«Песняры». Сокращенный курс истории
23 июня в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси открылась выставка «Песняры». Открытое сердце». Она продлится все лето и завершится 1 сентября бесплатным концертом Белорусского государственного ансамбля «Песняры» на территории музея в Музыкальном переулке.
«Мы еще живы»
«Бывая у нас на экскурсиях, люди спрашивали, а как познакомиться с современными «Песнярами» не на концерте, а здесь, в музее, — рассказывала директор Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси Зинаида Кучер. — Мы предложили идею выставки художественному руководителю БГА «Песняры» Вячеславу Шарапову и он поддержал ее. Но сперва удивился: «Как в музей? Мы еще живы».
По словам Зинаиды Кучер, делать выставки, посвященные ныне здравствующим деятелям культуры — кредо музеям. «Дык я ж яшчэ жывая!» — именно так в свое время отреагировала Стефания Станюта, когда работники музея предложили сделать выставку, посвященную приме Купаловского театра.
Говоря о выставке «Песняры. Открытое сердце» Зинаида Кучер подчеркнула, что речь идет о последних семи годах из 40-летней истории «Песняров». Поэтому в рамках выставки, которая продлится все лето, будут организованы встречи с артистами коллектива, они смогут пообщаться с журналистами и своими поклонниками.
«Каждый из них — личность, талант», — отметила Зинаида Кучер. Идея очень хорошая. Не раз слышала, как музыканты говорили, что Леонид Веренич — виртуозный гитарист, Сергей Шкурдзе — классный барабанщик, Вячеслав Исаченко — хороший вокалист, Андрей Усанов — артист с большим потенциалом, Вячеслав Шарапов — автор уже двух хитов: «Княжна» и «Литвинка». Ну и личности они тоже интересные! Среди 10 музыкантов БГА «Песняры» — четверо многодетных отцов. Рекордсмен — Валерий Скороженок, у которого четверо детей. У Вячеслава Шарапова, Олега Железнякова и Вячеслава Исаченко — по трое детей. Сергей Шкурдзе пришел на открытие выставки со своей женой и, судя по ее округлившейся фигурке, скоро появится еще один маленький «песнярок».
Повторюсь, отличная идея — знакомить публику со всеми артистами ансамбля. Ведь если вспомнить советский период истории «Песняров», да и любого другого коллектива, то на слуху было имя руководителя, интервью с другими артистами ансамбля — крайне редкое событие. Таковы традиции и правила того времени. И если бы я с детских лет не ходила на концерты «Песняров», на которых объявляли имена музыкантов, то и не знала бы, что «строгого дяденьку» зовут Владислав Мисевич, пианиста с княжеской внешностью — Игорь Паливода, а солиста с бархатным голосом — Валерий Дайнеко.
«Не обошлось в нашей экспозиции и без истории, — сказала Зинаида Кучер. — Есть фотографии. Ноты посчастливилось закупить у вдовы Владимира Мулявина».
Новейшая история в виде сценических костюмов и шикарных фотографий артистов БГА отображена. А что же с историей коллектива, который, как говорится в пресс-релизе, «на протяжении 40 лет радует своих поклонников не только в Беларуси, они еще получил известность и содействовал популяризации белорусской музыки в России, Чехии, Болгарии, ФРГ, США, Финляндии и других странах».
А с историей… темная история. Два маленьких стенда с фотографиями ансамбля периода 1971-1973 годов, в витринах — ноты, написанные Владимиром Мулявиным. Всё…
Поэтому я и спросила у Зинаиды Кучер, а куда, собственно, «исчезли» 29 лет — с 1974 по 2003 год. Зинаида Леонтьевна сообщила, что в музыкальном зале есть стенд, посвященный «Песнярам», и в Белгосфилармонии она занималась созданием музея Владимира Мулявина, а там есть все. Такой ответ хорош для журналиста — я ради истины схожу и в филармонию. Но неужели кто-то думает, что так же можно переадресовать и обыкновенного посетителя. Ведь он пришел в госмузей — а это самый высокий статус и ко многому обязывает!
Стенд «Песняров» в музыкальном зале Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси я посмотрела: портрет и бюст народного артиста СССР Владимира Мулявина и две невнятные фотографии его легендарного детища…
Урезанная история
Своими впечатлениями относительно исторической части выставки я поделилась с Владиславом Мисевичем. Он пригласил меня составить ему компанию и посетить музей. Когда мы вошли в выставочный зал, в нем был лишь один посетитель.
«Вот первый стенд», — роль экскурсовода я взяла на себя. Владислав Людвигович рассматривал старые фото, ноты. Потом посмотрел на костюмы. «А Мулин костюм нельзя было здесь повестить?» — недоумевал Мисевич.
Подошли ко второму стенду все с тем же сокращенным курсом истории легендарных (простите за штамп, но это — правда) «Песняров».
Посетитель ушел из зала. А потом вернулся: «Можно попросить автограф у первого «песняра», — спросил мужчина.
Мы познакомились. Посетителем выставки оказался бизнесмен и барабанщик Александр Цыбульский. Он просто шел по любимой улочке Минска, увидел на двери музея афишу «Песняров» и зашел. Александр — знающий человек. Впервые на концерт «Песняров» попал, когда они еще были «Лявонами».
«А где Мулявин, почему его фото в каком-то закутке?» — возмущался Цыбульский. Мы уж очень эмоционально общались. Смотрительница зала не выдержала критических замечаний Мисевича и спросила: «А вы — кто?». Я набрала побольше воздуха и собиралась прочитать музейной работнице лекцию о биографии человека, чье фото также есть в этом зале. Меня опередил Александр: «Это — Владислав Мисевич, музыкант первого состава «Песняров» и один из создателей этого коллектива».
По мнению Цыбульского, «Песняры» — это уникальное явление, целая эпоха, и не стоит из нее вычеркивать целые десятилетия, забывать имена людей, в разные годы носивших славное имя «Песняры».
В музей Мулявина — бесплатно
«Второй раз посмотрела эту экспозицию и такое чувство, будто у меня что-то украли. В 1971 году я еще не ходила на концерты, а куда делись 80-90-е»? — делилась я своими впечатлениями с Владиславом Людвиговичем.
«А ты хорошо сказала — украли. Я тоже чувствую, что обокрали моих коллег — там почему-то нет их имен, лиц», — ответил Мисевич.
Пока мы шли от Музыкального переулка до бульвара Мулявина, Мисевич негодовал: «Десяток каких-то фотографий, без указаний имен, событий. А между тем, 70-е — это победы на Всесоюзных и республиканских конкурсах, запрет работать на несколько месяцев, конкурс в Сопоте, поездка в Канны на ярмарку «Мидем», первые гастроли в США, и в 1979 году пять музыкантов удостоены звания заслуженных артистов БССР, а Мулявин — народного. Где все это отражено? Да я бесплатно отдам мулявинские ноты, но только в руки профессионалов музейного дела».
В билетной кассе Белгосфилармонии спросила, как попасть в музей Владимира Мулявина. Мне ответили, что билет туда покупать не надо, но о посещении необходимо договариваться заранее.
Сотрудник музея Олег Гаган устроил для меня небольшую экскурсию по музею, состоящему из трех комнат. Разъяснил, что перед концертами объявляют о возможности посещения музея и люди приходят. Музей Мулявина мне показался скромным и душевным. Олег Гаган рассказал, что музей посещал Леонид Тышко, когда приезжал в Минск, бывали здесь Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров, все артисты госансамбля, а Владимир Ткаченко — постоянный посетитель.
В фойе второго этажа Белгосфилармонии большая часть стендов посвящена «Песнярам» и вот там все объективно: размещены фотографии ансамбля в разные годы его деятельности. Пусть фотографии, на мой взгляд, не оформлены должным образом — не указаны фамилии изображенных на них артистов, но спасибо, что там есть все поколения. Поэтому впечатление от филармонического музея просто восхитительные по сравнению с исторической частью выставки «Песняры. Открытое сердце».
Они еще живы
Нужен ли музей «Песняров»? Безусловно, да. «Песняры» — это яркая, иногда драматичная, иногда запутанная история. Неудивительно, что посетители Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси «заказали», по словам Зинаиды Кучер, выставку современных «Песняров». Знатоки и устроители концертов различают все коллективы, а обыкновенные зрители немного дезориентировались в нескольких составах с одним именем. А уж сколько приукрашенных историй или «удобных» для кого-то мифов растиражировано…
Во время открытия выставки коллеги спросили Вячеслава Шарапова о гастролях в России. Худрук БГА ответил, что пока его коллектив в России не особо активничает, так как ожидает регистрации товарного знака в Роспатенте. «В нашей стране название «Песняры» национализировано, а в России приватизировано, — острил Шарапов. — Теперь вопрос о регистрации товарного знака в Роспатенте находится в завершающей стадии, и когда мы получим этот документ, у нас не будет никаких организационных препятствий для работы в России».
Дело в том, что в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано ООО «Песняры» и по действующему российскому законодательству белорусскому государственному коллективу необходимо соблюсти ряд формальностей и даже понести некоторые расходы, чтобы гастролировать в соседней стране. Так что даже вот эта ситуация может быть отражена в музее легендарного ансамбля.
Главное, чтобы экспозицию создавали профессионалы. А профессионализм, это, прежде всего, тщательное изучение предмета, получение информации из разных источников. Сегодня из пяти создателей «Песняров»: Владимира и Валерия Мулявиных, Александра Демешко, Валерия Яшкина, Леонида Тышко и Владислава Мисевича живы только двое последних. Лучше и объективнее них никто не расскажет о 70-х годах прошлого столетия.
Один из самых ярких музыкантов 80-х годов из поколения «золотого состава» Игорь Паливода уже покинул этот мир.
Знаковые фигуры этого же периода: Борис Бернштейн, Владимир Ткаченко, Валерий Дайнеко и Игорь Пеня находятся в великолепной творческой форме и им есть чем поделиться. Как воспоминаниями, так и экспонатами для музея.
Олег Молчан, Александр Катиков и Олег Аверин — костяк коллектива трудных, насыщенных и драматичных 90-х годов. У каждого из них своя правда, свои эмоции относительно событий тех лет, но в изложении фактов разногласий нет.
Новейшая история — 2000-е годы — это Валерий Скороженок, Вячеслав Шарапов, Вадим Косенко.
Только с помощью музыкантов всех поколений, работающих теперь в разных коллективах и даже живущих в разных странах, можно создать подлинную летопись «Песняров».
Оксана ЯНОВСКАЯ