Атака на нефтяные объекты в Саудовской Аравии: что известно
Атака дронов на объекты в Абкайке и Хураисе вдвое сократила уровень добычи нефти в одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира и привела к росту напряжения между США и Ираном. Каковы будут экономические и военные последствия и что еще известно о произошедшем?
В воскресенье министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф обвинил Вашингтон во лжи в ответ на заявление главы госдепартамента, что Иран организовал нападение на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии.
«Обвинения в адрес Ирана не положат конец катастрофе в Йемене», — прокомментировал глава иранского МИД слова госсекретаря США.
В ночь на субботу два важных саудовских объекта, среди которых был крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод, подверглись атакам беспилотников, из-за чего добыча нефти в королевстве сократилась примерно на 5,7 млн барелей в сутки, это около 50% от общей добычи нефти в стране.
Ответственность взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы, рассказавшие ряд деталей произошедшего. Но госсекретарь США Майк Помпео вскоре после нападения заявил, что за этим стоит Тегеран, а то, что дроны прилетели из Йемена, ничем не подтверждается.
США считают Тегеран виновным в череде нападений на нефтяную инфраструктуру в регионе. На фоне решения Дональда Трампа вновь ввести санкции против Ирана напряжение между странами растет.
Как Иран отреагировал на обвинения?
Джавад Зариф откликнулся на заявление Помпео в «Твиттере».
«Провалив задачу максимального давления, госсекретарь Помпео прибегает к максимальному обману. США и их клиентура увязли в Йемене из-за иллюзии, что превосходство в вооружении обеспечит им военные победы. Обвинения в адрес Ирана не положат конец катастрофе. Это будет возможно, если будет принято наше предложение от апреля 2015 года о начале переговоров», — написал Зариф в воскресенье.
В своем заявлении Зариф намекает на санкционную политику администрации Трампа в отношении Ирана, которую в Белом доме называют кампанией максимального давления.
Что имел в виду Помпео?
Госсекретарь США не подкрепил обвинения в адрес Тегерана никакими доказательствами, просто заявив после нападения, что США призывают все страны публично и безоговорочно осудить Иран.
США будут работать совместно со своими союзниками, чтобы Тегеран ответил за свою агрессию, сказал он.
Ранее Вашингтон возложил ответственность на Иран за нападение на два нефтяных танкера в Персидском заливе в июне и июле этого года и за атаку еще на четыре танкера в мае. Тегеран отрицает все обвинения.
Если бы дроны действительно были запущены повстанцами-хуситами из Йемена, им пришлось бы преодолеть сотни километров пути.
Однако в заявлении хуситов говорится, что нападение было организовано «с помощью благочестивых людей внутри королевства [Саудовской Аравии]».
Расстояние от йеменской границы до ближайшей цели на месторождении Хураис — 770 километров. Это намного больше радиуса дронов Qatef-1, которыми пользуются хуситы.
Анализ. Средство нападения, доступное всем
Джонатан Маркус, корреспондент Би-би-си по вопросам обороны:
— Это нападение демонстрирует, что йеменские хуситы представляют собой угрозу для нефтяной промышленности Саудовской Аравии.
Хуситы используют все более и более технологически продвинутые беспилотники, и теперь разгорелись дебаты о том, как им это удалось. Смогли ли они просто привесить взрывчатые вещества к коммерчески доступным дронам, или же они получают существенную техническую помощь от Ирана?
Администрация президента Дональда Трампа, скорее всего, укажет пальцем в сторону Тегерана, но эксперты не уверены, сколь активную роль играет Иран в деле использования дронов хуситами.
Саудовские ВВС бомбят Йемен вот уже несколько лет. Сейчас у хуситов появилась возможность, хоть и ограниченная, ответить Эр-Рияду.
Это также демонстрирует, что эпоха, когда боевыми дронами владели всего лишь несколько стран, подошла к концу.
Беспилотники, хоть часто и относительно простые, теперь доступны каждому — США, Китаю, Израилю, Ирану. И таким организациям, как «Хамас» и «Хезболла».
Но в расследовательских структурах ООН ранее говорили, что хуситы недавно взяли на вооружение дроны новой модели UAV-X, способные атаковать цели на расстоянии до 1500 километров.
По информации газеты Wall Street Journal, эксперты пытаются установить, могли ли на объекты напасть с севера — из Ирана или Ирака, где у Тегерана немало союзников-шиитов, и возможно ли, что применялись не дроны, а крылатые ракеты. Если это так, то маловероятно, что их запуск и полет мог остаться незамеченным.
Премьер-министр Ирака Адель Абдул Махди в воскресенье опроверг слухи о том, что нападение было совершено из его страны, и заявил, что его правительство будет действовать со всей решимостью в отношении любого, кто пытается напасть на соседние страны из Ирака.
Издание Washington Post со ссылкой на источники в правительстве США сообщает, что на объекте в Абкайке повреждено 15 зданий на северо-западной стороне, а не на обращенной к границе с Йеменом южной.
Как Саудовская Аравия будет компенсировать падение добычи?
Саудовские чиновники мало говорят о произошедшем, в основном повторяя, что жертв при нападении не было.
Некоторые из них дали кое-какие указания на то, что будет происходить с производством нефти.
Министр энергетики принц Абдулазиз бин Салман заявил, что частично падение компенсируют, распечатав огромные накопленные в стране резервы.
Эксперты говорят, что запасов королевства должно хватить на несколько недель — это срок, в который уровень добычи вполне могут восстановить.
На открытии в воскресенье индикатор Tadawul All-Shares Index потерял 3%, но к середине дня отчасти компенсировал падение и сейчас находится на 1% ниже, чем до атаки.
Анализ. Рынки ожидают подробностей
Кейти Прескотт, бизнес-корреспондент Би-би-си:
— Aramco — не только крупнейший в мире производитель нефти, но и наиболее доходная компания в мире. В Хураисе добывается около 1% мировой нефти, а в Абкайке находится крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод, через который проходит 7% мировых поставок нефти.
Учитывая их масштабы, даже кратковременное прекращение работы повлияет не только на саму компанию, но и на поставки нефти по всему миру.
Аналитики потрясены самим фактом, что производство саудовской нефти могло упасть наполовину.
Саудовская Аравия производит 10% нефти в мире. Если это производство и в самом деле сократилось наполовину, то это отразится на мировых рынках, когда те откроются в понедельник.
Однако Aramco пока не сообщает о размерах разрушений.
Нападение дронов указывает на уязвимость заводов компании. Это самый неподходящий момент для Aramco, так как она намерена разместить часть своих акций на фондовых рынках.
Кроме того, у многих возникают опасения, что напряженность в регионе повлияет на глобальные поставки нефти и угрожает 20% потребляемой в мире нефти, которая проходит через Ормузский пролив.
Почему хуситы нападают на Саудовскую Аравию?
Конфликт в Йемене между властями и повстанцами обострился в начале 2015 года, когда хуситы, исповедующие один из вариантов шиизма, захватили контроль над значительной частью страны и вынудили президента Абд-Раббу Мансура Хади бежать за границу.
Встревоженные активизацией группировки, ОАЭ, Саудовская Аравия и еще семь арабских государств вмешались в ситуацию в попытке восстановить власть в стране.
Коалиция считает, что хуситы действуют в регионе при поддержке Ирана.
Силы коалиции наносят удары по позициям повстанцев практически ежедневно. Хуситы, в свою очередь, периодически запускают ракеты в сторону Саудовской Аравии.
Представитель хуситов заявил в субботу, что операции против саудовских объектов будут только расширяться и становиться с каждым разом все более болезненными, «до тех пор, пока будет продолжаться их агрессия и блокада».
По данным ООН, в ходе боевых действий погибло более 10 тысяч человек. Две трети из них — гражданские лица. Не менее 55 тысяч человек пострадали.
В результате продолжающихся боев и частичной блокады со стороны коалиции 22 млн человек нуждаются в гуманитарной помощи. В стране — самая острая в мире чрезвычайная ситуация в области продовольственной безопасности, а вспышка холеры, как предполагается, затронула миллион человек.