Многочасовые споры супругов и очень быстрый секс. Посмотрели спектакль «Солнечная линия»

Источник материала:  
04.11.2019 12:42 — Новости Культуры

На часах 5 утра. Но супруги Вернер и Барбара, которые выясняют отношения с 10 часов вечера, не думают останавливаться. Дело дойдет до разговора о разделе имущества, танцев и семейного насилия. Театральный обозреватель TUT.BY Денис Мартинович сходил на премьеру спектакля «Солнечная линия» и делится своими впечатлениями.


Сцена из спектакля «Солнечная линия». Фото: Анастасия Панкратова

Во время премьеры спектакля «Солнечная линия» мне впервые за долгие годы сделали замечание. В какой-то момент стало так невероятно жалко главного героя Вернера (актер Иван Трус), что я не выдержал:

— Ну, беги скорее от этой женщины! — сказал я тихо. — Зачем столько терпеть? (По сюжету главные герои семь лет состояли в браке.)

На премьеру я шел с надеждой. Казалось бы, показ проходил на модной улице Октябрьской и крутой площадке ОК16. Молодой режиссер Дмитрий Тишко ставил современного драматурга Ивана Вырыпаева. Никакого контроля сверху, все ингредиенты для успеха в наличии. Что еще нужно?

Факт постановки в Минске пьесы Ивана Вырыпаева — одного из самых известных российских драматургов — сам по себе событие. Еще лет 10 назад его пьесы нельзя было представить на сцене белорусских театров. Постепенно лед тронулся (так, спектакль «Иллюзии» режиссера Татьяны Троянович стал одним из самых ярких событий минского сезона-2014/2015), но постановки пьес Вырыпаева по-прежнему редкие.

И, между прочим, зря, ведь пьесы Вырыпаева (как пафосно это ни звучит) — настоящий подарок для режиссера. В «Солнечной линии» (оригинальный текст легко гуглится) я увидел противостояние двух невероятно сильных людей. Каждый из них имеет свою правду, однозначно определить, кто прав, невозможно.

Афиша спектакля. Фото: ok16.by

К сожалению, в спектакле Дмитрия Тишко все однозначно. Есть интересный, оригинальный, харизматичный главный герой. Иван Трус очень разный. В течение спектакля у его героя меняются поведение, пластика, темперамент. В некоторых сценах его Вернеру удается услышать свою жену, в других между ними возникает стена. Наблюдать за Иваном — одно наслаждение.

Но «Солнечная линия» очень быстро начинает напоминать моноспектакль, так как Иван переигрывает свою партнершу. Я первый раз увидел на сцене Ирину Купченко (тезку знаменитой российской актрисы), но большой удачей ее роль, к сожалению, не назовешь. Бросается в глаза, насколько свободный и раскованный Трус, и насколько ограничена пластика его партнерши. В арсенале Барбары, которую воплощает Купченко, всего несколько движений, которые она периодически повторяет. К сожалению, чувствуется ее сценическая скованность.

Контраст между актерами особенно заметен ближе к финалу. В спектакле есть фарсовая сцена. Если герой Труса кайфует, играет в этот фарс и время от времени выходит из него, чтобы снова вернуться, то у героини Купченко наблюдается пафос и чрезмерная серьезность. Трудно сказать, где тут недоработка актрисы, а где позиция режиссера. Но полноценного дуэта нет.

Для меня спектакль «Солнечная линия» — это история о несчастной любви, об отношениях двух людей, которые были осуждены с самого начала их встречи. Но это куда проще, чем было заложено у Вырыпаева.

В результате режиссерское прочтение Дмитрия Тишко выглядит поверхностным и, к сожалению, даже сексистским. Есть умный мужчина, который семь лет живет с неинтересной женщиной, которая недостойна его. Причем такая трактовка становится понятной едва ли не с первых сцен и не изменяется до финала.


Сцена из спектакля «Солнечная линия». Фото: Анастасия Панкратова

Определенные вопросы возникли и к работе художника Ольги Щербинской. Ее сценография минималистична: часть кухонной секции становится площадкой для борьбы и ареной для противостояния супругов. А вот часы, которые показывают 5 утра, слишком лобовой прием.

Но вопросы скорее касаются костюмов. По сюжету Вырыпаева герои разговаривают с 10 вечера до 5 утра (хотя фактически время остановилось, на их часах постоянно 5 часов). И все это время Ирина Купченко ходит на высоченных каблуках. Соглашусь, возможно, герои ходили на вечеринку. Но какая героиня проведет семь часов на кухне на каблуках и в вечернем платье? Те же пижамы, которые герои надели в финале, выглядели бы куда более уместно.

«Солнечная линия» — третий спектакль Тишко, который удалось увидеть. В двух спектаклях Купаловского театра («Ревизоре», где Дмитрий работал вторым режиссером, и «Урожае», который он ставил самостоятельно) он продемонстрировал дар комедийного и при этом непошлого режиссера, что редкость в белорусских реалиях (сцена секса в «Солнечной линии», которая по своей скорости может попасть в Книгу рекордов Гиннесса, скорее исключение из правил). Но привнося в сюжет комедийные нотки, Дмитрий почему-то отказывается от серьезных вещей и глубоко не прочитывает произведение.

Так, в финале пьесы Вырыпаева герои перевоплощаются в собственных родственников. Таким образом они примеряют на себя другие социальные роли и находят ключики друг к другу. Но в спектакле эти реплики сокращены. В результате те, кто не читал драматурга, вряд ли поймут такой неожиданный переход с переодеванием.

Как ни странно, я уверен, что «Солнечная линия» будет очень кассовым спектаклем. Публика, которая была на премьерном показе, осталась в восторге. Поэтому смотрите и составьте собственное впечатление.

«Солнечная линия»

Режиссер: Дмитрий Тишко.

Художник: Ольга Щербинская.

Артисты: Ирина Купченко, Иван Трус.

В спектакле используется ненормативная лексика.

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на крутой концерт

←Заснаваныя два беларускамоўныя часопісы для дзяцей. Ідзе збор грошай на першыя нумары

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика