Глава «Киновидеопроката»: До «Аватара» у меня были друзья
Гендиректор «Киновидеопроката» Минска рассказал, чего стоило открыть в столице первый 3D-кинотеатр и почему он не мог даже друзьям помочь с билетами на «Аватар».
6 марта в первом и пока единственном в стране 3D-кинотеатре «Киев» заканчивается показ фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» - первой ласточки трехмерного кино, залетевшей в Минск. О том, что творилось больше полутора месяцев у касс «Киева», можно было снимать свое кино. Народ занимал очередь за билетами с вечера, ночевал в машинах, готов был в разы переплачивать за заветный билетик, только бы причаститься к чуду мирового кинематографа. Генеральный директор столичного «Киновидеопроката» Василий Коктыш боялся лишний раз подъезжать к «Киеву» - не ровен час самого разорвут на билеты, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Народ пошел в кино в 9.30 утра
- Василий Петрович, вы явно не ожидали такого ажиотажа, иначе открыли бы 3D-кинотеатр не в «Киеве» на 280 мест, а как минимум в «Октябре» на 1300.
- Не открыл бы, потому что 3D-технологии не позволяют этого сделать. Мощность кинопроектора не позволяет осветить большой зал. По специальному заказу делают кинопроекторы на такие залы, как «Октябрь», но это стоит сумасшедших денег. Нам и «Киев»-то влетел в копеечку.
- И в какую, если не секрет?
- Оборудование обошлось в 900 миллионов рублей. И подготовка кинотеатра больше чем в 1 миллиард рублей. Но это мы еще дешево отделались, сэкономили, можно сказать, потому что не заказывали проектно-сметную документацию на внутренний ремонт. Заказали только на фасад. А остальное сделали своими силами по собственным эскизам. Взяли подрядчика и сделали. Даже инсталляцию оборудования сделали своими силами, не приглашали специалиста, который стоит очень дорого.
- И как, сбоев не было?
- Были, но не потому что мы сэкономили на зарубежных специалистах. Просто эта аппаратура первые два месяца должна работать в щадящем режиме, по два сеанса в день. А мы дали двойную нагрузку, потому что появилось такое количество желающих посмотреть «Аватар» именно в трехмерном варианте, что пришлось делать не два, а четыре сеанса в день, начиная с 9.30 утра.
- Неужели в это время народ ходит в кино?
- Пошел, и еще как пошел! Министерству культуры мы смогли устроить коллективный показ именно в 9.30 утра. Но не всем, а только лучшим сотрудникам. Им разрешили сходить, а потом это время отработать. Я считаю, это правильно, уж кто-кто, а работники культуры должны посмотреть на новые технологии.
Перекупщики толкают билеты по 160 тысяч
- Вас, наверное, замучили просьбами о билетиках на «Аватар»?
- Не то слово! До «Аватара» у меня были друзья. Звонит друг: «Я ж у тебя не приглашение прошу, а билет купить без очереди». Ну что мне ответить? Ну не буду ж я за него в очереди стоять. И все, нет друга.
Я решительно отказал директорам предприятий, которые хотели купить билеты по безналу. Потому что заявок было такое количество, что кассу в кинотеатре можно было закрывать.
- Неужели отказывали в приглашениях даже высшему руководству страны?
- В приглашениях отказывал всем. Бывало, министры просили помочь купить билеты без очереди, так шел навстречу. Ну что ж я, не понимаю, что министрам некогда в очереди стоять? А про бесплатные билеты и речи быть не может. Сегодня кинопрокат в Минске работает в сети мирового кинопроката, нам доступны все мировые премьеры. И, естественно, мы придерживаемся общемировой практики в плане работы с правообладателями. 50 процентов от доходов получает правообладатель. И он жестко контролирует и количество сеансов, и прохождение зрителей, чтобы не было бесплатных посещений. Им не надо для этого приезжать. Они дают нам команду подключить Интернет и черпают всю нужную им информацию. Правообладатель, естественно, озабочен тем, чтоб у него не воровали деньги. Так что организовать какой-то сеанс или пропустить зрителей в зал бесплатно по собственному желанию у нас не получится.
- Билеты в «Киев» стоят недешево - 15 - 20 тысяч в зависимости от сеанса.
- Да, это приличная цена, но она все равно ниже, чем в других странах. А вы посмотрите, что творится у спекулянтов! Читаю в Интернете: «Куплю билет на «Аватар» за 100 тысяч». Если есть такой спрос, будут и спекуляции. Хотя возле кинотеатра спекулянтов мы не заметили. Был один случай, когда парень предлагал билеты втридорога, так народ из очереди проявил агрессию, воткнули его головой в сугроб и просто забрали билет. А один написал в Интернете: «Дураки, кто стоит в очереди и мерзнет по несколько часов. Мне принесли домой два билета за 320 тысяч». Так я не знаю, кто дурак.
- Василий Петрович, а не предусмотрены форс-мажорные обстоятельства? Например, если бешеный успех у фильма, как у «Аватара», нельзя продлить его показ?
- Правообладатель «Аватара» с удовольствием продлит. Но правообладатель следующего фильма, который выходит в мировой прокат, нам не разрешит этого сделать. Это конвейер, и перенастроить его никак нельзя. К примеру, права на «Аватар» у нас заканчиваются 6 марта. А мировая премьера следующего трехмерного фильма - «Алиса в стране чудес» - назначена на 4 марта. И его правообладатели ни в какую не хотели стартовать с 7 марта. Нам стоило огромных усилий договориться, чтобы разрешили стартовать с 4 марта только одним сеансом, а уже с 7 марта показывать на всех сеансах только «Алису в стране чудес». И дальше кинотеатр «Киев» расписан по дням практически до конца года.
- Может, стоило бы подумать над переоборудованием других кинотеатров в цифровые?
- Уже думаем. До конца года откроем еще один цифровой кинотеатр в Минске. Сейчас рассматриваем несколько вариантов, но думаю, остановимся на «Салюте», это в Серебрянке.
Дальше проектируем цифровой мультиплекс на базе бывшего кинотеатра «Авангард», это в районе Грушевки. Метро «Грушевская» будет выходить прямо к кинотеатру. Мы хотели сделать там шестизальный мультиплекс, но, увы, не хватает земли, поэтому проектируем пятизальный. Думаю, откроем его в 2012 году. Тут прогнозы такие, что лет через 10 - 12 фильмов на пленке вообще может не остаться, а если и останутся, то это будет раритет.
- А в областных центрах 3D-кинотеатры - это реально?
- Пока, думаю, нет, для них даже 900 миллионов на оборудование - это нереальные деньги, не говоря уже о реконструкции кинотеатров.