Из Cлуцка -- к звездам

Источник материала:  

Из Cлуцка -- к звездамБелорусский город дал миру целую плеяду покорителей Вселенной

В каждом райцентре есть краеведческий музей, где можно увидеть экспонаты, рассказывающие об известных земляках. А вот целую экспозицию, посвященную исследователям космоса, как в Слуцке, вряд ли где еще отыщешь. Именно на Слутчине родились люди, которые хотя и не стали космонавтами, но внесли огромный вклад в освоение космического пространства.

Пропуск  № 2
Есть в музее два вроде бы неприметных экспоната, но близкое знакомство с ними позволяет узнать о человеке, изобретение которого помогло осуществить первый полет человека в космос. На одном снимке изображена первая полоса газеты «Волжская коммуна», датированная Из Cлуцка -- к звездамследующим после полета Юрия Гагарина днем. На своей фотографии первый космонавт планеты написал: «Семену Ариевичу Косбергу за третью ступень. Гагарин». На втором снимке Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев вручает Косбергу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Кто же такой Косберг, чем прославился и почему заслужил таких почестей?
Родился он в Слуцке в 1903 году. После получения среднего образования поступил в Ленинградский политехнический институт. Но оканчивал Семен уже Московский авиационный институт, куда его перевели как перспективного студента, который имел склонность к научно-исследовательской и конструкторской работе. Начав работать после вуза, он подтвердил это на практике. В Центральном научно-исследовательском институте моторостроения Косберг отличился тем, что подавал смелые, даже революционные для того времени технические идеи. Это оценили в верхах, и накануне Великой Отечественной войны ученого отправили руководить оборонным предприятием. Тогда же он стал «закрытым» ученым. Это значит, что нигде не упоминали не только о его работе, но и фамилию.
Во время войны группа конструкторов под руководством Семена Ариевича разработала систему непосредственного впрыска для бензиновых авиационных двигателей. Она позволила увеличить скорость самолетов, что давало преимущество в сражениях с немецкими самолетами. В этом летчики убедились во время Курской битвы. А работа Косберга в тылу была оценена боевыми орденами -- Красной Звезды и Отечественной войны первой степени.
Под его руководством создан жидкостный реактивный двигатель на унитарном однокомпонентном топливе. Новую разработку высоко оценили два ведущих советских авиаконструктора -- Яковлев и Микоян, установив двигатель на своих самолетах.
А между тем в жизнь вторгалась ракетная техника. Ведущий советский конструктор Сергей Королев оценил успехи Семена Косберга в создании реактивных двигателей и пригласил работать к себе. До этого двухступенчатые ракеты Королева доставляли на околоземную орбиту легкие искусственные спутники. Для того чтобы отправить человека в космос, а также ракеты к Луне и другим планетам, космическим кораблям нужна была третья ступень двигателя. С проблемой успешно справился Косберг со своими конструкторами. Благодаря созданной ими третьей ступени, летательные аппараты сфотографировали обратную сторону Луны, полетели к Венере и Марсу. Под руководством Семена Ариевича созданы вторая и третья ступень мощной ракеты «Протон», которая доставила луноход на естественный спутник Земли. О значимости личности Косберга говорит тот факт, что он не только стал Героем Социалистического Труда и лауреатом Ленинской премии, но и имел пропуск № 2 на космодром Байконур. Первый, естественно, по праву принадлежал Королеву.
Очевидцы запуска первого человека в космос рассказывают такую занимательную историю. Для соблюдения режима секретности Гагарину в радиоэфире было запрещено называть какие-либо фамилии, но вскоре после старта он восторженно прокричал в микрофон: «Косберг сработал!». Специалисты поняли, что начала работать третья ступень ракеты.

 

Взрыв на космодроме
Константин Васильевич Герчик родился в 1918 году в деревне Сороги Слуцкого района. Участник Великой Отечественной войны. Был дважды контужен. После победы большую часть жизни отдал ракетным войскам и освоению космоса. В 1954 году он назначен командиром бригады, которая проводила пуски ракет на полигоне Капустин Яр. Через четыре года Герчик получил почетную и ответственную должность начальника космодрома Байконур. Там он стал членом государственной комиссии по подготовке к запуску космических кораблей «Восток» с Юрием Гагариным и Германом Титовым на борту. Одновременно на космодроме велись испытания межконтинентальных ракет военного назначения. И здесь судьба уготовила начальнику космодрома тяжелейшее испытание.
В 1960 году запуск новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 решили приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции. Чтобы успеть к этой дате и рапортовать тогдашнему первому лицу государства Никите Сергеевичу Хрущеву, многие работы велись в спешке. На место старта прибыл Председатель государственной комиссии по испытанию ракеты Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Когда ракету заправили, обнаружились утечка топлива и неисправности в электросистеме. Для устранения этого по правилам техники безопасности требовалось топливо слить. Но маршал, несмотря на возражение начальника космодрома генерала Герчика, приказал ради экономии времени ликвидировать неполадки на заправленной ракете. Вполне вероятно, что Неделин был человеком смелым, пренебрегающим опасностью. Поэтому он настоял на том, чтобы стулья для руководителей запуска установили буквально в двадцати метрах от ракеты. Митрофан Иванович вальяжно уселся первым. Чтобы не прослыть трусами, остальные последовали примеру начальника. Как показали дальнейшие события, глупое геройство стоило многим людям жизни.
Во время ремонтных работ на протекающее топливо попала искра, и через несколько мгновений раздался страшный взрыв. Заживо сгорели и умерли от удушья 126 человек, среди которых были маршал Неделин и другие высокопоставленные лица. Начальник космодрома генерал Герчик спасся чудом.
Интересно, что деревня Сороги Слуцкого района дала путевку в жизнь еще одному Герчику. Двоюродный брат Константина Даниил создавал ракеты для военных целей в конструкторском бюро академика Челомея.
Ну а Байконур словно магнитом притягивал земляков. В 1983 году начальником космодрома был назначен уроженец Слуцка Юрий Аверкович Жуков. При нем проводились испытания новой ракеты «Зенит» и космического корабля многоразового использования «Буран».

Восьмерка на Луне
А вот управлял луноходом с нашей планеты уроженец деревни Избудище Слуцкого района Константин Давидовский, еще один земляк Семена Ариевича.
Работы по созданию аппарата для исследования Луны начались в 1960 году под руководством Сергея Королева. Первая проблема, которая стояла перед конструкторами, заключалась в том, что ничего не было известно о составе грунта на ночном светиле. Высказывались даже предположения, что там находится многометровый слой пыли. Устав от неведения, Королев решил исходить из утверждения, что Луна твердая. Поэтому шасси лунохода начали проектировать на танковом заводе, где имелся опыт создания вездеходных машин.
Долгожданное приземление аппарата на Луну произошло 17 ноября 1970 года. В первый день под управлением Константина Давидовского он проехал по нашему спутнику около двухсот метров, а через сутки уже полтора километра. Первоначально планировалось, что аппарат сможет работать на Луне три месяца. Но благодаря мастерству Давидовского и его товарищей эксплуатацию лунохода растянули на одиннадцать месяцев.
За это время случилась одна веселая история, последствия которой до сих пор видны на Луне. В Международный женский день мужская половина команды решила сделать оригинальный подарок -- написать поздравление слабому полу на поверхности спутника с помощью колес лунохода. Эту нелегкую задачу поручили Давидовскому. И он начал так управлять аппаратом, что тот нарисовал на лунном грунте колею в виде восьмерки. Но когда воодушевленный штурман захотел еще написать название первого весеннего месяца, луноход отказался выполнять команды с Земли. Сели аккумуляторы. А подзарядить их можно было только на следующий день.
Но, как говорится, дорога ложка к обеду. 9 марта поздравление уже никому не нужно. Поэтому решили сфотографировать «восьмерку» в несколько сот метров и вручить снимки вместе с цветами работавшим в команде женщинам. Как утверждают специалисты, та «восьмерка» на Луне сохранится навечно, потому что на спутнике нет ни атмосферы, ни ветра.
Есть в Слуцком краеведческом музее необычный экспонат -- глобус Луны. Привезла его сюда правнучка уроженца Слуцка, основателя акушерства и гинекологии в России Антона Красовского. Его именем назван лунный кратер. Другой кратер также носит имя слутчанина -- Витольда Цераского, который в начале ХХ века возглавлял астрономическую обсерваторию Московского университета. Он разработал методику фотографических наблюдений, с помощью которых измерил блеск более 500 звезд. Третий кратер назван в честь Семена Косберга.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»
НА СНИМКАХ: ракета «Протон» перед стартом; команда лунохода вместе со своим аппаратом, девятый слева -- Константин ДАВИДОВСКИЙ. 

←Человек с «моторчиком»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика