Skoda. Для тех, кто зарабатывает деньги
Компании, владеющие крупным парком служебных машин, владеют также и завидным опытом эксплуатации. Поэтому о своих автомобильных предпочтениях «Ежедневнику» рассказывает зампредседателя правления Белорусской универсальной товарной биржи Сергей Попудренко.
– Сергей Яковлевич, расскажите о вашем служебном автопарке.
– У нас в компании много машин. Из них девять – автомобили Skoda. Две полноприводных Octavia A5, два Superb (одна из них тоже на полном приводе), есть несколько Octavia Tour, в том числе в областных филиалах биржи, одна даже в подшефном колхозе работает, с пробегом около 150 тысяч. Я езжу на Superb. От водителя отказался, за рулем сам. Езжу везде, по работе часто бывает так: утром – в Гродно, Брест, Гомель, вечером – обратно. Поэтому полный привод – правильный выбор: в любую погоду чувствуешь себя уверенно, на скоростном шоссе даже в снегопад можно стабильно держать 120 км/ч.
Уважение к марке Skoda у меня давнее. За рулем я с 1976 года, у нас тогда были только «Жигули» да «Волги». Но в конце 80-х работал в Чехословакии, познакомился со Skoda 120, и она мне очень понравилась. Надежная машина была. Приезжал в Чехию на «Волге», садился в «Шкоду» с чешскими номерами и ездил по делам.
Впоследствии у меня в Беларуси было представительство чешской мебельной фирмы. В 1991 году с двумя чешскими коллегами реанимировали один завод в моравский деревне – и купили двенадцать Skoda Favorit и Forman. В 1995 году довелось возвращаться в Минск на одном из этих Favorit, у которого захрустела шаровая опора. В машине было четыре человека – и 1200 км до Минска. Выдержала! На станции в Минске отремонтировали и сделали ТО, и автомобиль спокойно вернулся обратно в Чехию.
Была у нас еще одна уникальная Skoda Forman с бензиновым мотором 1,3 л (еще старым шкодовским), которая прошла 430 тысяч километров без капремонта, менялись только маслосъемные кольца. Представьте, движочек 1,3 литра проехал полмиллиона километров!
На «Шкодах» мы делали бизнес. На том заводе в Моравии мы изготовили весь интерьер и мебель для здания чешского парламента. А в 1996 году строили ресторан в Горках. Минус тридцать пять мороза – и машины без труда заводилась, хотя аккумулятор у них стоял крошечный, от силы 45 миллиампер.
И вот эти Skoda всегда были с нами. Другие машины только вынимали бы деньги из кармана, а эти трудились и трудились. Поэтому, когда я выбирал первые автомобили для своего предприятия в Минске, купил Skoda.
Потому что если мы хотим работать, зарабатывать деньги – нужно учитывать не только цену и качество изготовления автомобиля, но и сервисную поддержку.
– А что вы думаете о качестве сервиса в Минске?
– Главное – цены вполне устраивают. На качество услуг тоже не жалуемся. Единственное, что огорчает, – трудно дозвониться. Желающих много, станция одна. Вообще, бывало всякое. И кузовные ремонты. Машины ведь работают почти круглые сутки, по нашим дорогам ездят, а не в гараже стоят. Случались и гарантийные замены – например, на моем Superb по гарантии заменили «запотевшую» фару.
У Skoda великолепная ремонтная база в Беларуси. Да, «выстреливают» какие-то нюансы, но это обычная жизнь. А нам есть с чем сравнивать. Есть в гараже нашей биржи и другие марки, есть автомобили «премиумных» брендов, которые отбирают гораздо больше денег на содержание. Большие, мощные двигатели, море электроники. Стоимость ремонта, запчастей огромна. Кроме того, сомнительный сервис. А со Skoda – 100 тысяч километров меньше чем за два года и никаких проблем. Даже расход топлива в точности, как написано в техдокументации, – до циферки совпадает.
– В мире есть много люксовых марок, имидж которых давно устоялся. А как выглядит владелец «Шкоды»?
– Это состоявшийся водитель, который уже попробовал другие марки. Не новичок. Тот, кто много не ездил, будет что-то искать, думать. А если у вас было много машин, начиная с советских, то интересуют уже вполне конкретные критерии: цена, качество, надежность, сервис. Покупатель Skoda – стабильный человек. Может, Телец по гороскопу. Или другие знаки Земли…
Понимаете, мы можем ездить на самых крутых машинах. За 10 месяцев оборот Белорусской универсальной товарной биржи – 3,3 триллиона рублей. В месяц мы зарабатываем 2 миллиарда рублей. Средняя зарплата на предприятии – 3,2 миллиона. Поверьте, мы можем позволить себе содержать парк очень дорогих автомобилей. Но – не позволяем. Мы почти как немцы, которые к нам в гости приезжают с Deutsche Börse. А они умеют считать деньги.
Когда я посмотрел наши затраты на рекламную продукцию – получилось 80–90 миллионов в год. По сравнению с этим наши затраты на автомобили – копейки. Что такое 12 миллионов в месяц на бензин, если затраты на зарплату сотрудникам – 900 миллионов? Этот бензин не чувствителен для бюджета. В общей куче расходов затраты на машины не видны. И это правильно.
Брешь, которую делают в бюджете несколько представительских машин, видна. Богатые комплектации, моторы за три литра. «Городской» расход 25 литров…
Со «Шкодами» все проще. Можно даже не считать затраты на бензин, эксплуатацию. Все проверено и оптимально. А я ведь каждый месяц документы подписываю: пробег такой-то, расход такой-то. И еще ни разу не вышли ни на литр сверх паспортных данных, даже на моторах 2,8 л! Считать нечего. Регламент техобслуживания выполнен – и всё. «Большое ТО» с заменой ремней, роликов, уймы всего другого, с налогами и т.д. – 3,5 миллиона рублей. У одного джипа в нашем парке такое же ТО на такой же фирменной станции – 13 миллионов!
– А может быть, для современного, сложного, богато оснащенного автомобиля это нормально?
– Я думаю, то усложнение, «полный фарш», которым грешат нынешние модели, – это, скорее, недостаток, чем достоинство. Все должно быть в меру. Я боюсь лишней, не использующейся электроники. Ведь нужно не только заставить все оборудование безотказно работать в любых, даже самых сложных (т.е. наших) дорожных условиях. Нужно еще подготовить сервисную базу, иметь диагностические комплексы. И кадры готовить. Не тех мальчиков, которые жмут наугад кнопки в компьютере и дерут за это бешеные деньги. Нужно подготовить для СТО настоящих инженеров-электриков.
Главное в автомобиле – это надежность. И приспособленность к нашим условиям эксплуатации. Однажды зимой, в мороз на 95-м бензине отказалась заводиться Octavia A5 с бензиновым мотором FSI. Это был единственный случай, когда пришлось отправить водителей разбираться на СТО. Сейчас весь парк перевели на 92-й бензин и забыли о проблеме. Не 98-й же заливать, когда во всем городе его продают меньше 10 заправок.
– Когда вы советуете автомобили знакомым, что говорите?
– Я могу советовать только как практик. Столько уже машин перебывало… К счастью, я не пижон. Есть люди, которые выбирают машину по значку на капоте. Как говорится, чем круче джип, тем дальше идти за трактором. Но если хочешь просто ездить и не нести лишних, неоправданных расходов на автомобиль, то выбор должен быть другим, основанным на объективных критериях. Поэтому брал Skoda и еще ни разу не ошибся.
Мой нынешний Superb мне очень нравится. Просто не нахожу слабых мест в машине. Это автомобиль и для бани, и для работы, и для ресторана. А езжу я и 200 км/ч по автобанам, и 60–70 в городском режиме. Superb совершенно универсален: удобно ездить и на дальние расстояния за рулем. Производители представительских машин больше думают о роскоши, чем о практичности. А в Skoda я могу разложить по полочкам три мобильных телефона, и они все будут под рукой. В Superb удобно ездить и пассажирам – салон просто огромен. Очень нравится и схема открывания багажника «седан-хэтчбек»: однажды нужно было перевезти из Чехии шесть детских кроватей – все поместились. Возможно, следующей машиной будет Skoda Roomster или Yeti – очень понравилась возможность трансформации задних сидений.
СП ООО «ФелОкт-Сервис». УНН 101179571. Лиц. №50000/0470905 от 15.01.2009 г., выдана МГИК до 04.03.2014 г.