ВМЕСТЕ
По традиции, 12 ноября на церемонии закрытия XVII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» был вручен Специальный приз «Вместе», учрежденный Постоянным комитетом Союзного государства. Награда была присуждена актеру Андрею Мерзликину, сыгравшему одну из главных ролей в кинопроекте «Брестская крепость». В связи с отсутствием на церемонии актера, Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин вручил приз директору киностудии "Беларусьфильм" Владимиру Заметалину.
Вручая специальный приз, Павел Бородин подчеркнул: «Фильм «Брестская крепость» — это дань памяти людям, которые защитили нас в сложнейшую Вторую мировую войну и благодаря которым мы живем. Человек живет, пока его помнят. И этим прекрасным фильмом мы показали, что будем этих людей помнить всегда».
Российские звезды белорусского «Лістапада»
В XVII Минском международном кинофестивале «Лістапад-2010», прошедшем недавно в Беларуси, приняли участие представители более 50 стран мира. Особенно приятно было видеть в числе гостей звезд российского кинематографа. Своими мыслями о Беларуси и белорусах, о Союзном государстве, о том, что роднит наши страны, делятся Елена Драпеко, Людмила Гурченко и Елена Коренева.
Известная российская актриса Елена Драпеко снялась в десятках кинолент, в том числе в фильмах «Вечный зов», «Родителей не выбирают», «Одиноким предоставляется общежитие», «Окно в Париж». Но до сих пор зрители больше всего «идентифицируют» ее с Лизой Бричкиной из известного фильма «А зори здесь тихие», ее первой ролью в кино. Сегодня заслуженная артистка РСФСР является депутатом Госдумы Российской Федерации. Елена Драпеко приехала на фестиваль представлять новый российский фильм «Смерть в пенсне, или Наш Чехов», в котором сыграла одну из главных ролей.
— Всегда с большим удовольствием приезжаю в Беларусь. Последний раз была в Минске года три назад, мы снимали здесь фильм «Я тебя обожаю». Кино было московское, но снимать в Беларуси дешевле, поэтому мы провели на вашей киностудии все лето. А когда-то я снималась на «Беларусьфильме» и в белорусской киноленте. Это был замечательный детский приключенческий фильм «Тихие троечники».
— Что в современном российском и белорусском кинематографе вас радует, что огорчает?
— Очень хорошие актеры, школа все-таки сохраняется. А огорчает мелкотемье, увлечение мелодрамой. Мы живем в такую переломную эпоху, когда хочется поговорить о главном, самом важном для людей. А таких фильмов, к сожалению, немного. Все уходят в какие-то а-ля мексиканские сериалы в русском или белорусском варианте. Это такая семейная драма, где он, она и ребенок, ребенок потерялся, потом нашелся, но выяснилось, что отец ему не отец, «дорогой, я должна тебе сознаться, наша Наташа не от тебя» и так далее и тому подобное... Как будто бы важнее сегодня ничего нет. Знаете, мне всегда нравились наши кино и театр за то, что они пытались говорить со зрителями о главных проблемах жизни. Я помню, что происходило с людьми, когда на экраны вышел фильм Станислава Говорухина «Так жить нельзя». Люди, как на демонстрацию, ходили на встречу с режиссером и спрашивали у него — если так жить нельзя, то как надо жить? Тогда наши деятели культуры были властителями дум. Я бы хотела, чтобы они вернули себе это гордое имя. А для того, чтобы быть властителями дум, надо прежде всего думать самому.
— Говорят, политика — не женское дело. Не скучаете по временам, когда жили только миром искусства?
— Знаете, когда все у нас с вами будет хорошо, я брошу парламент, вернусь на сцену и буду с удовольствием целый день утром репетировать, вечером играть, а в выходные сниматься. Но пока, к сожалению, у нас не все хорошо, и поэтому я утром взлетаю, вечером приземляюсь, встречаюсь тут с шахтерами, там с министрами. И только в свободное время снимаюсь в кино. Но я оптимистка. Если мы такие трудные времена пережили и еще много чего построили за эти годы, значит, сколько же в нас силы!
— Какое, на ваш взгляд, будущее ждет Союзное государство Беларуси и России?
— Я считаю, что это государство будет прирастать новыми республиками, что уже сегодня мы видим по опыту с Таможенным союзом. И если мы с вами будем хорошо работать и хорошо жить, то всем остальным станет завидно и нас будет становиться все больше. Все хотят туда, где хорошо. Мы сегодня расширяем наши границы, увеличиваем количество рабочих рук, голов, интеллекта. Хотелось бы, чтобы мы не были гастарбайтерами друг у друга, а чтобы были сотрудниками. Именно об этом говорил наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с интеллигенцией стран СНГ, об умножении наших сил. Когда мы вместе, мы в три раза умнее, ну, знаете, как Змей Горыныч о трех головах. А тело у нас одно — Союзное государство.
Звезда кино и эстрады Людмила Гурченко привезла на «Лістапад» свой новый фильм «Пестрые сумерки». Она не только исполнила в нем главную роль (96-ю в ее кинокарьере), но и выступила в качестве режиссера. «Пестрые сумерки» — это кинолента о гениальном слепом пианисте, который приезжает покорять Москву и обращается за помощью к известной, успешной, но очень одинокой киноактрисе.
— Как получилось, что вы решили попробовать себя в роли режиссера?
— Это абсолютный случай. Я никогда не думала становиться режиссером. Просто так получилось, что режиссер, который должен был снимать эту картину, за неделю до начала съемок исчез… Погода солнечная, съемочная, государство уже дает свои небольшие, но все-таки деньги — а картина стоит. И мы с главным оператором Дмитрием Коробкиным решили — все, давай снимать. Вот так я и стала режиссером.
Я написала к этому фильму музыку, подобрала стихи, вы увидите, в картине много вокальных партий. Стихи подбирала из маленьких самиздатовских книжечек, которые мне дарили авторы в разных городах. К примеру, одну из песен, «Селяви», написала 19-летняя девочка из Ижевска. Кстати, себе я скромно отвела только одну последнюю арию, что «надо жить по-другому — не так жила, не так жила, не так жила...»
— Ваш фильм об одиночестве, от которого страдают и «простые смертные», и те, кто «на вершине». А вам знакомо это чувство?
— Я вообще не знаю актеров, которые не одиноки. Можно внешне ля-ля, ха-ха, но внутри… Талантливый человек живет как в пустыне. А потом считают, сколько мужей было – один, два, три… А вы другое посчитайте: сколько было обманов, ударов, плевков в спину. Но мой папа говорил: ничего, доченька, если плюют в спину — значит, ты идешь вперед.
— 12 ноября у вас — юбилей. Какой подарок приготовили для телезрителей?
— Я снялась в бенефисе, он выйдет 19 ноября на НТВ. Если честно, не знаю, как я вообще после него выжила. Снимали беспрерывно два дня, закончили в пять утра. У меня там такие изумительные парики, костюмы – ноги открыты, верх закрыт, туфли на такой платформе, что все время думала – сейчас упаду, сейчас умру!.. В общем, перешла в современную сексуальную жизнь.
— Вы бывали в Беларуси много раз. С какими чувствами приезжаете к нам?
— Я безумно люблю Минск. Первый раз я приехала сюда еще в 1970 году, когда снимался фильм «Неуловимые мстители». Для меня Минск — это город, который в годы войны первым получил этот безумный удар и остался в пепле. Это город возродился из пепла. Для меня, человека, в чье детство вошла война, он святой, так же, как Ленинград, Севастополь, Одесса. Когда я снималась в картине «Прости нас, мачеха Россия», где по сюжету кончаю жизнь самоубийством, я каждое воскресенье ездила в Хатынь. Мне это было нужно, чтобы вспомнить свое военное детство и быть готовой к сцене самоубийства. И до сих пор, когда я куда-то еду, я останавливаюсь возле каждого военного памятника. Постою, помолчу и еду дальше…
Замечательную российскую киноактрису Елену Кореневу зрители знают по целому ряду ролей в таких фильмах как «Ярославна, королева Франции», «Тот самый Мюнхгаузен», «Романс о влюбленных», «Покровские ворота» и многих других. На «Лістападзе» Елена Коренева была членом жюри основного конкурса художественных кинофильмов.
— Каковы ваши впечатления от «Лістапада»?
— Как член жюри, я просмотрела все картины, представленные в конкурсном показе фестиваля. Меня потрясло, насколько все одинаково думают в разных странах. В основном картины социальные, об одиночестве человека в сегодняшнем мире. Они все тяжелые, но очень честные. Большое мужество нужно, чтобы снимать такое кино. Все картины, которые здесь представлены, снимали профессионалы, замечательная работа актеров, режиссеров. Вне зависимости от присужденных призов, это было соревнование равных с равными.
— Когда вы в первый раз были в Беларуси и сильно ли она изменилась с тех пор?
— Первый раз я приезжала в Минск в конце 70-х пробоваться на роль в белорусской картине «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика, но потом отказалась от съемок по причине, не связанной с этой картиной. И если честно, сейчас об этом жалею. Но потом я все-таки снялась у Валеры в фильме «Комедия о Лисистрате». Я очень высоко ценю как его творчество, так и его самого как личность.
Мне трудно судить, насколько изменился за эти годы Минск. Но одно могу сказать точно, что по сравнению с Москвой этот город имеет много плюсов. Здесь более чистая экология, много зелени, деревьев. Нет такого количества рекламы, и рекламные щиты не мешают насладиться архитектурой города. Мне очень нравятся белорусы своей искренностью, добротой. Мне было приятно снова приехать в вашу Беларусь.