Хрупкая сила танца

Источник материала:  


Профессия артисток балета зачастую трагична. Врач лечит всю жизнь, швея шьет, пока глаза видят, а здесь 38 лет — и пенсия. Словно в сказке про Золушку: часы пробили полночь, и в тыкву превращается не только карета, но и ее пассажирка. А уж благодаря годичной давности кинотриллеру «Черный лебедь» даже далекий от балетного мира киноман осознал, каких усилий стоят изящество и кажущаяся легкость «маленьких лебедей». Жесткая диета, ежедневные репетиции, профессиональные травмы — в мире балета выживает сильнейший. 24–летняя солистка Национального академического Большого театра Людмила Хитрова считает фильм Даррена Аронофски глупостью и преувеличением. В прошлом артистка Красноярского государственного театра оперы и балета, уже пятый сезон Людмила с воздушной легкостью выходит на минскую сцену, танцует ведущие партии в «Золушке», «Ромео и Джульетте» и «Бахчисарайском фонтане».


29 марта у Хитровой новая роль — Мари Штальбаум в обновленной версии балета «Щелкунчик». Накануне громкой премьеры мы провели с исполнительницей главной партии один день и увидели своими глазами, как создается еще одна волшебная история Большого.


«Лебедь» в «валенках»


10.00. Огромный утренний театр еще полон тишины. Общая репетиция премьерного «Щелкунчика» назначена на 11.00, но рабочий день артистов балета уже начался. В танцклассе на пятом этаже идет первый тренаж — предварительная разминка, которая подготавливает мышцы танцовщиков к основной репетиции.


Людмила Хитрова приходит в зал одной из первых. Балерину не узнать. Вместо неземной дивы в шифоновой пачке и белых пуантах вижу худенькую девушку в спортивном трико и «валенках». Ее коллеги по сцене выглядят не менее приземленно: у многих на ногах мягкие тапочки и теплые носки, и у всех — самодельные гетры до колена, которые сохраняют тепло разогретых мышц. Артисты носят шерстяные вещи целый день, снимая их только перед выходом на сцену. Выглядит впечатляюще: лебедь в короне из перьев, изящной пачке и... грубых носках домашней вязки.


Вдоль стен танцзала тянется длинный металлический станок. Мастера сцены и ведущие солисты мужского и женского составов сегодня работают в классе одновременно. Педагог–репетитор Александр Мартынов успевает следить за каждым:


— Три фуэте — это мало! Посмотрите на солистов «Ковент–Гардена» — по десять–пятнадцать накручивают!


Балет — искусство штучное, за чужими спинами не отсидишься. Не будешь над собой работать — расстанешься с труппой, профессией и будущим. Впрочем, ожидаемой муштры я не увидела. Выкладываться на утреннем уроке или нет — личное дело каждого.


В одиннадцать часов у Хитровой первая репетиция. Валенки, гетры и спортивный костюм сменяют пуанты и легкое шелковое платье. Маша из «Щелкунчика» — барышня изящная и воздушная:


— Балетмейстеры видят во мне исключительно романтических героинь. Два года назад впервые станцевала Золушку, после Юрий Троян предложил партию Евы в «Сотворении мира», затем были роли Джульетты и Анюты.


— Правда, что мечта всех без исключения балерин — партия Одетты — Одиллии в «Лебедином озере»?


— Мне нравятся характерные героини, но близости ни с белым, ни с черным лебедем не чувствую. Понимание этого персонажа приходит с возрастом, с опытом. Я же эмоционально еще не доросла до этой роли. У меня другая мечта: Жизель из одноименного балета Адольфа Адана.


Общая репетиция всей труппы начинается в двенадцать с приходом балетмейстера–постановщика Александры Тихомировой. И снова «Щелкунчик», хотя вечером в театре дают «Шахерезаду». Оказывается, восточную сказку прогоняли вчера, балет идет не первый сезон и в частых репетициях не нуждается. А на носу — премьерный «Щелкунчик». Времени, чтобы подчистить хвосты, совсем мало.


Плоть и кровь балетных мифов


Это неправда, что ежедневный рацион балерины составляют лишь листик салата и стакан кефира. Худенькая (всего 46 кг!) Хитрова называет себя сладкоежкой и утверждает, что жить не может без кусочка торта или шоколада. Но все это — только на завтрак.


— Салат, конечно, полезен, но много на нем не протанцуешь. Утром организму нужны силы и энергия на целый день. Обеденный перерыв у нас с трех до половины шестого, но полноценно мы не обедаем, чтобы быть в форме перед спектаклем.


— Следить за весом — профессиональная обязанность?


— Да, балерина независимо от возраста и роста должна вписаться в 50 кг. И даже не потому, что лишний вес будет мешать работать. Это опасно в первую очередь для партнера: от постоянного поднятия даже самых худеньких из нас у многих артистов балета начинаются проблемы с позвоночником.


— О зависти в балетном мире слагают легенды. Самое малое — испорченный костюм или подрезанные ленточки на пуантах...


— Театры России и Украины как раз и живут по принципу борьбы за роль «не на жизнь, а на смерть». В нашем театре такого, слава богу, нет. Драк за ведущие партии никто не устраивает. Напротив, более опытные коллеги всегда помогут и подскажут. Восемьдесят процентов времени я провожу в Большом, поэтому практически все мои друзья — артисты театра. С некоторыми мы настолько сдружились, что даже выходные проводим вместе.


Неправда и то, что после сорока балетная карьера заканчивается. Многие артисты выходят на сцену, пока хватает сил и здоровья. Ведущие партии уже не танцуют, а вот характерные роли — пожалуйста. По окончании танцевальной карьеры часть солистов становятся балетмейстерами и репетиторами. Покинув сцену, многие верны заведенному ритму и поддерживают себя в форме: не переедают («сижу не жрамши», — утверждает великая Майя Плисецкая), не забывают про ежедневную растяжку. Может, потому и живут «балетные» долго.


Готовность номер один


После дневного перерыва театр вновь оживает. По правилам артисты должны приходить за 45 минут до начала спектакля, но многие балерины после репетиции из здания даже не выходили. Оставались в театре, чтобы вздремнуть пару часов. Спят «лебеди» прямо в гримерке, на раскладном диванчике.


За час до спектакля в режиме нон–стоп начинает работать гримерный цех. Впрочем, его услугами по большей части пользуется мужской состав. Девушки предпочитают гримироваться самостоятельно.


Без пятнадцати семь костюмер Валечка, как ласково обращаются к ней все девочки, приносит костюмы. Балерина Хитрова облачается в струящийся восточный наряд:


— Костюмы солистам и ведущим мастерам сцены шьют по снятым меркам. Эскизы мы не утверждаем, этим занимается художник по костюмам. Свои правки вносим лишь в конце, чтобы обеспечить себе максимальное удобство.


19.00. Начался спектакль. Краем глаза вылавливаю Хитрову. Легкая, почти невесомая, порхает... От утренней домашней девушки в мягких валенках не осталось и следа, передо мной — статная грациозная красавица на пуантах. В театре говорят: если балерина не умерла прямо на сцене, свой номер она непременно исполнит до конца. Есть у сцены такое необъяснимое анестезирующее свойство: с вывихами, растяжениями и даже с более серьезными травмами артисты могут танцевать весь спектакль. От шока боль не чувствуется. А потом, уже в гримерной, замечают, что ноги–то разбиты в кровь.


Через три часа храм Мельпомены погружается в темноту. Лампы гаснут, костюмы сданы, а артисты уходят домой, чтобы в 9 утра снова стать к станку. Репетиция «Щелкунчика» продолжается.


Справка «СБ»


Сегодня в составе балета Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси танцуют 107 артистов. Мужской состав — 46 человек, женский — 61 артистка. Из числа ведущих мастеров долгожителями театральной сцены являются Игорь Артамонов, Константин Кузнецов, Юлия Дятко, Ирина Еромкина. Из солистов — Наталья Рябцева и Виталий Петровский.

Автор публикации: Юлиана ЛЕОНОВИЧ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←В репертуаре Большого театра Беларуси появилась еще одна современная постановка балета "Щелкунчик".

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика