Интерпретации
Залаты талер. Беларуская аўтарская казка. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.
У Андерсена есть грустная история о том, как поэт ищет сказку, потому что ему сказали — она умерла... Но нет, она бессмертна! Это доказывает и появление уже в наше время авторских сказок, ведь и каждую народную когда–то рассказал конкретный человек. Подвизаются здесь и писатели старшего поколения, и совсем юные авторы, поскольку жанр — полигон для фантазии. Светлана Ярошевич рассказала историю о банке из–под огурцов. Зря чванилась перед ней дорогая ваза, потому что простая банка, которая умела мечтать, стала домом для цветущей веточки. В сказке Олега Аблажея «Закаханы цмок» девушка–лютнистка, украденная страшным драконом, связала свою судьбу именно с чудовищем, а не с прекрасным рыцарем, ринувшимся освобождать пленницу. Ведь дракон так тонко чувствовал музыку! Жалостливая принцесса Людвика из истории Петра Васюченка вышла замуж за короля, который из гусеницы превратился в бабочку, а царь–сом Самвусон Первый, придуманный Сержем Минскевичем, влюбился в прекрасную Яснейку... Дополнительный бонус книги — иллюстрации в исполнении учеников Минского государственного колледжа искусств, воспитанников известной художницы Риты Тимоховой.
Франц Кафка. Замок. Роман. Москва, Азбука–классика, 2012.
15 сентября 1912 года Франц Кафка записал в своем дневнике: «Дупло, которое прожигает гениальная книга в нашем окружении, очень удобно для того, чтобы поместить там свою маленькую свечку».
Роман «Замок», как бы по–разному его ни оценивали, явление в литературе значительное, породившее множество «свечек»–подражаний. Хотя до сих пор об этом тексте спорят, что спровоцировал и сам автор. Мало того что бросил роман недописанным, так еще завещал вместе со своими другими рукописями сжечь. К счастью, друг мрачного гения Макс Брод уничтожить его наследие не решился... И вот очередная загадка. Чаще всего читатели сравнивают происходящее в романе со сновидением. Зловещим, безнадежным... Когда пытаешься бежать — и натыкаешься на непреодолимые препятствия. Обычная логика в «Замке» не действует. Хотя сюжет «вычленить» можно: герой, землемер К., приезжает на новое место работы по вызову графа, владельца Замка. Однако оказывается, что на самом деле землемер Замку не нужен, просто забыли об этом сообщить. Вскоре К. понимает, что в Замок попасть невозможно, но все в Деревне, где поселился герой, живут по установленным там законам. И К. эти законы постоянно, сам не зная, нарушает. Его допрашивают, на него заводится дело (что напоминает знаменитый «Процесс» того же Кафки). Многие видят в «Замке» высмеивание бюрократии, доведение ее сущности до абсурда... Но хватает и иных толкований. Почему, когда красавица Амалия отвергла домогательства чиновника из Замка, жители Деревни подвергают семью гордой красавицы остракизму, и все, в том числе наказанные, считают это необходимым? Может, это аллюзия на библейскую легенду и чиновник на самом деле — небесный гость, призывавший человека к духовному служению? И кто такой К. — жертва произвола или грешник, не желающий исправления? Думаю, со временем интерпретаций не станет меньше.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ