Колесо применения

Еще несколько лет назад никто не выбрасывал старые шины — их пытались отремонтировать, чтобы использовать снова. Сегодня другое время, другие скорости, другие автомобили...
Резина на сдачу
В ЕС за это нужно заплатить, а у нас можно сдать бесплатно
Куда девать изношенные автомобильные покрышки? Бесплатно избавиться от ненужной резины автолюбители могут в сети торгово-сервисных пунктов “Шинный двор” в шинном центре “Автосеть” — они есть в Минске, Гродно, Гомеле и Бресте. В ЧУП “Минсккоопвторресурсы” также бесплатно принимают у частных лиц шины.
Есть и платные варианты утилизации — 10—15 тысяч за шину. В Минске и Гомеле приемом шин у частных и юридических лиц на платной основе занимается ОДО “Экология города”. ОДО “Автопрофиль”, ОАО “Белвторресурсы” принимают шины только у юридических лиц — в среднем услуга обойдется в 600 тысяч рублей за тонну резины.
Куда же потом отправляются горы мусора?
Это для автолюбителей использованная шина — мусор, а для промышленности — находка. В нашей стране основными утилизаторами старых шин являются ОАО “Красносельскстройматериалы” и Костюковичский цементный завод, а также компания “Экологическая Альтернатива”. В ОАО “Красносельскстройматериалы” шины поступают от организаций, у которых есть потребность избавиться от ненужной резины, — “Автопрофиль”, Гроднооблтопливо, сельские хозяйства региона. Прием шин осуществляется бесплатно. Их предприятие использует в качестве топлива, что позволяет экономить около 10 процентов газа на одной печи.
В Европе захоронение шин запрещено. Уже в 2008 году Польша, Германия, Франция и Испания добились 100-процентной утилизации старых автопокрышек. Существует целая система по их восстановлению и повторному использованию материала. Но в отличие от нашей страны, автомобилист не может сдать покрышки бесплатно — в ЕС сдатчики платят 1,5 евро за шину для легкового автомобиля, 10 евро — для грузовика.
Мнение
Георгий ГРИЦ, экономист:
— Действительно, на Западе научились делать из отходов бизнес. И ситуация со старыми шинами — тот самый пример, когда нужно использовать возможности на полную мощь. Резина покрышек в качестве топлива тоже не идеальный вариант — страдает экология, озоновый слой. И сейчас, когда слово “инновация” звучит все чаще, нужно дать возможность частному бизнесу открыть производство продукции на основе этих отходов. Основную роль должна сыграть связка государство — частное партнерство: задача первого звена выдать нормативный акт, второго — реализовать задуманное. Сегодня есть множество проектов, подтверждающих, что это выгодное дело. У населения должен быть денежный стимул, пусть и доход от него совсем мизерный. Но ведь всегда найдутся люди, которые захотят на этом заработать, и, как санитары, очистят эти залежи брошенных шин.
“НГ” спросила: А где вы храните использованные покрышки?
Вера КАРЕТНИКОВА, певица:
— До недавнего времени шины лежали у меня в гараже, но потихоньку они переезжают на дачу. Из них я делаю красивые интересные клумбы, которые преображают до неузнаваемости участок. Вообще существует много способов, как сделать что-то полезное и красивое из старых шин, и у меня на них уже есть планы.Валентина ДУБОВЕЦ /НГ/
Шины для картины
Гродненская художница Юлия Ковш создала портрет короля поп-музыки Майкла Джексона из переработанных автомобильных шин
Привлечь таким оригинальным образом внимание общественности к проблемам экологии девушка смогла при поддержке гродненской научно-производственной группы “Экологическая альтернатива”. Эта работа — первая “экологическая” ласточка в новом направлении искусства recycling art, где все произведения создаются из промышленных отходов.
Ученые подсчитали, что ежегодно в мире выбрасывается около трех миллиардов отслуживших свой век автомобильных шин. Сложив в ряд, ими можно одиннадцать раз обогнуть экватор.
— Наша планета захламлена, и большие проблемы экологии создают в том числе отработанные автомобильные шины, — замечает специалист по связям с общественностью компании Михаил Лис. — “Экологическая альтернатива” занимается не только утилизацией, но и переработкой шин. Мы освоили такой метод, как безотходная переработка, когда шина превращается в порошок, пригодный для производства новых изделий. В качестве экспериментальной картины и предложили Юлии использовать шинную крошку.
Сама Юлия, художница-любительница, выпускница филологического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, признается, что выбрала образ Майкла Джексона не случайно: король поп-музыки всегда заботился о природе, тратил миллионы долларов на экологические благотворительные проекты.
— Я рада, что задумка удалась. Вслед за этой работой появились и другие. Картина “Мальчик с птицами” посвящена детям-инвалидам и задумана как символ поддержки. Одна из последних работ — портрет Стива Джобса, американского предпринимателя, дизайнера и изобретателя, известного как харизматичный пионер в создании персональных компьютеров. Мне импонирует его оптимистичный взгляд на жизнь и преданность своему делу. Сейчас думаю о работах. Очень нравится старый Гродно. Люблю его узкие улочки, дома с коваными балконами, старинные здания. Планирую все свои впечатления отразить в последующих картинах, — рассказала художница.
Юлия заметила, что при создании оригинальных картин использует практически все материалы, из которых сделана покрышка. Вдохновляют художницу и ретромашины. Среди ее работ есть картина с изображением голубого фольксвагена-жука. Художница намерена продолжить эту линию и нарисовать еще несколько машин шинной крошкой.
Елена СЕМЕНОВА /НГ/