Жаворонки и марки

Источник материала:  

Жаворонки и марки

Книжный навигатор

Жаворонки и маркиВiктар Гардзей. Трыадзiнства. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2010.


Поэтический сборник Виктора Гордея вышел в известной серии издательства «Мастацкая лiтаратура» «Залатое пяро». Картина Шишкина, выбранная для оформления обложки, как нельзя лучше передает настрой этой поэзии: простой, милый сердцу пейзаж, в котором нет ничего искусственного. Виктор Гордей, принадлежащий к послевоенному литературному поколению, оперирует образами, традиционными для белорусской литературы, — поле, жаворонок, жито, ледоход, листопад, цветение садов и т.п., и по форме тоже традиционна. Чистая лирика, негромкая, как ручей... Такие стихи находятся как бы вне времени, от них отдаляются, к ним возвращаются, включая в хрестоматии, у них имеются свои поклонники. Есть там и ностальгия по деревне, по «природной» жизни, всматривание в подробности «натурального» бытия... «Кружыцца даўжэй за папярэднi, З голькi адарваўшыся, лiсток. Памiж мной i вераснем пасрэднiк — Светлы гай, дзе звонкi кожны крок».


Осип Мандельштам. Проза. Москва, Зебра, Издательство АСТ, 2010.


Жаворонки и маркиВ прозе Мандельштама увязаешь, как в меду. Мед невозможно есть ложками, тем более банками... Хочется чем–то разбавить, смаковать по капле... В прозе Мандельштам остается поэтом, он словно бросает сам себе вызов, превращая каждое предложение в отдельное сложнообразное произведение, при этом сюжетная линия нащупывается лишь как тонкая прозрачная нить, служащая для нанизывания разноцветных бусин. «Ломтик лимона — это билет в Сицилию к жирным розам, и полотеры пляшут с египетскими телодвижениями». «Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт — это лодочка, груженная изюмом и черным виноградом». «Как написано» здесь главнее, чем «о чем написано». И все же картина, импрессионистская, составленная из отдельных мазков, создается — мы видим послереволюционную Россию, одержимых «новым словом» поэтов... «Ораторию эпохи». И слышим множество острых, верных характеристик искусства и его людей. Мандельштам, кстати, с одинаковой легкостью пишет о художниках и поэтах. Поэзия для него так же вещественна, материальна, как картина. А очерк «Армия поэтов» я бы и сегодня рекомендовала почитать всем «больным болезнью стихов», прежде чем начать завоевывать мир своими опусами. Кроме известных произведений Мандельштама — «Египетской марки», «Шума времени» и других, в сборник вошли статьи, часть из которых густо замешана на революционной романтике, а еще рецензии, письма... В общем, чтение для гурманов.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

←Скульптор Лев Гумилевский назвал пластические композиции в белорусских городах безобразием

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика