То, что с нами было
26.10.2009
—
Новости Культуры
Это первая в Беларуси книга о жанре устной истории, когда прошлое полностью излагается не учеными, а очевидцами событий. О периоде 30-40-х гг. XX века в истории местечка Мир Гродненской области, известного с 1395 г. и знаменитого своим замком, рассказали его жители.
"Они совершенно разные, - пишут авторы. - Разные по национальности, вероисповеданию, образованию, социальному положению, характерам, привычкам. Но жили они вместе. Вместе переживали бесконечные смены власти, вместе терпели невзгоды, спасали свою жизнь в опасности, создавали семьи, рожали и воспитывали детей, ссорились с соседями и помогали друг другу. У каждого из них своя история, но из этих историй складывается история населенного пункта. Мы стремились, чтобы был услышан каждый отдельный голос и чтобы был очевиден общий хор".
В книге рассказывается о повседневной жизни Мира "за польскiм часам", о замке и его обитателях в этот период, о "первых Советах" и жизни во время немецкой оккупации, о событиях в послевоенный период. В издание также включены воспоминания и отрывки из книг мирян.
Свой выбор Мира в качестве объекта исследования авторы объясняют его уникальностью и всемирной известностью. "Первое - это наличие чудесного готического замка XVI в., в котором до самого прихода советской власти в 1939 г. жили князья Святополк-Мирские", - пишут они. "Другой момент, который обеспечил всемирную известность Миру, - продолжают исследователи, - Мирская иешива, одна из самых знаменитых иешив первой половины ХХ в., где наряду с гражданами Российской империи, а после - Польши (в состав которых входило местечко Мир) обучались студенты из самых разных стран: Англии, Голландии, Германии, Швеции, Дании, Америки, Канады, Южной Африки и др.".
Исследование, на основе которого написана книга, началось в 2003 г. В сборе материалов принимали участие, кроме авторов, 26 студентов и сотрудников исторического факультета БГУ. "Мы два года собирали материалы, обошли все дома, где люди согласились с нами поговорить, - рассказала корреспонденту "БР" И. Маховская. - Получилось 85 интервью. Это не так много, но нам были интересны воспоминания именно тех жителей Мира, которые там родились. Интервью мы брали у людей 1910-1940-х годов рождения, но в основном это были миряне, родившиеся в 20-е гг. прошлого века".
"Жанр, в котором написана книга, называется "устная история" (оral history), - продолжает исследователь. - В исторической науке это одно из направлений, очень популярное в мире, но фактически неразвитое в нашей стране, хотя некоторые историки, например Алесь Смолянчук, успешно работают в этом ключе".
Принято считать, что начало устной истории как науке положил американский историк и журналист Аллан Невинс, который занимался систематической работой и сохранением воспоминаний, имеющих историческую ценность. В 1948 г. в Колумбийском университете, где он работал, был создан центр устной истории. В настоящее время этот центр обладает крупнейшей в мире коллекцией интервью. Центры устной истории созданы во многих странах, в том числе и в России. В Беларуси такого центра пока нет.
"У нас недостаточно разработана методика сбора информации, причем в каждом конкретном случае она может быть иной, - считает И. Маховская. - Собственно, методику мы нащупывали как первооткрыватели и, думая, каким образом изложить историю, которую рассказали миряне, смоделировали такую ситуацию: что получилось бы, если бы все наши собеседники собрались в одном месте? Мы представили, что один из них вспоминает какой-то сюжет, второй припоминает что-то еще и дополняет свое, третий - свое и т. д.".
"Далеко не все зафиксировано в документах, постановлениях, - продолжает она. - К тому же история "сверху" и история "снизу" - это сильно отличающиеся истории. И одно дело, например, какое-нибудь постановление или распоряжение, хранящееся теперь в архиве, а совсем другое - как этот документ доходил до таких местечек, как Мир, каким образом его смысл трансформировался в сознании обычных людей и как он в итоге выполнялся. Вот эта зафиксированная в воспоминаниях людей реальность и была для нас интересна. Документы плюс восприятие маленького простого человека дают объемную картину исторических событий".
Воспоминания мирян вошли в книгу практически полностью. "Мы опускали только сугубо личные воспоминания и высказывания, которые могли бы ранить жителей Мира, стоявших в те или иные годы по разные стороны баррикад, - рассказывает И. Маховская. - Таких моментов было много, кто-то был на одной стороне, кто-то - на другой; остались претензии друг к другу. Не нам судить их. Пока эти люди живы, мы не стали эти воспоминания трогать".
"За два месяца, которые мы провели в беседах с мирянами, мы полюбили Мир навсегда, - пишут авторы в заключение. - Две этнографические экспедиции, две разные студенческие группы, которые мы туда привозили, два этапа освоения социального и символического пространства Мира. Места, знаковые для мирян, стали такими и для нас...".
В аннотации к книге сказано, что она "адресована студентам вузов, ученикам старших классов, учителям и преподавателям, всем, кто интересуется новейшей историей белорусского народа". Тем не менее представляется, что аудитория этого издания, авторы которого продемонстрировали не только ответственность и деликатность, но и огромное уважение к жителям Мира, будет значительно шире.
"Они совершенно разные, - пишут авторы. - Разные по национальности, вероисповеданию, образованию, социальному положению, характерам, привычкам. Но жили они вместе. Вместе переживали бесконечные смены власти, вместе терпели невзгоды, спасали свою жизнь в опасности, создавали семьи, рожали и воспитывали детей, ссорились с соседями и помогали друг другу. У каждого из них своя история, но из этих историй складывается история населенного пункта. Мы стремились, чтобы был услышан каждый отдельный голос и чтобы был очевиден общий хор".
В книге рассказывается о повседневной жизни Мира "за польскiм часам", о замке и его обитателях в этот период, о "первых Советах" и жизни во время немецкой оккупации, о событиях в послевоенный период. В издание также включены воспоминания и отрывки из книг мирян.
Свой выбор Мира в качестве объекта исследования авторы объясняют его уникальностью и всемирной известностью. "Первое - это наличие чудесного готического замка XVI в., в котором до самого прихода советской власти в 1939 г. жили князья Святополк-Мирские", - пишут они. "Другой момент, который обеспечил всемирную известность Миру, - продолжают исследователи, - Мирская иешива, одна из самых знаменитых иешив первой половины ХХ в., где наряду с гражданами Российской империи, а после - Польши (в состав которых входило местечко Мир) обучались студенты из самых разных стран: Англии, Голландии, Германии, Швеции, Дании, Америки, Канады, Южной Африки и др.".
Исследование, на основе которого написана книга, началось в 2003 г. В сборе материалов принимали участие, кроме авторов, 26 студентов и сотрудников исторического факультета БГУ. "Мы два года собирали материалы, обошли все дома, где люди согласились с нами поговорить, - рассказала корреспонденту "БР" И. Маховская. - Получилось 85 интервью. Это не так много, но нам были интересны воспоминания именно тех жителей Мира, которые там родились. Интервью мы брали у людей 1910-1940-х годов рождения, но в основном это были миряне, родившиеся в 20-е гг. прошлого века".
"Жанр, в котором написана книга, называется "устная история" (оral history), - продолжает исследователь. - В исторической науке это одно из направлений, очень популярное в мире, но фактически неразвитое в нашей стране, хотя некоторые историки, например Алесь Смолянчук, успешно работают в этом ключе".
Принято считать, что начало устной истории как науке положил американский историк и журналист Аллан Невинс, который занимался систематической работой и сохранением воспоминаний, имеющих историческую ценность. В 1948 г. в Колумбийском университете, где он работал, был создан центр устной истории. В настоящее время этот центр обладает крупнейшей в мире коллекцией интервью. Центры устной истории созданы во многих странах, в том числе и в России. В Беларуси такого центра пока нет.
"У нас недостаточно разработана методика сбора информации, причем в каждом конкретном случае она может быть иной, - считает И. Маховская. - Собственно, методику мы нащупывали как первооткрыватели и, думая, каким образом изложить историю, которую рассказали миряне, смоделировали такую ситуацию: что получилось бы, если бы все наши собеседники собрались в одном месте? Мы представили, что один из них вспоминает какой-то сюжет, второй припоминает что-то еще и дополняет свое, третий - свое и т. д.".
"Далеко не все зафиксировано в документах, постановлениях, - продолжает она. - К тому же история "сверху" и история "снизу" - это сильно отличающиеся истории. И одно дело, например, какое-нибудь постановление или распоряжение, хранящееся теперь в архиве, а совсем другое - как этот документ доходил до таких местечек, как Мир, каким образом его смысл трансформировался в сознании обычных людей и как он в итоге выполнялся. Вот эта зафиксированная в воспоминаниях людей реальность и была для нас интересна. Документы плюс восприятие маленького простого человека дают объемную картину исторических событий".
Воспоминания мирян вошли в книгу практически полностью. "Мы опускали только сугубо личные воспоминания и высказывания, которые могли бы ранить жителей Мира, стоявших в те или иные годы по разные стороны баррикад, - рассказывает И. Маховская. - Таких моментов было много, кто-то был на одной стороне, кто-то - на другой; остались претензии друг к другу. Не нам судить их. Пока эти люди живы, мы не стали эти воспоминания трогать".
"За два месяца, которые мы провели в беседах с мирянами, мы полюбили Мир навсегда, - пишут авторы в заключение. - Две этнографические экспедиции, две разные студенческие группы, которые мы туда привозили, два этапа освоения социального и символического пространства Мира. Места, знаковые для мирян, стали такими и для нас...".
В аннотации к книге сказано, что она "адресована студентам вузов, ученикам старших классов, учителям и преподавателям, всем, кто интересуется новейшей историей белорусского народа". Тем не менее представляется, что аудитория этого издания, авторы которого продемонстрировали не только ответственность и деликатность, но и огромное уважение к жителям Мира, будет значительно шире.
Раманава I., Махоўская I. Мiр: гiсторыя мястэчка, што расказалi яго жыхары. - Вiльня: ЕГУ, 2009. - 248 с.