Троянский конь под крышей

Источник материала:  

Троянский конь под крышей

Троянский конь под крышейФестиваль искусств «Дах–9»: картинки с натуры


Сегодня вечером во Дворце искусства «Механёры культуры» (самопровозглашенный Белорусский республиканский союз перформеров и хеппенеров) официально откроют Международный фестиваль искусств «Дах–9»... Впрочем, казенное слово «официально», гарантирующее стабильность и предсказуемость, точно не из лексикона большинства участников этого арт–события, объединившего современное искусство 11 стран. Фактически этот беспредельный фестиваль начался еще на прошлой неделе — интуитивные импровизации от «Князя Мышкина» и альтернативная шумовая литература были презентованы там еще в субботу, а трансконтинентальные «Солнцецветы», усиленные «хором» 100 радиоприемников, выступили в воскресенье. Обстановка затянувшейся генеральной уборки (следствие продолжительного монтажа всевозможных холстов и инсталляций, нашедших новое предназначение стенам, полу, потолку и даже дворику Дворца искусства) едва ли могла помешать найти общий язык публике и музыкантам. Даже в разобранном виде эта выставка демонстрировала, насколько относительным и одновременно универсальным может быть месседж искусства, обращение художника к миру...


Троянский конь под крышейСегодня экспозицию смонтировали... Однако описывать на словах все то, что «Дах–9» предложит взору искателя острых арт–впечатлений или случайному прохожему, привлеченному необычными звуками из строгого здания по ул. Козлова, я не рискну. Не факт, что уже завтра «Дах–9» не будет выглядеть совершенно иначе: по замыслу комиссаров проекта вплоть до 20 сентября сменять друг друга здесь будут не только музыканты, перформеры и поэты, но и произведения искусства. А также — их авторы, которые собираются онлайн прямо в залах дворца создавать новые артефакты современного искусства...


Ничего подобного в Беларуси еще не происходило. Хотя название проекта недвусмысленно дает понять, что фестиваль проводится в 9–й раз. Однако ощутить настоящий размах этого арт–форума, зародившегося в 2001 году в берлинском кунстхаусе «Тахелес», можно, пожалуй, только сейчас. И без многословных искусствоведов понять наконец, почему туристы всего мира так стремятся попасть в этот бывший супермаркет, превращенный художниками в современный арт–центр и одну из главных достопримечательностей Берлина.


Троянский конь под крышейК слову, первым из белорусских художников «Тахелес» открыл для себя Алеся Родина (Дзю), ветерана нашего, еще советского андеграунда, бесплатно предоставив в его распоряжение целый этаж, где Родин почти 10 лет с непродолжительными отлучками домой творил на глазах у зрителей, по ходу создания очередного произведения превращавшихся в его преданных поклонников... Сегодня белорусские художники в «Тахелесе» — явление привычное. И к сожалению, многих из них там знают гораздо лучше, чем на родине...


Не то чтобы инициаторы и координаторы фестиваля Алесь Родин и Дмитрий Юркевич (Митрич), лидер «Механёров культуры», задались целью исправить это обстоятельство. По их словам, все вышло почти само собой.


— По натуре я ну никак не организатор, — утверждает Алесь. — В организационной части тут больше заслуг Митрича, чем моих. Просто мне, сказав «а», пришлось говорить и «б»...


В данном случае имеется в виду их совместный проект «Жертвы искусства», который занял центральное место в экспозиции фестиваля и к которому по ходу реализации идеи присоединялось все больше художников, артистов и музыкантов... Конечно, фраза «искусство требует жертв», как и отрезанное ухо Ван Гога (напоминание о котором тут присутствует весьма красноречиво), давно стала общим местом. Но философия проекта Дзю и Митрича куда глубже.


— Для меня искусство — что–то вроде Троянского коня в кармане общества, — рассуждает Дмитрий. — Потому что искусство — это такая сверхсила, которая заложена в каждом из нас. До поры она дремлет — и вдруг находит выход и начинает манипулировать человеком. Причем вылиться эта сила может во что угодно — в искусство политики, философии... Но публика, то есть те, кто потребляет то, чем их потчуют политики, художники, поэты, может не выдержать. Не каждый выдерживает... Скажем, когда моя мама была студенткой консерватории, с ней учился весьма талантливый молодой человек, беззаветно любивший Шекспира. И вот в кинотеатрах Минска (это был конец 60–х) прошел фильм «Гамлет». Он посмотрел, а после удалился в лес и повесился, прихватив с собой томик Шекспира... Вот чем может быть чревато настоящее искусство! Так что вы поосторожнее тут...


— Жертвами искусства его потребители становятся всегда, когда чувствуют, что не могут без него жить, — добавляет Родин, в своей темной тоге похожий на безжалостного Цезаря.


...Черная тень, растянувшаяся на лестнице, ведущей на второй этаж, обреченно падает прямо в зубастую пасть этого искусства, причем совсем не условную, размером 17 на 5 метров... Редкий из гостей, побывавших на этом «Даху», не признавался после, что от арт–шоу, устроенного художниками Беларуси, Германии, Польши, России, Израиля, Украины, Норвегии, Голландии, Италии, США и Японии, буквально «сносит крышу». Если тут чем и не придется пожертвовать, так это деньгами: после 17.00 вход во Дворец искусства бесплатный. Члены Белорусского союза художников, объединившегося в процессе подготовки фестиваля с берлинским художественным центром «Тахелес», резонно предположили, что их событие заинтересует в первую очередь молодежь. Но, перемножив количество фестивальных дней на цену билетов Дворца искусства, обнаружили, что редкий студент сможет себе такое позволить, — и занялись поисками спонсоров... Словом, весь месяц Дворец искусства будет жить в ритме поистине сумасшедшем, каждый день здесь будет что–то происходить. Помимо самопрезентаций нестандартных артистов, поэтов и музыкантов, «Дах–9» обещает еще и онлайн–конференцию со скандально известным художником Олегом Мавроматти, и очередной фестиваль перформанса «Навинки» (подробная программа — в блоге фестиваля http://dach–9.blogspot.com/)...


— В общем, попытаемся создать здесь атмосферу «Тахелеса», — раскрывает карты Митрич. — Атмосферу бесконечной подготовки к чему–то, того состояния, в котором, собственно, и существует любой живой организм...

Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ

Фото: Артур ПРУПАС

←Вiцебск сустракае веласiпедыстаў, Замежны праект Белдзяржкiно i Адкрыццё новага iнстытута ў Мiнску

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика