КИМ БРЕЙТБУРГ: «Я ПОСТОЯННО ВОЮЮ С АВТОРАМИ ТЕКСТОВ...»
10.02.2011
—
Новости Культуры
В Минске в Белорусском государственном академическом музыкальном театре состоялась премьера белорусско-российского мюзикла «Голубая камея». Музыку для спектакля написал известный российский композитор Ким Брейтбург. Его творчество знакомо меломанам по хитам: «Девочка с Севера», «Голубая луна»,«Просто Щелкунчик», «Петербург — Ленинград», «Килиманджаро», «Лунная мелодия», «Необыкновенная», «Не тревожь мне душу, скрипка» и т. д. Однако в памяти истинных ценителей музыки также свежи воспоминания и о «Диалоге» — одной из самых популярных рок-групп 80-х, основателем, руководителем и лидер-вокалистом которой был Брейтбург.
Ким Брейтбург родился 10 февраля 1955 года во Львове. В 1974 окончил Николаевское государственное музыкальное училище (отделение теории музыки). В годы учебы организовал коллектив, участники которого позже вошли в состав группы «Диалог». В 1987 году «Диалог» (первая из советских групп) участвовала в международном фестивале «Midem» в Каннах. Брейтбург работал музыкальным продюсером Валерия Меладзе, групп «Браво», «Бахыт Компот», Николая Трубача, групп «Премьер-министр», «Ассорти». В 2006 году удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
— Ким Александрович, что вас связывает с Беларусью?
— С Беларусью меня связывают и история нашей семьи, и музыка. Мои дед и отец воевали на белорусской земле в годы Великой Отечественной войны, так что для меня это святая земля. Кроме того, на меня огромное впечатление произвел ансамбль «Песняры», который представлял Беларусь на советской эстраде. Мне очень близко творчество Владимира Мулявина, создавшего уникальный коллектив. Он до сих пор остается для меня великим музыкантом, неповторимой личностью.
— Почему, на ваш взгляд, на эстраде стало мало хороших песен?
— Об этом можно долго и много говорить. А если коротко, то мне кажется, что во многом это связано с запросами телевидения и радио. Здесь все жестко форматировано, невысоки критерии отбора. А спрос рождает предложение. Кроме того, молодые исполнители часто не готовы к жизненным перипетиям, хотя уже про себя решили, что стали «звездами». А им еще рано делать такие выводы.
— Авторы мюзиклов, и вы не исключение, предпочитают сюжеты из классической литературы или исторические. Почему современная жизнь игнорируется?
— Современные произведения трудно интерпретировать. Что касается мюзикла «Дубровский» — это великая проза, правда, там нет финала. Не все знают, что повесть издана после гибели Пушкина. Он не успел ее закончить. Самому такой блестящий сюжет не придумать. В основе мюзикла «Голубая камея» — история времен царствования Екатерины Великой. Это интересно, красиво, эффектно, ярко.
— Почему сейчас авторов песен перестали волновать серьезные темы?
— Меня это тоже расстраивает. Я воюю с авторами текстов. Но, с другой стороны, мне говорят, мол, парень, остынь, послушай, что звучит вокруг: «Я беременна — это временно», «Подождем, твою мать», «Черный бумер» и т. д. Страна постоянно живет в каком-то тумане, люди беднеют, им действительно не до музыки. Серьезная музыка не нужна, поэтому «Черный бумер» сегодня — номер один.
— В 80-х годах «Диалог» наряду с «Машиной времени» и «Автографом» был одной из самых популярных групп страны. Почему вы ее в начале 90-х закрыли?
— «Машина времени» была более мобильной группой. У нее коротенькие песни, а «Диалог», если вы помните, в каждом концерте исполнял серьезные двадцатиминутные композиции, с которыми в новом рынке мы оказались слишком неповоротливыми. Тогда нас не крутили на радио, не издавали пластинки. И вот только сейчас издали антологии «Диалога». Мы себя считали арт-роковой командой, и петь просто песни было неинтересно. Нам тогда петь попсовые песни не хотелось. Вот мы и решили «Диалог» закрыть.
— После этого вы на несколько лет вообще отошли от звездной тусовки. Жили в Николаеве, где работали на радио, вели передачу, связанную с поиском молодых талантов. Но не выступали и песен не сочиняли?
— Да. Я занимался записями, аранжировками. Мне было очень интересно это копание в студийной аппаратуре. Я вообще по жизни такой вот «копун» — не люблю шумные компании, тусовки. Зато меня всегда интересовала природа звука. Вот и там года три или четыре записывал разные проекты. Что касается радио, то я был не ведущим, а соучредителем первой в Николаеве FM-радиостанции. И у нас действительно была программа, которая называлась «Диалог». Помню, мы тогда с небезызвестным Вадимом Ботнарюком придумали такую игру. Обзвонили все украинские FM-радиостанции с просьбой выставить на конкурс по одному своему исполнителю. И потом эти радиостанции крутили всех конкурсантов у себя в городах. Причем крутили анонимно, не называя, кто из какого города. Это чтобы своих не поддерживали. И этот конкурс тогда выиграл Коля Трубач. Мы с Трубачом записали сочиненную им песню «Женская любовь». Эту песню отдали в сборник. Тогда я возвратился в столицу.
— Странное у вас получилось возвращение. Раньше вы с «Диалогом» исполняли песни на стихи Евгения Евтушенко, Арсения Тарковского. Настоящая поэзия! А что сейчас?
— Артист, выходящий на сцену, несет определенный «мессидж». То есть то, что он хочет сказать публике. Или о себе, или о времени, в котором все живут. А у автора песен, которые поют другие звезды, задача кардинально иная. Ему надо понять, что из себя представляет тот человек, для которого он пишет песню, что ему, как артисту, нужно для того, чтобы он, а не автор, максимально раскрылся.
— Вы любите приглашать друзей в гости?
— Да. Особенно на шашлык. Готовить, конечно, времени нет. Но я обожаю шашлыки, и у меня неплохо получается. По крайней мере, все друзья и соседи, которые пробовали мое фирменное блюдо — шашлык из осетрины — оставались довольны. А моя жена замечательно готовит рис с овощами на гарнир. Мне кажется, женщина во многом и является хранительницей очага. Ведь дом — это в первую очередь семья. А каждая семья — всегда любящие мужчина и женщина. Как мужчина не был бы самостоятелен и независим, но если в доме нет женщины, это всегда заметно по нему и по степени ухоженности его жилища.
Артур МЕХТИЕВ