4 августа - 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга
04.08.2011 10:09
—
Новости Культуры
4 августа - 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга
![4 августа - 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга](http://www.21.by/pub/news/2011/08/1312442523543421.jpg)
Сгусток американской энергии
Композитор Джордж Гершвин считал, что джаз – "это выплеск энергии, которую накопила Америка". Судя по искусству Армстронга, он вобрал в себя значительную часть американской энергии.
Джазмены часто говорят, что музыкант должен "рассказывать историю". Маэстро Армстронг рассказал людям бесчисленные истории с разными настроениями, извлек из джаза, кажется, все мыслимые возможности. Труба и хрипловатый голос – два великих инструмента Армстронга – исполняли и песни для мюзиклов, и "разговорные", с диалогами, церковные песнопения, и танцевальные мелодии для вечеринок, и лирические серенады влюбленного.
В музыке "Луи Великого" даже диссонансы звучали, как гармония, а странные сочетания музыкальных стилей выглядели как естественные, существовавшие испокон веков. Вся музыка Господина Джаз (так назвал Армстронга его коллега Дюк Эллингтон) была признанием в любви к миру: "And I think to myself, what a wonderful world!".
Джаз как природа души
![4 августа - 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга](http://www.21.by/pub/news/2011/08/1312442523595311.jpg)
Музыкальным университетом Армстронга стала… колония. Он в шутку пальнул из чужого пистолета и оказался в исправительном интернате. "Эта колония была для меня, скорее, школой-пансионатом, а не тюрьмой", – скажет потом маэстро. Именно там он начал исполнять музыку. А в 16 лет у мальчишки из нищей семьи, в которой он оказался главным кормильцем, уже был собственный оркестр, игравший в барах на вечеринках.
В 18 лет Армстронг был корнетистом в лучшем джаз-банде Нового Орлеана. Он уже тогда мог начать сольную карьеру: у юноши, помимо огромного таланта, был несгибаемый дух и колоссальная работоспособность. А к 22 годам Луи уже считался лучшим джазменом мира.Словом, тут бы начать славное "одиночное плавание". Но Армстронг был уверен в том, что нельзя бросать своих учителей – музыкантов-джазистов. Его жене-пианистке пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы заставить мужа делать сольную карьеру. И его звезда тут же стала сиять ярче всех в Нью-Йорке, Новом Орлеане и Чикаго.
"Счастливчик Луи" в 28 лет уже считался классиком, частью музыкальной истории XX века. Его работы всерьез изучали музыковеды Европы и США. А среди любителей джаза началась "армстронговская лихорадка" – пластинки с записями музыканта раскупались мгновенно. Меломаны бурно обсуждали, как легко и захватывающе Армстронг исполняет тот или иной пассаж, как владеет верхним регистром, как солнечно звучит его голос, как вибрирует звук трубы.
Спустя десятилетия меломаны уже лазили по чердакам и подвалам старых домов, чтобы найти первые записи гения джаза. Музыкант-ударник Джин Крупа подчеркивал, что все джазмены так или иначе отдают музыкальную дань Армстронгу: "Все сделал Луи, и сделал первым".
К середине 1950-х Армстронг уже снялся в полсотне фильмов. Как говорили его коллеги, он готов был выступать 365 дней в году. Шоумена приглашали даже на академические оперные сцены – например, в нью-йоркский театр Метрополитен-опера.
Вместе с великой джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу "Порги и Бесс" Гершвина. Трудно исполнить знаменитую колыбельную "Summertime" душевнее и виртуознее, чем этот дуэт. А в 1960-е весь мир распевал "Hello, Dolly!" из одноименного мюзикла, в котором пели Барбра Стрейзанд и Луи Армстронг.
Армстронг по-русски
![4 августа - 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга](http://www.21.by/pub/news/2011/08/1312442523600030.jpg)
Влияние Армстронга так или иначе испытал на себе и Дмитрий Шостакович. Он признавался джазисту Цфасману, что перед сочинением собственных джазовых композиций прослушивал почти весь советский и зарубежный джаз.
Если бы Армстронг приехал на гастроли в СССР, как Дюк Эллингтон, его ждал бы восторженный прием. Мнение Никиты Хрущева, сравнивавшего "шумовую музыку джаст" с "радиопомехами", а свои ощущения от него – с ощущениями от "колик в животе", на деле разделяли немногие.
На одном из джазовых сайтов меломаны приводят свои собственные афоризмы об этом музыкальном искусстве. Например, такие: "Джаз – это драйв, импровизация и чувство свободы", "Джаз – большое искусство вкупе с кайфом", "Джаз – это развлечение по обе стороны рампы", "Джаз – душевный разговор с публикой". Сложились бы такие мнения о джазе без Луи Армстронга? Едва ли. Он стал сутью джаза, его воплощением и расцветом. Сейчас, спустя 40 лет после его смерти, его мелодии по-прежнему звучат.