Под пологом Беловежской пущи

Источник материала:  
15.01.2010 01:01 — Новости Культуры

Под пологом Беловежской пущи Хранятся уникальная колокольня, сработанная без единого гвоздя, и секреты знаменитой летописи

Тот, кому повезло побывать на Пружанщине, согласится, что это один из самых живописных районов Беларуси. Приглянулись припущанские края, пронизанные синими жилками Ясельды и Мухавца, еще нашим далеким предкам, которые стали селиться здесь 8--9 тысяч лет назад. А в средние века волею судьбы регион стал и местом пересечения значимых торговых и военных путей, связывавших многие европейские страны. Так что и местные города и веси, и их жители не раз попадали в вихри великих событий, круживших над белорусскими и соседними с ними землями...

Чтобы изучить Пружанщину, пришлось бы потратить на путешествия немало времени -- район один из крупнейших в Брестской области. Но усилия того стоят: и райцентр, и окрестности словно раскрывают странички увлекательнейшего учебника истории.
Пружаны, известные с 1433 года, своим названием, по одной из версий, напоминают о балтских племенах прусов, которые спасались в этих местах от мечей крестоносцев. А герб города возвращает в XVI век -- время расцвета Пружан и присвоения им магдебургских привилегий в 1589 году. Герб, пожалованный Анной Ягелонкой в память о своей матери, королеве-итальянке Бонне, очень напоминает геральдический знак Милана.
Расположенные в 45 километрах от райцентра Ружаны прочно связаны с именем Сапег -- одного из влиятельнейших родов Великого княжества Литовского. Обосновавшись в XVI веке в Ружанах, удачно расположенных на пути из Слонима в Берестье, Сапеги возвели в 1617 году Троицкий костел доминиканцев, построили дворцовый комплекс и… превратили местечко в место, посетить которое считали достойным даже августейшие особы! В великолепнейшем дворце коронованные властители бывали дважды. В его залах гремели пышные балы, в дворцовом театре шли представления, в библиотеке хранились настоящие сокровища, подвалы содержали казну всего Великого княжества Литовского... В 1665 году Ружанский дворец на время стал хранилищем великой святыни ВКЛ. Виленская капитула,  спасаясь от войск русского царя Алексея Михайловича, доставила сюда мощи Святого Казимира -- небесного покровителя княжества. Конфискованная у хозяев после восстания 1830--1831 годов резиденция Сапег стала приходить в упадок, а две мировые войны XX века оставили от нее лишь величественные останки. Но и сохранившаяся часть былого могущественного сооружения поражает и завораживает…
Под пологом Беловежской пущи Нельзя не посетить и Шерешево -- одно из самых древних селений района, в свое время также обладавшее магдебургским правом. В письменных источниках населенный пункт, выросший на окраине Беловежской пущи, впервые появляется в 1380-м. А в европейской истории упоминание о Шерешево тесно связано с 1578 годом -- здесь в преддверии похода Стефана Батория на московские земли соединялись литовские и польские войска. К рукотворным сокровищам белорусской культуры, кроме прочего, относятся и Евангелие XVI века, и уникальный иконостас, созданный представителями иконописной школы поселка, и сработанная без единого гвоздя колокольня местной церкви 1799 года. Первые два шедевра хранятся в Государственном художественном музее Беларуси, а дивный памятник деревянного зодчества радует жителей и гостей Шерешево и по сей день.
Завернув в поселок Могилевцы, гости района побывают на месте, где был найден один из интереснейших белорусских литературных памятников XVI века -- знаменитая летопись «Хроника Быховца».
Деревня Долгое хранит память о выдающемся выходце из этого края Юзефе Крашевском -- писателе, историке и общественном деятеле XIX века, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Потомкам он оставил более 600 томов своих произведений, в том числе посвященных и исследованиям прошлого родного края.
В деревне Староволя можно полюбоваться пейзажами, вдохновлявшими известного художника Юлиана Жуковского, погибшего в 1944 в Варшаве.
В Шакунах гордятся тем, что здесь родился знаменитый дирижер, собиратель фольклора, Герой Социалистического Труда Григорий Ширма.
А если в тишине выйти на окраину Шейпичей, что недалеко от Ружан, и внимательно прислушаться, то, возможно, вечерний ветерок именно вам напоет мотив старинной «Калыханки», под звуки которой мать убаюкивала родившегося здесь в 1900 году маленького Михася. Позже знаменитый тенор и исполнитель белорусских народных песен Михась Забейда-Сумицкий, выступавший даже в театре «Ла Скала», признавался, что более дорогого для него мотива на земле не было.
Продолжая прогулку по району, нельзя проехать мимо тихой часовенки у деревни Поддубно. Она свято хранит память о воинах 1812 года, павших здесь во время сражения русской армии генерала А. Тормасова с наполеоновскими войсками. А заглянуть на окраину Ружанской пущи нужно для того, чтобы поклониться праху 40 бойцов отряда В. Врублевского. В 1863--1864 гг. повстанцы, поддержавшие К. Калиновского, действовали в этих краях очень активно.
И следующий, XX век, начинался для Пружанщины неспокойно. В революционном 1905-м рабочие макаронной фабрики в Пружанах и ружанские ткачи и красильщики бастовали вместе со своими единомышленниками по всей Российской империи. В годы Первой мировой войны край пережил оккупацию кайзеровских войск.
15 января 1940 года указом Президиума Верховного совета БССР был создан Пружанский район, а уже в 1941-м его жителям, как и всем белорусам, пришлось испытать ужасы Великой Отечественной войны. Пружанщина героически боролась с гитлеровскими захватчиками. Первыми вступили в бой стоявшие под райцентром летчики. И старший лейтенант С. Гудимов из 33-го истребительного авиаполка в жестокой небесной битве совершил один из первых таранов в истории Великой Отечественной войны.
Затем в Пружанском и существовавших тогда Шерешевском и Ружанском районах создавались подпольные антифашиские комитеты, появлялись группы народных мстителей. А в январе 1942-го в густых Гуто-Михалинских лесах был сформирован и первый партизанский отряд имени Сталина под командованием лейтенанта А. Журбы.
К 17 июля 1944 года, когда Пружанщину освободили части 28-ой армии 1-го Белорусского фронта, в местных лесах сражались уже 2 партизанские бригады, по несколько отрядов в каждой.
Почти шестьдесят деревень Пружанщины были уничтожены во время войны, погибли 19 457 мирных жителей, еще 3000 земляков не вернулись в родные места с фронтов…
Но земля снова ожила, оправилась от горя, и со временем стала такой, какой мы ее видим сегодня. А сколько героических, славных и горьких историй мог бы еще рассказать этот край, пожалуй, знает только древняя Беловежская пуща. Может, об этом и шумят ее вековые дубы? 

Вера ГНИЛОЗУБ, "БН"

←Былы амерыканскі дыпламат аздобіў кнігу Рыгора Барадуліна

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика