В гостях у сказки. Мастер из Докшиц делает уникальные деревянные игрушки
Корреспондент «СБ Беларусь Сегодня» побывала в мастерской, где делают чудеса.
На столе у Виктора Горбачева забавная вещица. Несколько ловких движений лобзиком, аккуратное удаление пыли, и вот он — новый шедевр народного умельца. С удивлением рассматриваю творение и понимаю, чем отличаются старые деревянные игрушки от современных, супер-пупер компьютеризированных.
Виктор Иванович улыбается — оказывается, я заметила главное:
— Да, деревянные механические игрушки — это не просто искусно обработанная болванка. Это маленький рассказ, повесть, если хотите, огромное поле для фантазии. Ребенок может сам придумать историю, а может попросить это сделать маму. Сюжет, вроде бы, один. А вот сценариев его развития может быть множество. Таким образом малыш научится мыслить.
Беру в руки эту замысловатую азбуку, «написанную» жителем Докшиц Виктором Горбачевым, и начинаю фантазировать. Вот старушка с помощью журавля достает воду из колодца, а рядышком стоит и от нетерпения подпрыгивает рогатая коза. Чтобы оживить игрушку, не нужно хитрых манипуляций, батареек, сложных механизмов и микрочипов. Достаточно одного движения рукой. Бабушка наклоняется, журавль черпает воду, коза веселится — и так до бесконечности. Пока не надоест.
Скажете, скучно? А вот детишки, которых ради эксперимента познакомили с новой игрушкой, не согласятся. Каждый из них в мгновение ока выдумал свою историю. Кто-то решил, что хозяйка спасала от неминуемой гибели свою рогатую любимицу, которая собиралась лезть в колодец, чтобы напиться. А кто-то предположил, что это вообще не коза, а братец Иванушка, который ослушался сестрицу Аленушку. Одним словом, не деревяшка, а настоящий трансформер, тренирующий детскую выдумку и сообразительность.
— А как приходят идеи? — беру в руки следующую работу мастера. — Наверное, это очень трудоемкий процесс: придумать композицию, а потом еще и найти способ ее оживить?
— Мысли как-то сами по себе возникают, — кивает на выставку игрушек собеседник. — Идешь по улице, видишь жизненную сценку, начинаешь ее «трансформировать». Сложность в том, что у деревянных игрушек все детальки тоже сделаны из дерева. Это маленькие механизмы, направляющие. Они спрятаны в коробке, на которой закреплена сама игрушка.
Вот я сделал рыбака, который удит рыбу. Рядом посадил усатого кота — он с жадностью наблюдает за процессом. Можно было бы, конечно, сделать так, чтобы он хвостом махал, или на две лапки в ожидании угощения становился, — народный умелец оценивающе вертит в руках игрушку. И мне кажется, что на глазах рождается новая, в первую очередь увлекательная для самого творца, идея.
Виктор признается: его работы — отчасти «неформат». На нынешнем «Славянском базаре» проходил конкурс мастеров деревянных механических игрушек. Участников было совсем мало — человек 5−6, в том числе из Украины. В Беларуси этот вид народного ремесленничества только начинает возрождаться. Виктор занял третье место, но ему намекнули на тот самый «неформат». Сказали, что его игрушки слишком сложные. То ли дело коники — двигаются на колесиках туда-сюда, или петушок на палочке.
— Наверное, они правы. Народная игрушка была простой и примитивной. Но мне так не интересно, хочется чего-то большего. Любое ремесло имеет право на совершенствование. Какой смысл дублировать то, что уже давно изжило себя? Детишки-то сейчас тоже другие, продвинутые, — размышляет умелец. — У деревянной игрушки неограниченные возможности, это вам не на конвейере потоком клепать. А главное, что у каждой из них есть душа — ее вкладывает человек своими руками. Она хранит его тепло. А коники… Коников можно и на фабрике делать.
Мастер уверен — у таких игрушек есть будущее. Вот только не стоит ограничивать художника какими-то давно устоявшимися традициями и рамками. Вон как горят глаза у пятиклассников, которые приходят на занятия в Дом ремесел. Смена только растет — 2−3 года ребята будут заниматься простой резьбой по дереву. Дощечки. Панно. Чтобы перейти к «высшему пилотажу», каковым считается изготовление деревянных игрушек, понадобятся и сила, и до автоматизма отработанная ловкость рук. А мальчишки уже сегодня просят задания посерьезнее. Юные ремесленники как минимум мечтают строить корабли и самолеты, оживлять роботов.
На изготовление каждой игрушки у Виктора Горбачева уходит около месяца. К счастью, жена понимает его увлечение — вместе окончили худграф, она занимается лоскутным шитьем. А вдохновитель и самый главный судья в оценке работ ремесленника — пятилетняя внучка. Малышка живет в Санкт-Петербурге, но с интересом следит за творчеством деда и требует первоочередного права на испытание его новых работ.