Человек с «моторчиком»

Источник материала:  

Человек с «моторчиком»Как Александр Нарейчик из Дятлово нашел общий язык с ветром

Наше знакомство с авиамоделистом из Дятлово Александром Нарейчиком началось с небольшого конфуза.
-- Расскажете мне про ваши самолетики? -- прямо с ходу задала вопрос энтузиасту, появившись на пороге его рабочего кабинета.
-- Самолетики? В мире стоимость некоторых, как вы говорите, самолетиков достигает 100 тысяч долларов! Так что называть так авиамодели, по крайней мере, неправильно, -- обиделся Александр Антонович.

В обычной жизни он -- инженер-электроник 1-й категории РУПСа Дятловского района, а в свободное от работы время, не побоюсь этого слова, -- авиаконструктор. Пускай сделанные его руками самолеты и похожи внешне на игрушки, но ведь они летают как настоящие!
В «ангаре» Александра Нарейчика сейчас всего несколько авиамоделей, но и те, скорее всего, здесь надолго не задержатся. Судьба самолетов такова: одни разбиваются при неудачной посадке, другие продаются, а за вырученные деньги Александр Нарейчик покупает детали, необходимые для постройки новых «боингов» да «кукурузников».
-- Как только строительство очередного самолета начинает двигаться к завершению, тут же теряю к ней интерес, -- говорит собеседник. -- Начинают чесаться руки, хочется сделать другой: лучше, быстрее, маневреннее. Когда только это стремление к совершенству достигнет предела, даже не знаю.
А начиналось все с… воздушных змеев. Летательное средство на веревочке обязан был сделать каждый новичок, записавшийся в кружок моделизма. В далекие советские времена в Дятлово работал Дом пионеров, куда каждый раз с уроков бежал маленький Саша. Родители поощряли увлечение сына -- чем бы дитя не тешилось, лишь бы по улице не шаталось. Первого воздушного змея Александр Нарейчик сделал в четвертом классе. Это были обыкновенные две рейки, крест-накрест перевязанные веревочкой и обтянутые газетой. Несмотря на свою неказистость и аляповатость, змей понравился ветру. Воздушный поток подхватил его и унес высоко-высоко в небо, чем вызвал полный восторг и у Саши, и у его приятелей, находившихся рядом.
-- Радиоаппаратуру в те времена еще не придумали. С тех пор техника шагнула настолько вперед, что вспоминать смешно. Чем только люди не занимались! -- комментирует Александр. -- Как только появился доступ к Интернету, передо мной открылся целый мир авиамоделизма. Я нашел единомышленников не только из Дятлово, но и практически из каждого уголка планеты. Со многими уже встречался. Обменивались опытом.
Александр, кстати, был назван самым активным участником одного из популярных белорусских форумов Интернета, посвященного моделизму…
-- Что же вам больше нравится: собирать самолеты своими руками или приобретать уже готовые?
-- У меня никогда не было покупных моделей, потому что это скучно, -- считает Александр Нарейчик. -- Вообще, все авиамоделисты делятся на два типа: летчики и конструкторы. Их легко отличить по поведению. Когда голова молодого человека задрана в небо -- он внимательно следит за полетом, значит, он летчик. Видишь: человек крутится около самолетов, причмокивает языком и щурит глаз, как бы прицениваясь, можно смело утверждать -- перед вами конструктор.
-- Вы причисляете себя ко второму типу?
-- Конечно, строить намного интереснее. Сам можешь сделать то, чего нет ни у кого, и дешевле выходит, -- поясняет собеседник. -- Авиамоделизм -- одно из самых дорогих увлечений. Литр специального топлива стоит примерно около семи долларов, а хватает его всего на два полета. Купить тот же двигатель в Беларуси могут себе позволить только богатые люди. Цены на моторы высокие -- идет накрутка в 300--400 процентов. Поэтому я предпочитаю отовариваться в интернет-магазинах, где китайские производители предлагают товар по вполне приемлемым ценам. Хотя в самолете главное -- его вес. Мотор должен быть легким. В любом случае, все зависит от того, какую цель преследует человек. Для хобби вес мотора принципиального значения не имеет, но когда речь идет о победах на чемпионатах, с дешевой начинкой на соревнования незачем и соваться, если не хочешь видеть свою фамилию в конце списка.
Александр знает, о чем говорит. Он один из немногих, кто не просто собирает самолеты, но еще и участвует с ними в состязаниях.
В феврале столичный спорткомплекс «Динамо» стал местом проведения открытого чемпионата Республики Беларусь по радиоуправляемым моделям самолетов в закрытых помещениях. Организаторами соревнований выступили Белорусская федерация авиамодельного спорта и ДОСААФ. Состязания такого уровня у нас в республике проводились впервые. Приехали участники не только из Беларуси, но и Литвы, России. Соревнования проходили по пяти классам: три пилотажных конкурса, гонка и «аэромузыкалка» -- своего рода фристайл в воздухе. В каждом из них было по три призовых места.
Летом в Минске должны пройти соревнования на открытом воздухе. Может, дятловскому энтузиасту удастся отличиться и в них?
Как только с полей сходит снег, Александр Нарейчик вместе с другом и единомышленником Виктором Степанищевым вывозят своих радиоуправляемых «птичек» на свободу -- размять крылышки.
Виктор, кстати, работает в местном лесхозе заместителем по идеологической работе. Он специалист по большим самолетам. У него, как в шутку говорят его знакомые, гигантомания. Самолеты размером меньше чем два на два метра Виктор не строит. А больше в Дятлово авиаконструкторов нет.
-- На Гродненщине человека четыре моделиста найдется ли? -- рассуждает Александр Антонович. -- По крайней мере, тех, что выезжают на соревнования, я от области не видел. Может, они где-то и есть, но признаков жизни не подают. Знаю, что в Гродно есть авиамоделисты, но их не так уж и много. В городе был даже специализированный магазин, но из-за того, что товар не пользовался спросом, переехал в Минск.
-- Что вас может осчастливить как авиаконструктора?
-- Мечтаю построить новую модель самолета. Какую? -- на секунду Александр задумался: -- Мне нравится фраза, прозвучавшая в одном из фильмов: «Мечта есть, но не знаю какая». Знаете, еще, наверное, побывал бы на соревнованиях за границей. Мне, например, ближе съездить на чемпионат в Литву, чем в Минск, но нужно выложить 60 евро за визу, 40 евро за гостиницу и прочее, в итоге набегает кругленькая сумма.
Сожалеет дятловский энтузиаст, что в Беларуси авиамоделизм потерял свою прежнюю силу. Такая крупная организация, как ДОСААФ, которая всю жизнь занималась развитием технических видов спорта, сейчас стала меньше уделять ему внимания. А ведь было время: все модельные кружки снабжали моторами, оборудованием, материалами и инструментами.
Тем не менее по выходным зал уютной квартиры авиамоделиста превращается в мастерскую.
-- Не на диване же сидеть? -- пожимает плечами Александр. -- Повезло, что квартира старой планировки -- с кладовкой. Есть, где хранить запчасти.
У Александра двое детей. Мальчик и девочка. К огорчению авиамоделиста, сын Алексей к папиному увлечению равнодушен.
-- В наше время увидеть дядьку с «моторчиком» почиталось за счастье, перед ним трепетали, за ним шли. Сейчас же детей ничем не удивишь. Выйдешь во двор полетать, подойдет щуплый подросток, посмотрит на всю технику и с сожалением произносит: «Я бы лучше за эти деньги мобильник купил», -- вздыхает Александр. -- Современная молодежь выпала из нашей советской системы пионерства. А жаль. Сколько ребят я бы мог увлечь моделированием!
Елена ГОРДЕЙ, «БН»
Фото из семейного архива

←Наедине с природой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика