Со Станютой и в "Тутэйшых". Архивные и современные фотографии Виктора Манаева

Источник материала:  
07.08.2018 08:30 — Новости Культуры

Народному артисту Беларуси Виктору Манаеву сегодня исполняется 60 лет. К юбилею мастера TUT.BY вспоминает, какие роли на сцене Купаловского театра играл и играет актер.


Виктор Манаев (Гарольд) и Стефания Станюта (Мод) в спектакль «Гарольд и Мод». Фото: архив Национального академического театра Янки Купалы

Виктор Манаев родился 7 августа 1958 года в Минске. Театром он «заболел» еще в школе, где активно участвовал в работе драмкружка. Но в театральный институт сразу не поступил.

Виктор Манаев. Фото: архив Национального академического театра Янки Купалы

— Маленький робкий мальчик, внук старосты Минского кафедрального собора, генетически пропитанный уроками Библии, захотел стать артистом. Но в приемной комиссии театрального института его стихи о войне восприняли со смехом и посоветовали к актерской профессии не приближаться, — писала известный белорусский театральный критик Татьяна Орлова. — Будущий Одуванчик (так звали героя Манаева в знаменитом спектакле театра имени Янки Купалы «Рядовые», одновременно это было прозвище актера. — Прим. TUT.BY) оказался стойким, не сбросил пушинки, а пошел осваивать актерское мастерство у талантливого режиссера и педагога Андрея Андросика на кукольном отделении. По окончании Андросик привел его в свой Купаловский театр.

С тех пор, когда у Манаева что-нибудь не получается или возникают трения с режиссерами, он любит шутливо напомнить, что работает в драматическом театре не по специальности. Хотя сегодня кукольники отлично подготовлены, потому что играют вживую, не прячась за ширму.


Виктор Манаев (Одуванчик) в спектакле «Рядовые». Фото: архив Национального академического театра Янки Купалы

К тому же им без гибкости, ловкости, фантазии, музыкальности никак нельзя. Парадокс: режиссер первого театра страны, Купаловского, подготовил первоклассную звезду этой сцены, играя с ним в куклы.

Таким образом, в 1980 году Манаева пригласили в Купаловский театр, где он работает и до сегодняшнего дня.

Уже в 1985 году актер стал самым молодым лауреатом Государственной премии СССР в области драматического искусства, которую он получил за исполнение роли Одуванчика в «Рядовых».

В 1992-м он был отмечен Государственной премией Беларуси за исполнение артистом роли Микиты Зносака в «Тутэйшых». Этот образ стал центральным в спектакле. Герой Манаева стремился приспособиться ко всем политическим режимам. А потому был готов быть то поляком (Никициушам Знасиловским), то русским (Никитием Зносиловым).


Виктор Манаев (Никита Зносак) в спектакле «Тутэйшыя». Фото: архив Национального академического театра Янки Купалы

Как писал поэт Леонид Дранько-Майсюк, «у Зноску мы пазнаем сябе, пазнаем сваю недалужнасць, з якой павінны вылузвацца, луску гэтую, што ўрасла ў нашую скуру, мы павінны з сябе здзіраць! Я не памятаю, у якім творы, але Купала сказаў, што „памяркоўнасць — гэта наш адвечны ратунак, але адначасова гэта і наша пагібель“».

Второй раз Манаев получил государственную премию Беларуси за роль Крючкова в спектакле «Пінская шляхта» (2013). Еще ранее, в 2011-м, получил звание народного артиста Беларуси.

И «Тутэйшыя», и «Пінская шляхта» поставил режиссер Николай Пинигин, с которым Манаев впервые работал в спектакле «Гарольд и Мод». Там актер играл в дуэте с великой Стефанией Станютой.

— По жизни и по пьесе их разделяла огромная возрастная пропасть. Но возникли странная любовь и привязанность, над которыми кощунственно подшучивать, писала Татьяна Орлова. — В театральной среде этот спектакль много лет считался эталоном художественности. Для самого же артиста Манаева стал началом плодотворной работы с режиссером Николаем Пинигиным. С этого момента Пинигин неизменно, даже в антрепризе рассчитывает на неповторимую индивидуальность Манаева. Можно утверждать, что актер и режиссер нашли друг друга.


Виктор Манаев (Крючков) в спектакле «Пинская шляхта». Фото: kupalauski.by

И снова процитируем Татьяну Орлову:

— Почти за тридцать лет работы в Купаловском театре Манаев незаметно перешел с юношеских ролей на дедов и пенсионеров, практически минуя зрелый человеческий возраст. Думаю, что это можно объяснить особым и редким сочетанием детскости и бескорыстной мудрости. Мягкий, веселый, незлобный, даже когда ворчит, Виктор Сергеевич легко сочетает комическое и трагическое. Иногда кажется, что он валяет дурака, не прикладывает никаких усилий. Это ощущение обманчиво. Прекрасно, что не видна внутренняя работа и игра мускулов. Он одержим жаждой познания, впитыванием всего любопытного и переплавкой этого в характеры персонажей.


Виктор Манаев (Городничий) в спектакле «Ревизор». Фото: svaboda.org

Эти строки были написаны десять лет назад, но Манаев и сейчас поражает зрителей уровнем своей игры. В спектакле «Ревизор», премьера которого состоялась в январе 2018 года, образ Городничего (Виктор Манаев) стал одной из главных удач спектакля. Этот Микита Зносок, который ушел во власть и дослужился до высокой должности, держит район в ежовых рукавицах, не гнушается пользоваться помощью Бобчинского и Добчинского, которые завязывают ему шнурки на ботинках, но при этом находится под каблуком своей жены Анны Андреевны. Уморительно и одновременно трогательно смотреть, как Городничий ползет через сцену, чтобы одернуть платье супруги, которое задралось неприлично высоко.


Виктор Манаев (Сганарель) в спектакле «Дон Жуан». Фото: kupalauski.by

TUT.BY присоединяется к поздравлениям в адрес Виктора Манаева и желает ему новых прекрасных ролей на сцене Купаловского театра, а также в кино.


Виктор Манаев (Нищий) в спектакле «Сымон-музыка». Фото: kupalauski.by

Виктор Манаев (Франсуа) в спектакле «Вечер с придурком». 

Виктор Манаев (Гольдберг) в спектакле «Местачковае кабаре». Фото: kupalauski.by

Виктор Манаев в спектакле «Вельтмастер-аккордеон». Фото: kupalauski.by

←Звезда Голливуда объявил о завершении актерской карьеры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика