Веремей ГАВРИЛОВ: «Мелиораторский хлеб нелегкий, но благодаря нам белорусская земля становится еще богаче и краше»
Гімн меліяратараў
СЛ. М. БАШЧУКА
Прастор палёў і там жа дрэны-жылы,
Затокаў сінь, каналы напрасткі —
Старанна на балоце палажылі
Мы ў спадчыну, як родныя бацькі.
Пр.: Меліяратары!
Тварцы вы на зямлі.
Меліяратары!
Зрабіць вы цуд змаглі.
За нівы хлебныя,
Лугі зялёныя
Пашана вам і слава на вякі!
Шчыруем на асвоеным раздоллі,
Спрадвеку дзе шапталі чараты.
З вятрамі сёння годна тут аб долі
Гамоніць колас важкі, залаты.
Пр.:
Вітае песня жніўная на полі
У светлы дзень любові і надзей.
Не змые час паводкаю ніколі
Зямны наш след у памяці людзей.
Истоки
К трудолюбию, ответственности за все свои поступки он был приучен с детства. Их семья русских староверов проживала в одной из здешних деревень. Ее глава Андрей Савельевич и его супруга Ксения Тимофеевна приучали детей к труду с самого раннего возраста. («Чтобы знали, как хлеб добывается».)
Младшего Веремея мать любила, пожалуй, больше двоих дочерей, ведь как-никак — единственный сын в семье, продолжатель фамилии. Но поблажек не давала: что положено, будь добр сделай.
В свободное от домашних забот время парнишка отправлялся в лес, на болото, где ловил кротов и драл лозу. Шкурки зверьков и лозовую кору принимали в заготпункте, платили деньги. Они были нужны пареньку для осуществления своей давней мечты — покупки гармони. И хотя играть на ней Веремей еще не умел, ему казалось, что очутись трехрядка в руках, сразу закатит плясовую.
А вскоре так оно и случилось. Поднакопив деньжат, он приобрел на рынке в Чашниках видавшую виды гармошку. А уже к вечеру того же дня исполнял на ней «Подмосковные вечера».
С тех пор пошло-поехало: как только в деревне какая-нибудь массовая гулянка — зовут с гармонью. В отличие от взрослого гармониста он был выгоден: взрослый хватанет два-три стакана — и музыкант из него, можно сказать, никакой. А мальчишка знай себя наяривает то «Лявоніху», то «Падыспань», то «Краковяк». Уморит танцующих.
Когда пришло время определяться с профессией, Веремей решил стать агрономом. Его подкупало то, что агроном — на земле хозяин. Никто так не знает и не чувствует ее, как агроном, — ни зоотехник, ни инженер. Не зря его называют технологом полей.
Окончил Великолукский сельскохозяйственный институт и семнадцать лет проработал главным агрономом одного из здешних хозяйств. А после его «занесло» в мелиорацию. Поначалу было несколько непривычно, подумывал даже вернуться назад в хозяйство. Но постепенно «въехал» в специфику отрасли. Убедился, что мелиорация очень важна для земледелия, особенно в условиях болотистой, лесисто-кустарниковой Витебщины. Мелиораторы — настоящие преобразователи земли. Там, где пройдут они, колосятся хлеба, растут другие сельскохозяйственные культуры. Стоит ли удивляться, что треть всей продукции полей в республике получают именно с мелиорированных земель.
Других послушай, а сделай сам
Начало его карьеры руководителя пришлось, однако, не на лучшие времена для мелиорации. Казалось, государство потеряло к ней всякий интерес: денег на поддержание мелиоративной сети выделялось все меньше и меньше, о новом осушении речи не велось вообще. Но выживать мелиораторам как-то надо было. Поэтому брались за любую работу. Кто позовет — к тому и шли. Еще и сами предлагали свои услуги, припрятав подальше профессиональное самолюбие. При этом не забывали о своих прямых обязанностях — эксплуатации и ремонте мелиоративной сети и сооружений.
— Что и для кого бы мы ни делали — будь то для себя или заказчика со стороны — должны выполнять качественно, надежно и в срок, — не раз говорил подчиненным Веремей Гаврилов. — От этого зависит наша репутация и то, обратятся или нет в следующий раз именно к нам. Нельзя жить одним днем, непорядочность в отношениях не сулит ничего хорошего.
Воспитанный на доверии, душевной простоте, искренности Веремей Андреевич и сам относится с большим доверием к людям. И они платят ему тем же. Слушая со стороны его разговор с подчиненным, не сразу и поймешь, кто начальник. Простота и открытость в общении не только позволяют преодолеть психологический барьер между руководителем и рядовым работником или специалистом, но и способствуют установлению между сторонами доверительных отношений, что положительно влияет на производство.
Со временем предприятию удалось преодолеть негативные тенденции в своем развитии. Стали появляться какие-никакие деньги. Каждый свободный рубль директор направлял на развитие материально-технической базы, потому что без обновления средств производства невозможно выполнять работу на достойном уровне.
Не забывал и о повышении заработной платы: если платить работнику мало — завтра он сбежит в другую организацию или станет относиться к делу спустя рукава.
— Экономить на заработке нельзя, — убежден директор. — Другое дело, что эти деньги должны быть заработанными, а не «упавшими с неба».
Впрочем, для коллектива такая формула уже давно не новость. На мелиоративных объектах здесь трудятся не только механизаторы, что само собой разумеется, но и работники бухгалтерии, вспомогательных служб. Правда, не постоянно, а только в сезон, когда дорог каждый час, а рабочих рук не хватает.
Веремей Андреевич — руководитель опытный, предусмотрительный, умеющий просчитывать свои действия на сотню шагов вперед. Но и ему бывает порой не просто решить ту или иную проблему. Тогда за советом он обращается к наиболее опытным и авторитетным людям. Мнение любого человека для него очень важно и дорого.
Один из таких авторитетов — главный инженер ПМС Мария Гриневич. Ее распределили сюда на работу после окончания Белгоссельхозакадемии.
— Как приехала, так и осталась, — улыбается эта обаятельная женщина. — Теперь даже и представить себе не могу, что смогла бы работать где-то в другом месте. Родным для меня стал этот коллектив.
Все свои знания, душевную энергию Мария Николевна отдает любимой работе. Каждый трудовой успех организации — это и ее личный успех. Она настоящий профессионал. Не случайно ей (как, кстати, и директору Веремею Гаврилову, и трактористу Александру Храповицкому) присвоено звание «Почетный мелиоратор».
...Среди положительных качеств Веремея Гаврилова — отсутствие какого-нибудь зазнайства. Он любит послушать да «набраться ума», как говорят в народе, от компетентных людей. Особенно, если эти люди — уважаемые всеми личности, истинные профессионалы. Такие, к примеру, как машинисты экскаваторов Андрей Сидоркевич и Александр Шамархан. К слову, последний с женой к двоим собственным детям взял на воспитание еще и троих приемных.
При случае делами Чашникского ПМС интересуется и помощник Президента — главный инспектор по Витебской области Николай Домашкевич. Не только в силу своих служебных обязанностей, но и как профессиональный мелиоратор: в прошлом Николай Федорович возглавлял в здешней округе одну из мелиоративных организаций.
Среди лучших в республике
Сегодня Чашникское ПМС — уникальное предприятие, с широким спектром услуг. Оно давно уже не та организация, которая когда-то находилась в шаге от развала.
Давно не тот, что был прежде, и ее руководитель. Он уже не сомневается в том, что под его началом коллектив никому не даст себя в обиду.
Веремей Гаврилов — личность известная и авторитетная не только в мелиоративном сообществе, но и в широких кругах общественности Придвинья. В 2009 году ему было присвоено звание «Лучший руководитель области», в 2010-м он становится «Человеком года Витебщины». Дважды награждался почетными грамотами Витебского облисполкома.
Весь этот «дождь» наград и званий свалился на него не за один день. Это результат неустанного, добросовестного труда на протяжении многих лет. Примечательно, что с годами он не только не свыкся со своей работой, не потерял к ней остроту, а, наоборот, загорается все новыми идеями. Неудивительно, что ведомый таким лидером коллектив с каждым годом укрепляет свои трудовые достижения. Не исключение и 2012 год: по его итогам Чашникское ПМС стало одной из лучших мелиоративных организаций республики.
— Сегодня работа сама нас ищет, — замечает руководитель. — Это не то, что было, скажем, лет 8—10 тому назад, когда мы хватались за каждый заказ и буквально чуть ли не вымаливали его. Теперь наш портфель заказов сформирован и на завтрашний, и на послезавтрашний день.
Это, однако, никоим образом не означает, что мелиораторы как-то по-другому, менее ответственно, что ли, стали относиться к работе. Нет, они по-прежнему дорожат своей репутацией и делают все на совесть, с гарантией.
Впрочем, сегодня изменилось и отношение к мелиорации со стороны государства. Прежде всего это стало возможным благодаря тому, что на развитие отрасли обратил свое внимание Президент страны. В отрасль пошли бюджетные деньги. Вкупе с тем, что зарабатывают сами мелиораторы, это позволяет мелиоративным организациям развиваться неплохими темпами. Хотя и проблем, конечно, хватает.
В Чашникском ПМС эти перемены тоже ощутили. Мелиораторы поддерживают в исправном состоянии мелиоративную сеть, реконструируют ее, по возможности проводят новое осушение, вовлекая в сельхозоборот сотни гектаров плодородных земель.
В настоящее время, к примеру, они работают на объекте «Жуки», занимающем 280 гектаров. Как и многие прежние объекты, этот готовятся сдать досрочно, чтобы с наступлением осени сельчане смогли посеять здесь озимые.
Работается мелиораторам непросто. Дело в том, что почва в здешних местах сплошь усеяна валунами, некоторые просто поражают своими размерами. К тому же находятся они в земле, а не на поверхности. Экскаваторщику надо быть предельно внимательным. Чуть проморгал — ковш может разлететься напополам, словно ореховая скорлупа.
— Нашим машинистам такая опасность знакома, они работают осторожно и предусмотрительно. Тем более что все опытные и знающие, но, бывает, что кто-то и не уследит, — говорит мастер Александр Унукович. — Приходится дополнительно тратиться на ремонты. Но что поделаешь, побывать в огне и не обжечься невозможно.
С хлеборобами на пару
Кроме своих чисто мелиоративных работ, мелиораторы выполняют и массу других, которые в основном связаны с сельхозпроизводством. Это не только простейшие, как доставка на поля удобрений или перевозка грузов, но и более сложные — монтаж легких каркасных помещений с тентовым покрытием для содержания скота.
А еще мелиораторы выступают в роли хлеборобов: пашут землю, сеют и убирают урожай. С каждым годом требования к выполнению таких работ повышаются, да и объемы растут. Поэтому предприятие закупило для их выполнения соответствующую технику — четыре энергонасыщенных трактора «Беларусь-3022 ДЦ» и зерноуборочный комбайн «Полесье GS-1218-10».
— Когда смотрю, как идет жатва, вспоминаю себя, молодого агронома, — признается Веремей Андреевич. — Мало в те годы было техники, да и мощность ее была небольшой. Хозяйства запаздывали с уборкой, а помочь было некому. Теперь мы помогаем хлеборобам, чтобы они смогли успеть сделать все вовремя и качественно.
В эти дни в здешних хозяйствах идет заготовка кормов для общественного животноводства. Как всегда, не в стороне от работы и мелиораторы. А как же иначе, ведь на земле все живем, с нее кормимся.
Не оскудеет рука дающего
С детства Веремей Гаврилов привык уважительно относиться к людям. А еще он убежден, что каждый человек заслуживает к себе внимания. И чем этого внимания больше, чем оно искреннее, тем весомее отдача — в производственных делах, в человеческих поступках.
— Коллектив у нас действительно сплоченный и дружный, — говорит директор. — Без показушности, чего-то напускного и неестественного. Мы в прямом смысле — как одна семья.
Дух корпоративности, трудовой солидарности здесь ощущается на каждом шагу. На общих собраниях работники исполняют «Гимн мелиораторов». Он как бы сплачивает людей, подчеркивает их принадлежность к единому сообществу.
Именно уважение к своей профессии, к своей организации позволило коллективу сделать ПМС предприятием высокой производственной культуры. Пять раз побеждало оно в районном соревновании за отличное содержание базы, два — в районном. За лучшее новогоднее оформление предприятия коллектив получил Гран-при и экскаватор. Ну разве возможно такое в обществе не связанных одной идеей людей?
Впрочем, корпоративность проявляется и в заботе о тружениках предприятия со стороны администрации. К примеру, работники обеспечиваются бесплатными горячими обедами. Их доставляют в любую точку, где работают люди. Иногда это всего один экскаваторщик, который трудится на отдаленном участке. Но и он не обойден вниманием. А еще предприятие кладет «денежку» на мобильный телефон такого экскаваторщика — для оперативной с ним связи.
— Это не такие уж большие затраты, окупаются они делом, — замечает главный инженер Мария Гриневич.
ПМС реализует много социальных программ, напрямую не связанных с производством, но положительно влияющих на него. К примеру, организует поездки за грибами и ягодами, на рыбалку. Для желающих закупает билеты на концерты «Славянского базара», обеспечивает детей работников путевками в оздоровительные лагеря. А еще помогает ветеранам, оказывает материальную поддержку детскому приюту, дому престарелых, церкви...
— Жить надо по совести, — говорит Веремей Гаврилов. — Можешь человеку помочь — не задумывайся. Бог все видит.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото автора
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир БУЛАЙ, председатель Чашникского райисполкома:
— О Веремее Гаврилове могу сказать только самое хорошее. Солидный, уважаемый человек, очень способный руководитель. Фактически благодаря ему ПМС возродилось из некогда обанкротившегося предприятия. Теперь по результатам работы оно одно из лучших не только на Витебщине, но и в республике.
Веремей Андреевич всегда взвешенно, обстоятельно подходит к любому делу. Кроме своих мелиоративных дел, у него много забот, связанных с развитием АПК Чашникского района. ПМС оказывает большую помощь местным хозяйствам. Без него у нас не обходится ни сев, ни уборка. В настоящее время в районе ведется заготовка травяных кормов, в которой по мере возможности участвуют и мелиораторы.
Зерноуборочный комбайн, которым располагает предприятие, используется для помощи на жатве не только хозяйствам, но и гражданам. Это исключительно важно, так как о людях, их заботах иные руководители просто забывают.
Веремей Гаврилов — человек порядочный и ответственный. Коллективу ПМС повезло с ним. Я тоже доволен им как руководителем и человеком. Побольше бы таких в наших рядах.