постараться в лоббировании преференций для будущего национального оператора по морским перевозкам.

Что же касается потенциальных инвесторов, то, как отмечают в Минтрансе, они сейчас хотят прежде всего иметь грузовую базу в Беларуси, а использование торгового флота их интересует во вторую очередь.

Похоже, что Минтранс с помощью создаваемой правовой базы стремится изменить ситуацию.
←В ожидании перемен

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика