"В 2016 ни разу не выступил в Беларуси". Как непопулярный на родине диджей гастролирует по миру
«Я хорошо знаю UCast, люблю этого парня», — говорил о белорусском музыканте один из самых известных диджеев мира Армин ван Бюрен во время недавнего визита в Минск. За именем UCast скрывается минчанин Алексей Цыганков, который уже около 10 лет пишет музыку в стиле транс. Его треки занимают первые места в тематических европейских чартах, а за границей он выступает чаще, чем в Беларуси. TUT.BY встретился с музыкантом и поговорил о том, как стать востребованным за границей.
За последние несколько лет UCast получил поддержку таких «звездных» диджеев как Tiesto, Armin Van Buuren, Paul Oakenfold, Aly & Fila, M.I.K.E., Dash Berlin и других. Сам Алексей вспоминает, что его увлечение музыкой началось в третьем классе с песни How Much is the Fish немецкой группы Scooter.
— Впервые услышал ее по MTV, это был хит. Меня зацепило. Слушал Scooter лет до 16. Тогда интернета особо не было, было сложно искать что-то новое. В 16 с другом съездили на отдых в Болгарию, там я услышал диск Джоржа Акоста. Это была запись радиошоу. Когда вернулся, начал искать его диски, тогда у нас продавалось много пиратского. Только потом узнал об Армине ван Бюрене.
В 2006-м, когда заканчивал школу, Алексей решил пойти в школу диджеев, которая базировалась в клубе «Реактор». Ему хотелось научиться сводить и выступать в живую. Параллельно он начала писать свою музыку.
— Сейчас на YouTube много видео с уроками, тогда это все было методом тыка. Прогресс был довольно слабый. Если бы я сейчас начинал, я бы быстрее научился.
По мнению музыканта, 2006−2007 годы — золотое время в мировой транс-музыке, но в Минске таких вечеринок почти не проводилось. Алексей несколько раз выступил в «Реакторе», затем на форуме Nightlab в теме, посвященной трансу, познакомился с другими ребятами, которые тоже писали музыку в этом жанре. Первая столичная транс-вечеринка, о которой он услышал, проходила в клубе Step, но на нее он попасть не смог.
— Тогда же я познакомился с одним диджеем. Он готовил сборник на CD и планировал его выпускать в Беларуси. Даже взял один мой трек, но как-то не сложилось. Это была осень 2006-го. Почти через год я издал первый трек на нормальном лейбле.
Со временем у диджея стало появляться больше знакомых в клубной тусовке, и ему удавалось раз в месяц выступать на трансовых вечеринках в клубе «Юла», но продлилось это недолго.
— Первое мое большое выступление состоялось в 2009 году на Godskitchen в Минске. Оно самое яркое из всех, потому что самое первое. Это был восторг. Никогда на таких больших мероприятиях я не выступал, и был очень доволен собой.
Спустя пять лет после выхода первого сингла UCast, в 2012-м, его ремикс прозвучал в радиошоу Армина ван Бюрена A State of Trance с аудиторией около 30 миллионов слушателей. А через пару месяцев ван Бюрен назвал новую композицию белоруса треком недели (Tune of the week).
— ASOT — самое популярное трансовое радиошоу в мире. Ни одно радиошоу, ни один другой диджей, кроме ван Бюрена, не имеет такой аудитории. Если туда попадает трек совсем неизвестного артиста, его аудитория вырастает сразу в десять раз. Армин анонсирует некоторых музыкантов в Твитер, но тогда я не знал, что первое имя, которое он пишет — это трек недели. Это был сюрприз.
Сейчас UCast пишет музыку и отправляет ее на лейбл, который ему больше нравится. Вспоминает, как раньше рассылал всем подряд и ждал, кто ее возьмет. Трек Genesis подписали не сразу.
— Это произошло только через знакомого, который уже издавался на этом лейбле, и передал его. Так его не слушали в принципе. Такое бывает. Я написал его зимой, а подписал только летом. Обычно хватает месяца. Поэтому намека на то, что это успех, не было. Позже ван Бюрен отыграл его во время своего мирового турне ASOT 600. The Expedition Tour.
— С самим Армином я виделся, когда в Минске проходил первый A State of Trance. Записал на диск пару новых треков, пришел на автограф-сессию и в живую познакомился. Дал ему CD и не зря. Уже на следующей неделе он этот трек сыграл в АSOT. Но мы с ним далеко не друзья. С ним вообще сложно пообщаться. После минского концерта мы компанией полетели в Малайзию на отдых, следующий его концерт проходил как раз там. Мы попали за сцену, но встретиться с ним там нереально, его окружает куча охранников. С другими музыкантами можно свободно поговорить, а у него отдельная гримерка. К тому же параллельно он ведет радиошоу, поэтому гримерка изолирована, чтобы никто не мешал.
Незадолго до этого Алексей с другом создал свой лейбл LiftedSounds Records, специализирующийся на транс-музыке. Тогда он считал, что это принесет ему дополнительный заработок, но спустя четыре года его пришлось закрыть.
— Сестра моего друга и продюсера живет в Америке. Она все время спрашивала: «Почему вы не откроете лейбл? Давайте я помогу». Она зарегистрировала контору, и мы были как бы американским лейблом. Открыли, думали, что это будет заработок, но особых денег это не приносило. В основном мы работали с артистами из СНГ, но были и из Финляндии, и других стран. Мне было интересно понять кухню. Теперь я знаю, как и что работает. Когда ты просто артист, можешь этого не увидеть. Хорошо, что так вышло, и я совершил ошибку тогда. Чтобы заниматься лейблом, нужно собрать большую команду. Тот же Армин открыл свой с несколькими людьми. Наш просуществовал с 2010-го по 2014 год.
— Когда неизвестный человек открывает лейбл, он ничего не достигнет. Армин открывал, когда у него уже было имя, он был в топ-100 лучших диджеев мира. Как только я перестал заниматься лейблом, моя личная карьера пошла вверх. Стал уделять больше внимания своей музыке.
В этом году UCast ни разу не выступил в Беларуси, но при этом только в ноябре ему предстоит отыграть сеты в Бирмингеме, Милане, Буэнос-Айресе и на крупном транс-фестивале в Калифорнии. Он занимает 45 место в мировом рейтинге транс-диджеев TrancePodium, трижды его треки становились первыми в Tune of the Week. Сейчас его интересы представляет букинг-агент в Англии и друг-менеджер в Беларуси.
— У нас в Беларуси в этом году не было ни одного трансового мероприятия. Мой менеджер два года назад проводил краудфандинговые вечеринки, на которые собиралось 100−150 человек. Люди перед мероприятием скидывались и привозился артист, интересный этой аудитории. В Беларуси настоящих поклонников транса, которые не только на Армина ходят — человек 300. У нас средний возраст зрителей от 18 до 25 лет, в Европе — от 20 до 50, особенно в Голландии. В Америке где-то от 18 до 40. У организаторов нет интереса собирать пустой зал.
Алексей это связывает с тем, что транс-музыка не считается поп-музыкой, и ее никогда не включат в барах или по обычному радио. Услышать артистов этого жанра можно только на тематических вечеринках.
— Электронная музыка — скорее андеграундное направление. Можно услышать в баре трек Армина или Тиесто, но мы никогда не услышим других артистов, которые очень популярны в этом направлении. Например, Шона Тайса. Хотя для рэпа и поп-музыки это нормальная практика. Просто транс ушел из мейнстрима. Тиесто был трансовым, но в какой-то момент перешел в наиболее популярное направление. Он угадал и откровенно забил на транс. Ван Бюрен так не сделал. Он играет и популярную музыку, и чуть заигрывает с теми, кому нравится транс. Как жанр эта музыка вряд ли умрет. Но если под смертью понимать, что пропадет популярность — это да. Но это у нас. В Европе, Штатах до сих пор проходят крупные фестивали.
У Алексея нет музыкального образования, он признается, что оно могло бы ему пригодиться, но в то же время считает, что в электронной музыке важнее знания технической части работы программ.
— В трансе в первую очередь должна быть мелодия. Не две ноты. Остальное зависит от подстилей. Иногда понимаю, что мне не хватает музыкального образования. Чувствую, как должна звучать мелодия дальше, но не знаю, какие ноты нужны. В целом большая часть работы — техническая. Да, на инструментах играть сложно, но чтобы делать электронную музыку, нужно обладать знаниями о приборах и определенными умениями. Что сложнее: руками выпилить что-то из дерева или запрограммировать 3D-принтер, чтобы он что-то напечатал?
Музыкант не следит за белорусской музыкой и больше сосредоточен на европейский рынок. Как и всем диджеям, ему хочется попасть в топ-100 по версии DJMag.
— Из белорусов знаю Arston, и ребят, которые в трансе что-то пишут. Знаю тех, кто был диджеем в те времена, когда был диджей-баттл на Nightlab. За другими не получается следить и мне это не очень интересно.
В прошлом году ремикс UCast на трек ирландского диджея Брайна Кирни находился на первом месте в транс-чарте крупнейшего магазина электронной музыки Beatport. Пока это единственное первое место за прошлый год, все остальные работы белоруса вошли в десятку разных чартов.
— Хочется, чтобы музыка становилась качественнее, как в техническом, так и эмоциональном плане. Главные цели для меня — совершенствоваться и быть действительно именем, а не чем-то проходящим и забытым. Если пассивно ждать пока тебя заметят, в карьере диджея мало что получится. Нужно, чтобы кто-то тебя продавал. Сам себя я не могу продавать — не умею и не хочу рассказывать, какой я хороший. Я занимаюсь тем, что мне нравится.