118 человек среди руин. Каким был Витебск в день освобождения от немцев
Каким был Витебск в день освобождения от немцев, мы знаем благодаря кадрам военных журналистов. Среди тех, кто снимал город в конце июня 1944 года, был фотокорреспондент фронтовой газеты «Красноармейская правда» Михаил Савин. Всю войну он прошел с фотоаппаратом в руках. Его кадры называют классикой искусства военной фотографии. 26 июня — в очередную годовщину освобождения Витебска от врага — вспомним эту фотолетопись войны.
Михаил Савин (1915−2006) родился в селе Сасово Тамбовской губернии (сейчас город в Рязанской области). После школы переехал в Москву, работал токарем на заводе. В 1937—1939 годах служил в Красной Армии и заочно окончил курсы фотокорреспондентов при Фотохронике ТАСС. В 1940 году приехал работать в Минск — собственным фотокорреспондентом ТАСС в Беларуси.
В годы войны Савин был фотокорреспондентом «Красноармейской правды» — газеты Белорусского военного округа (позднее — Западного фронта, 3-го Белорусского фронта). Участвовал во многих боях. После войны почти полвека работал фотографом в журнале «Огонек», жил в Москве. Умер 18 декабря 2006 года.
В 1962 году областной краеведческий музей приобрел у Михаила Савина 19 фотографий с изображением освобожденного Витебска. Официально все снимки датируются 26 июня 1944 года, однако некоторые из них, предположительно, были сделаны чуть позже — в последних числах июня. Фотограф запечатлел части Красной Армии, проходящие по улицам, брошенную немецкую технику, военнопленных, разрушенные здания, мирных жителей.
Город освободили в ходе Витебско-Оршанской операции войска 43-й и 6-й гвардейской армий 1-го Прибалтийского фронта и 39-й и 5-й армий 3-го Белорусского фронта. Особенно отличилась в боях 158-я стрелковая дивизия 84-го корпуса 39-й армии.
Бои за город шли около полутора суток: начались на исходе 24 июня на восточной окраине Витебска, а утром 26 июня населенный пункт был освобожден. Красноармейцы захватили много пленных и оружия, 52 склада с военным имуществом.
Мосты через Двину: спасенный и разрушенный
Стремительно захватить город помогло то, что был спасен от взрыва мост через Западную Двину (сейчас мост имени Блохина). Части 158-й стрелковой дивизии перешли по нему в западную часть Витебска.
Многие витебляне знают эту историю. Отступавшие немцы заминировали мост. Командиру саперного взвода 875-го стрелкового полка 158-й дивизии старшему сержанту Федору Блохину поручили спасти объект от подрыва.
Задание бойцы выполнили в ночь на 26 июня. Не таясь, в полный рост, они пошли к мосту прямо на охранявших его немцев — в расчете на то, что противник примет их колонну за свое подразделение. Когда фашисты поняли, что к чему, было поздно: саперы пустили в ход гранаты, вступили в рукопашную. Охрану моста уничтожили.
Советские бойцы заняли оборону в только что отбитых у немцев траншеях. Отразили четыре атаки фашистов, пытавшихся вернуть позиции. Блохин с товарищем обследовали мост и, обнаружив заряд, перерезали все провода, а затем извлекли детонатор, который должен был подорвать 300 ящиков взрывчатки, заложенной под опорами.
На рассвете, когда к мосту пробились основные силы полка, бойцы Блохина перерезали провода еще одного взрывного устройства, которое немцы собирались привести в действие в самый последний момент. Разминированная переправа помогла дивизии быстро перейти на правый берег и завершить освобождение Витебска.
За этот подвиг в 1945 году Федор Блохин получил звание Героя Советского Союза, а в 1964 году стал Почетным гражданином города Витебска.
Михаил Савин запечатлел спасенный мост и стоящих возле него советских воинов.
Второй мост через главную витебскую реку — Двинский (сейчас Кировский) — фашисты уничтожили. Восстанавливали его 11 лет. На снимке военного корреспондента виден масштаб разрушения. Здесь же запечатлена панорама правого берега Западной Двины.
Центр города: груды кирпичей, немецкие вывески, Твардовский на площади Свободы
Несколько снимков Михаил Савин сделал в центре Витебска — на улицах Замковой, Калинина, Фрунзе, площади Свободы.
Мы видим полуразрушенные дома, груды кирпичей, выбитые окна в немногочисленных уцелевших зданиях, храмы без башен и куполов. На улице Калинина — остатки немецких укреплений, на площади Свободы еще стоят немецкие указатели, на здании обкома партии (ныне Художественный музей) — вывеска Soldatenkino.
На одном из снимков Михаил Савин запечатлел на площади Свободы других военных корреспондентов, оказавшихся в Витебске в июне 1944-го. Среди них был известный поэт Александр Твардовский.
Сохранились воспоминания Твардовского о событиях тех дней:
«Витебск!.. Скаты и гребни холмов на подступах к нему в течение долгих месяцев несли на себе тяжкий груз того, что называется линией фронта. Воронка в воронку издолблена и исковеркана эта земля, вдоль и поперек изрыта, изрезана траншеями, захламлена ржавым, горелым и ломаным железом. Надписи и даты, выведенные на скромных могильных дощечках у дорог к Витебску, — напоминание о жестоких зимних боях за город. Немцы обороняли его, не щадя ничего…
На одной стене красный флаг. Укреплен он наскоро, на ходу и невысоко, может быть, именно затем, чтобы всякий мог прочесть записку, приколотую к нему: „Майор Бублик“.
…Витебск, 12 часов, 26 июня… Как три года назад, пыль дорог, грохот с неба и с земли, запах бензина и пороховых газов, тревожное и тоскливое гуденье машин у переправы и праздные луга и поля. — Все, как три года назад. Только наступаем, обгоняем и окружаем — мы!».
А вот бойцы Красной Армии на улице Замковой. На месте некоторых домов — груды мусора. От здания бывшей гостиницы «Бристоль» остались одни стены.
Старую застройку после войны не стали восстанавливать — полностью снесли в 1950—1960-х, а сама улица изменила свою трассировку.
Пострадали и другие районы города. Символична фотография с изображением кованой лестницы — единственной уцелевшей части здания. На заднем плане снимка видны разрушенные строения на Могилевском рынке (занимал часть нынешних площади Победы, парка Победителей и улицы Калинина). В том числе — водонапорные башни, после войны их не восстановили.
На другой фотографии запечатлен сапер Николай Маралов — он разминировал это место в городе.
Возвращение к мирной жизни
На снимках Савина практически нет мирных жителей — газета «Віцебскі рабочы» писала, что в день освобождения в Витебске было только 118 человек. И, возможно, некоторых из них запечатлел фотокор во время беседы с начальником Витебского гарнизона полковником Колосовым.
Сразу после освобождения город начали восстанавливать. Жители разминировали и расчищали улицы, ремонтировали здания. В конце июня им помогали и красноармейцы.
Советские войска не задержались в городе надолго — продолжили преследовать отступающих немцев. В Витебске осталась небольшая воинская часть при комендатуре. Уже на следующий день после освобождения в городе заработали больница на 150 мест и хлебопекарня.
Начиналась новая мирная жизнь.