«Мне обязательно нужно подвеситься!» Белоруска снимает шоу про хардкорные увлечения людей
Несколько лет Аня Пшёнка работала на белорусском телевидении. Говорит, очень любила свое дело, но со временем устала от формата и зажатости. Потому и решилась на свой собственный проект. Насобирала четыре тысячи долларов, столько же одолжила у родителей — и поехала снимать (пока что) три серии про самые необычные увлечения людей. Каждое из них она опробовала на себе: подвешивала себя на крюках, ходила по тонкой стропе между высотками, исследовала дикие катакомбы Парижа. Вчера она выложила свой проект «Никому не говори» на YouTube.
- Почему не продала на ТВ, как хотела изначально?
- Чего ей стоило создать собственное шоу с нуля?
- Как она искала людей с необычными увлечениями, похожих на фриков, которые оказались вовсе не фриками?
- Заодно Аня рассказала, как она чуть не стала ведущей шоу «Орел и Решка». (Это тоже имеет отношение к делу.)
«Есть разные позы — более и менее болезненные. Я подвешивалась за спину»
Аня Пшёнка — хрупкая длинноволосая девушка с тонким голосом и запястьями. Почему она выбрала такие брутальные темы для своего шоу? Рассказывает, что в этом не было особого замысла. Идея пришла естественно и сама по себе.
— Я работала в «Хороших новостях» на Минск ТВ — и в один момент осознала, что нужно начинать что-то свое. Потому что формат передачи казался мне уже отработанным. Я стала думать: что же мне нравится делать больше всего? Записывать стендапы и участвовать в том, о чем рассказываю. Так решила, что было бы круто пробовать на себе то, чего я боюсь. Хотя я совсем не экстремальный человек, у меня нет даже татуировок или пирсинга. Зато у меня есть много страхов.
Два года назад Аня окончательно решила: буду делать свое. Нагуглила самых разных увлечений, разработала план, расправила плечи — и отправилась навстречу новому. Будучи уверенной, что все будет намного легче, чем оказалось в действительности.
— Хорошо, что об этих сложностях я не знала с самого начала, — смеется девушка.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542873580847.jpg)
Начать Аня решила с подвешивания на крюках. Об этом увлечении она читала когда-то давно и, видимо, сильно впечатлилась (раз это стойко отложилось в ее памяти).
— Когда начала искать более детальную информацию, я точно поняла: «Мне обязательно нужно подвеситься!».
Сделать это Ане удалось в Осло: в Беларуси ничего подобного она не нашла. Там как раз проходил всемирный «съезд» любителей «всего такого». Приехав туда, девушка немного испугалась, но в итоге не спасовала.
Видео: Аня Пшёнка— Люди, которые занимаются подвешиванием, со стороны выглядят пугающе. Куча татуировок, вживленные под кожу рога, покрашенные белки глаз. Все это выглядит немного жутко, особенно когда в процессе люди кричат от боли.
— Как на тебя реагировали, когда к людям с вживленными рогами и покрашенными белками приехала длинноволосая Аня в шляпке?
— Поначалу чувствовала себя не в своей тарелке. Помню, мы с оператором пришли на место, и я сказала: «Подожди, мне нужно отдышаться». Но я была удивлена приемом. Они сразу приняли нас в свое комьюнити. Я даже подумала: «Может, и мне стать его частью?». Эти люди открытые, постоянно улыбаются, поддерживают, спрашивают, как ты. Для меня это было удивительно.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542873655151.jpg)
По пути Аня все еще размышляла: подвешиваться ей или нет? Шанс на побег, если все окажется для нее слишком, она оставляла. Но — пришла, увидела и рискнула.
— Есть разные позы для подвешивания — более и менее болезненные. Я выбрала самую лайтовую, хотя называется она не очень — «суицид». Подвешивали меня за спину, где кожа достаточно грубая. Я боялась, что могу потерять сознание, потому что такое иногда случается из-за сильного волнения. Но все оказалось терпимо. Кроме этого, я еще что-то рассказывала на камеру, контролировала процесс. Мне сделали одновременно два прокола кожи, вставили крюки и начали постепенно поднимать в воздухе. В какой-то момент я вошла в состояние транса. Все, что было после, я восстановила в памяти уже по записанному видео, хотя все время была в сознании.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542873722530.jpg)
После того как Аня опробовала на себе, философия этого увлечения стала для нее более понятной.
— Подвешивание практиковалось в разных культурах. Например, индейцы Северной Америки таким образом посвящали мальчиков в мужчин. Их подвешивали за грудь на одном крюке, что о-о-очень больно. Сегодня подвешивание помогает выплеснуть весь накопившийся негатив, стресс. Ты наорался, прочувствовал боль — и после этого улавливаешь в себе какую-то гармонию.
После испытаний в Осло Аня отправилась с Люблин. Там она познакомилась с людьми, которые ходят без страховки по хайлайну — стропе, натянутой высоко-высоко над землей.
Сама она тоже пробовала гордо пройтись над пропастью, но получилось лишь беспомощно проползти.
— Это совсем непросто. В хайлайне нужно много тренироваться. У меня даже не получилось встать на стропу. Я просто повисла, поболталась и слезла.
После этого Аня полетела в Париж, чтобы окунуться в местную подземную субкультуру. Там она нашла на свою шляпку настоящие приключения.
«Это комьюнити не любит журналистов и блогеров»
Парижские катакомбы — одна из достопримечательностей города. Лишь небольшая их часть, где хранятся человеческие кости, открыта для публики. Остальные — а это около 300 километров туннелей — находятся в негласном владении катафилов — закрытого сообщества любителей подземелья.
Каким-то образом в это секретное сообщество Ане удалось прорваться. Она долго искала и писала на разные форумы. И наконец ей пришел ответ: «Привет, мы получили твой запрос и можем отвести тебя. Это будет стоить около 500 евро, поскольку нам нужно взять выходной на работе. Тебе — купить экипировку и сапоги. До встречи».
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542874064490.jpg)
— На самом деле это не катакомбы, а шахты, — погружает в историю Аня. — Изначально их использовали для добычи известняка, из которого строился город. Человеческие кости туда перенесли только в XVIII веке. Ребята, которые передвигаются по Парижу по катакомбам, буквально живут этим.
— Не было мыслей, что тебя могут «кинуть» и оставить под землей?
— Были такие подозрения. Это комьюнити не любит журналистов и блогеров, потому что их публикации провоцируют наплыв людей. А это ухудшает состояние шахт. Ребята рассказывали, что так бывает: люди находят катафилов, те их заводят внутрь, отбирают фонари — и уходят. К счастью, там есть специальное отделение полиции — катакопы, которые контролируют все, что происходит. То есть в результате тебя все равно найдут. Правда, на день третий-четвертый.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542874128570.jpg)
Ане прогулки по катакомбам пришлись по душе, даже несмотря на то, что было страшно потеряться в лабиринтах, усыпанных человеческими костями.
— Один из парней рассказал, что это смысл его жизни, что он постоянно думает о катакомбах. Они живут ими, рисуют карты, ищут артефакты. Это целая субкультура. Ребята взяли с собой свечи, бутылку вина и показали нам свой уголок. Я прочувствовала всю романтику.
«В какой-то момент от всего этого ехала крыша»
Всего в первом мини-сезоне «Никому не говори» Аня запланировала три серии. Их съемки обошлись ей в восемь тысяч долларов. Эти деньги ушли на перелеты, переезды, проживание, оплату работы двух операторов, озвучку и монтаж.
Создание проекта растянулось на два года.
— Потому что занималась им параллельно с основной работой. Плюс отнеслась ко всему слишком перфекционистски: над одним закадровым текстом я могла сидеть целый вечер. Но если бы это было моей основной занятостью, за полгода справилась бы, думаю.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542874197665.jpg)
Сперва Аня планировала продать свой проект на российское или украинское телевидение, где, по ее мнению, и свободы больше, и с финансами лучше. Общалась с продюсерами, многие одобрительно кивали головой, но до заключения договора дело не дошло.
— Я лично общалась с продюсером телеканала «Пятница». Он сказал, что проект классный, но посоветовал попробовать с YouTube, поскольку тема слишком узкая. Я общалась с Aviasales, Tinkoff Bank. Мне сказали: «Все классно, но нам нужны четкие цифры по просмотрам». Поэтому пока я решила, что мне нужно заработать на рекламу, потому что это слишком рисково — выложить проект на YouTube и ждать, когда же туда придут зрители.
— YouTube и телевидение — это очень разные форматы. Как ты перестроилась?
— В принципе легко. Формат ТВ-программы, в которой я долго работала, был неофициальный. Хотя, конечно, я все равно была зажатой. Сейчас веду себя более свободно.
В начале мне казалось, что все гораздо проще: снимаешь, обрабатываешь, выкладываешь. Но на самом деле ты должен договориться с кучей людей в другой стране, проконтролировать тысячу вопросов вплоть до того, чтобы купить билеты, а еще написать сценарий, смонтировать, позаботиться о рекламе.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542874274068.jpg)
Всем проектом Аня занимается одна. За помощью обращалась только к операторам, видеоинженеру и бойфренду, который написал для нее музыкальные треки.
— В какой-то момент от всего этого ехала крыша. Ведь ты чувствуешь колоссальную ответственность за все. Плюс долг немного давит, хоть мама про него и не напоминает. В период, когда я писала сценарий, у меня даже была депрессия, я долго не могла себя заставить сесть за эти видео. Самым тяжелым было до конца продумать, в какой форме их представить. Но нужно не бояться, а делать.
«За один эпизод ведущим платят около тысячи долларов»
Сбило с пути Аню и неожиданное приглашение на кастинг в проект «Орел и Решка». Продюсеры шоу увидели трейлер «Никому не говори» и пригласили девушку в Киев на пробы.
— В тот момент из «Орла и Решки» как раз уходила Настя Ивлеева, ей искали замену. Я очень быстро собралась, приехала, хотя не спала почти сутки. В аэропорту меня встретили. Там же я встретила Олю Антипову, которая сейчас ведет «Орел и Решка. Мегаполисы». Продюсеры шоу похвалили мой проект, сделали комплимент. Первое, что у меня спросили, было: «Кто ты?». Я видела себя в образе неуклюжей принцессы в шляпах. В принципе мои идеи продюсерам нравились, разговор шел бодро, но когда дошло до проб… К тому времени я не спала почти двое суток и, видимо, просто не справилась. В итоге мне не перезвонили.
В итоге в проект взяли Ольгу Антипову. Несмотря на неудачу, домой Аня Пшёнка приехала с четким осознанием «я хочу делать свой проект» и кое-какими знаниями о внутреннем устройстве шоу.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/06/1561542874343397.jpg)
— Каждый выпуск «Орла и Решки» снимают за одну неделю. За один эпизод ведущим платят около тысячи долларов. Если бы я стала ведущей, мне пришлось бы сменить гражданство на российское или украинское. У них два паспорта, соответственно, с одним ты можешь путешествовать, а второй находится в посольстве на визе.
Домой Аня вернусь расстроенной, сейчас это неприятное чувство ушло (хотя программу «Орел и Решка» она с тех пор больше не смотрит). Теперь ее больше заботит собственный проект.
— Любой исход я принимаю. Получится с рекламой, не получится. Выстрелит он, не выстрелит…
— Что ты хочешь сказать аудитории проектом «Никому не говори»?
— Этим сезоном я хочу сказать, что люди даже с самыми странными интересами — это в первую очередь люди. Не фрики. Они классные, веселые, добрые, они горят своим увлечением, отдают свободное время и с горящими глазами рассказывают об этом другим. Все не так, как мы себе представляем.