В минский прокат выходит мультфильм об осаде Смоленска польско-литовскими войсками

Источник материала:  
14.10.2015 12:59 — Новости Культуры

29 октября в минском кинопрокате выходит российский мультфильм «Крепость: щитом и мечом» об осаде Смоленска польско-литовскими войсками в 1609 году, в котором осаждающие выступают злодеями. Журналист TUT.BY обратился к историку, чтобы узнать, корректно ли преподносится тема мультфильма, а также к директору «Киновидеопроката», чтобы разобраться, стоит ли рассматривать мультфильм с идеологической точки зрения или это просто художественный вымысел.


В описании мультфильма говорится, что польско-литовские войска взяли в осаду Смоленск, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным готов держать оборону до конца. Смоленск — главная крепость на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.

Мальчик Сашка лепит самодельные бомбы из теста и колдует в защиту города — вызывает на помощь царя с огненным щитом и пламенным копьем. Пока волшебный царь не пришел, Сашка и его друг Федор просятся в помощники к воеводе. Им предстоит разрушить коварные планы польского короля Сигизмунда Третьего и справиться с нечистой силой, которая по ночам бродит по осажденной крепости.

Сценарий к мультфильму написал Александр Боярский, который также является автором сценария мультфильмов о трех богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Три богатыря и Шамаханская царица» студии анимационного кино «Мельница».

Вот как прокомментировал TUT.BY идею мультфильма сценарист, продюсер
фильма Александр Боярский:

— В истории России, как и в истории многих других стран, много и
трагических, и героических страниц. Вместе с тем какие-то события широко
известны всем, а воспоминания о некоторых, и при этом не менее
драматичных, не столь популярны по разным причинам. Нам захотелось взять
такой эпизод и на его основе сделать фильм не только о войне, о
столкновении и защите, а о человеческих отношениях в экстремальной
ситуации, о каких-то простых, понятных и близким всем чувствах. При этом
мы постарались сделать увлекательной приключенческую линию фильма и
добавить комедийные элементы.

По его словам, информацию для написания сценария брали в
основном из исторических хроник, а в основе сюжета лежит оригинальная
история.

Редактор портала «Историческая правда», кандидат исторических наук Игорь Мельников высказал свое мнение о том, почему российские мультипликаторы обратились к теме российско-польских войн, и восстановил для TUT.BY хронологию событий начала XVII века и смены власти в Смоленске. Кстати, Мельников пишет книгу «Граница под Заславлем 1921−1941 гг.» об истории борьбы за Смоленск в разные периоды.

По его словам, Смоленск исторически был пограничным городом между ВКЛ и Московской державой. В XII веке на смоленских землях было удельное княжество, но с XIV века эти территории были в составе ВКЛ.

— С этого времени начинается рассвет Смоленска и близлежащих земель. Там начало развиваться белорусское летописание. Именно здесь были созданы Смоленская хроника, Белорусско-литовская летопись 1446 года, Радзивилловская летопись.

В начале XVI века Москва в очередной раз пошла на литовские земли. В результате кровопролитной войны между ВКЛ и Московской державой, которая продолжалась 10 лет (1512−1522 гг.), Смоленск отторгли от ВКЛ. В начале XVII века в Московском государстве началась «смута». Этим решили воспользоваться в Речи Посполитой (союзной державе, в которую входило ВКЛ и Королевство Польское). В войне с Россией в 1609—1618 гг. участвовали 12 пехотных рот войска ВКЛ, а также украинские части.

— Называть эти части «польскими», как говорится в фильме, неграмотно. Первыми к Смоленску подошли не польские части, а литвины — отряды под командованием гетмана ВКЛ Льва Сапеги.


— Осада города продолжалась несколько лет, и в 1611 году он был возвращен в состав земель ВКЛ. Кстати, после освобождения Смоленск получил Магдебургское право. Через 20 лет, в 1632 году, российские войска вновь штурмовали Смоленск и в результате очередной войны в 1654 году захватили город. С тех пор Смоленск входил в состав Российской империи.

В 1918 году большевики декларировали создание Белорусской советской республики, в состав которой входила Смоленщина, однако в конце концов город остался за РСФСР.


Обращение российских мультипликаторов к этой теме сегодня не случайно, считает историк, так как в российских медиа из Европы и США активно формируется образ врага. Для этого часто используются и исторические мотивы, говорит Игорь Мельников.

— Для Беларуси проблема в том, что эта борьба задевает и нас, ибо соседи пытаются вмешиваться в нашу национальную историю, навязывая нам свои взгляды. Такой мультфильм по-своему гораздо более опасен, чем полнометражный блокбастер, ибо он тиражирует мифы про «собирание русских земель» и «враждебный Запад» в умы подрастающего поколения россиян. Это чистой воды идеология, — убежден историк.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

TUT.BY обратился к директору «Киновидеопроката» Василию Коктышу с вопросом, не повлияет ли на самосознание детей представление в качестве злодеев предков, которые жили на нынешней территории Беларуси.

По мнению Коктыша, мир стал другой, и запрещать фильмы, считает он, нет смысла, так как это только привлечет к ним повышенное внимание, а найти в интернете их не составит большого труда. Тем более через два месяца мультфильм «Крепость» покажут и по телевидению.

— Кто нам запрещает снимать собственные фильмы о нашей истории? Все снимают патриотические фильмы. На любой фильм можно навесить ярлык, но это же не документальное кино, а художественное. Дети смотрят мультфильмы беспристрастно и не приписывают им смыслов, какие видятся взрослым. Мультфильмы развивают креативное мышление, ребенок смотрит картинку и не думает ни о поляках, ни о русских, ни о белорусах, если ему не подсказывать, что думать. Мы-то знаем, что Деда Мороза нет, а нужно ли нам рассказывать об этом детям? Не надо топтать детскую душу взрослыми интерпретациями. Нельзя преждевременно учить детей взрослой жизни.

←К 120-летию японской кинокомпании покажут ретроспективу лучших ее кинолент

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика