Театр начинается с «мыла»

Источник материала:  

Театр начинается с «мыла»

Рынок развлечений с каждым днем становится все жестче. И театр как часть этого рынка вынужден подстраиваться под новые реалии. Если стационарные труппы могут рассчитывать на поддержку государства, независимые театральные проекты рассчитывают только на себя. Они — словно зеркало едва заметных колебаний в воздухе, где здравый смысл всегда проигрывает конъюнктуре.


Прежняя иерархия театральных ценностей не срабатывает: то, что продавалось еще вчера, сегодня уже никому не интересно, и наоборот — никому не интересные новички, фамилии которых еще кое–где пишут с ошибками, вдруг вызывают ажиотаж. Несмотря на кажущееся разнообразие жанров и имен, антреприза как культурный институт в последнее время заметно чахнет, потому что ни себе, ни зрителям не предлагает ничего нового. Кроме старых имен в новой обертке.


Свой валенок ближе к телу


Практика показывает, что в антрепризе по–прежнему ключевым является момент узнавания. Откройте ЖЖ актера Станислава Садальского и проследите, какой шквал зрительской любви в виде цветов, презентов, домашних закаток с огурцами, бутылок шампанского сопровождает каждое его турне. Зритель идет на известные лица, и качество привозимого товара его совершенно не волнует.


Можно как угодно ругать глупейшую кочующую по провинциальным точкам комедию «Мошенники», но, видя, как благодушно зал принимает медийных актеров, занятых в главных ролях — Михаила Ефремова и Даниила Спиваковского, любая критика теряет вес. Хотя сам же Ефремов в своем монологе в фильме «12» высмеял подобный театральный конвейер, существующий уже не по законам театра, а по канонам передачи «Аншлаг». Еще громче, еще смешнее! А как заходится от хохота публика на комедии «Валенок» с участием все того же Станислава Садальского и блистательной Татьяны Васильевой? Казалось бы — обычный фарс, кои плодятся на современной сцене со скоростью горячего поп–корна: неизобретательный, предсказуемый, в почти эстрадном ключе, с минимумом декораций, а вот надо же — идет зритель на «Валенок» вечерок скоротать, и все тут. И смеется в строгом соответствии с потраченными на билет деньгами: по улыбке на каждый рубль.


Массу в кассы


На кого охотнее идет зритель: на старые имена или на нынешних звезд сериалов? Кто продается лучше и почему? Сразу в нескольких театральных агентствах подтвердили мою догадку: строгого разграничения на старые и новые имена тут нет. В хорошем спектакле они, наоборот, сочетаются, дополняя друг друга.


Сериальная мода, безусловно, существует, но на нее ориентируются чуть ли не в последнюю очередь. Главное — репутация кассового спектакля, а она складывается сразу из нескольких составляющих: легкая, жизнеутверждающая пьеса, громкие имена в главных ролях, предельная транспортабельность декораций. Прошло время, когда Олег Меньшиков привозил в Минск свой масштабный спектакль «Кухня» с огромным количеством действующих лиц. Сейчас он привозит моноспектакль «1900», и его можно понять. Театр вынужден становиться все более мобильным, чтобы выживать. Даже на стационарной сцене все чаще отдают предпочтение минимализму. В умелых руках и он, конечно, имеет свою эстетическую ценность, но злоупотреблять им не следует.


Грядет праздник — Международный день театра. В Центральный Дом офицеров в этот вечер минчан приглашают артисты Московского академического театра им. Маяковского Александр Лазарев и Светлана Немоляева. «Не продадутся», — ехидничает один из опытных минских антрепренеров. «Почему?» — спрашиваю я. «Всему свое время», — уклончиво отвечает он. И рассказывает небольшую историю о том, как в свое время Владимир Меньшов и Вера Алентова решили расстаться со своим любимым спектаклем «Пизанская башня». (Недавно, кстати, увидела свет киноверсия этой популярной пьесы Надежды Птушкиной, где главные роли сыграли Алена Бабенко и Николай Фоменко.) Затеяли Меньшов и Алентова прощальные гастроли, в том числе по городам Беларуси, и закрыли театральную страницу «Пизанской башни». Даже декорации и костюмы оставили на память в Минске. «Так что уходящая натура — не всегда выгодный товар. Вовремя уйти — тоже искусство», — многозначительно добавил продюсер и удалился дальше плести свои сети.


Птицы высокого полета


Должна быть ротация театральных кадров. Но прежнее качество не должно подменяться халтурой. Актеры нового поколения, привыкшие работать в бешеном сериальном темпе, к сожалению, и в театр привносят свои законы.


Может, зритель их за это и любит? Они избавляют театр от косности, рутины, вычурного академизма? А с другой стороны, зачем им нужен театр? Неужели только как средство заработка? Почему они, собственно, рано или поздно приходят на сцену?


Какими бы успешными ни были сериалы «Универ» - сериал Универ и «Интерны», их актеры уже объединились в собственный театральный проект — комедию «Шикарная свадьба». Ее тоже скоро покажут в Минске. На следующий день после Международного дня театра. И можно предсказать, что постановка благодаря «Универу» и «Интернам» на несколько лет станет театральным бестселлером.


С собственным творческим вечером уже выступает звезда милицейского сериала «Глухарь» Максим Аверин и собирает полные залы. (К слову сказать, несмотря на бешеную популярность, актер не отказался и от родной сцены театра «Сатирикон» и по–прежнему играет в репертуаре.)


Ставший известным после «Бедной Насти» Дмитрий Исаев и звезда сериала «Крем» Игорь Петренко скоро привезут в Минск «Ленинградский романс» — спектакль по Алексею Арбузову, и можно быть уверенным, что женская часть аудитории обязательно придет на постановку с участием секс–символов. Арбузов здесь лишь повод «поторговать лицом». Это, кстати, тот редкий случай, когда медийные люди решились сыграть в серьезной драматургии. Нонсенс по нынешним циничным временам, когда каждый зарабатывает как может и границ допустимого остается все меньше.


Загадка зрительской любви по–прежнему существует. И театр неизбежно трансформируется, чтобы подстроиться под нее. Из–за этого в нем все больше случайных примесей и компонентов. Может быть, он сам исчерпал свой ресурс и потому привлекает звезд телевизионного экрана? В таком случае в утрате должного вкуса он должен винить только себя и быть благодарным «мыльным операм», пришедшим на помощь выдохшимся человеческим комедиям.


Почему звезды сериалов идут на театральные подмостки?


Анна Полупанова, актриса:


— Театр — это совершенно другой способ актерского самовыражения. Это живое общение со зрителем, обмен энергиями, который происходит здесь и сейчас. Сколько дал в зрительный зал, столько и получил. А кино — процесс долгий и кропотливый. Хотя и там и там вроде бы лицедейство.


Знаю актеров, которые принципиально работают только в театре, и тех, кто кочует из сериала в сериал и театр совершенно не воспринимает. Мне пока удается все совмещать, и мне это нравится, мне одинаково комфортно.


Камера дает возможность выстроить более тонкий психологический рисунок. Создаешь свой образ мягко и аккуратно. Одним неверным движением ресниц можешь его испортить. В театре такие вещи никогда не сыграешь.


Вячеслав Павлють, актер и режиссер:


— Если актер настоящий, он без театра не может. Но никого упрекать не хочу. Нужно понимать, что и сериал сериалу рознь. Бывает, попадешь на очень хорошую работу, бывает, на проходную, и ощущаешь это сразу. В «мыле» никто не требует от тебя глубины, нужны только характерность, твой типаж. Ты работаешь на определенном запасе. Но если выезжать только на этом, долго не протянешь.


Конечно, участие актера в знаковом сериале влияет на его популярность в театре. Я не смотрю сериал «Глухарь», но уверен, что посещаемость спектаклей с участием Максима Аверина довольно высока. Как же, сам майор Глухарев выйдет на сцену! На рядового зрителя экранная маска всегда действует обезоруживающе.


Для того чтобы нечто подобное происходило с нашими актерами, нужно больше ярких проектов. О себе судить не берусь. После эпизода в фильме Алексея Балабанова «Кочегар» моя популярность в родном театре осталась на прежнем уровне (смеется).

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

←Несвиж и Слуцк в мае на несколько дней станут центрами православной культуры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика