Суд Лондона заявил о возможной причастности Путина к убийству Литвиненко
Королевский суд Лондона назвал Андрея Лугового и Александра Ковтуна исполнителями убийства Владимира Литвиненко. Операция, «возможно, была одобрена» главой ФСБ и также президентом России, говорится в докладе председателя открытого разбирательства по делу.
С докладом на заседании Палаты общин выступил судья сэр Роберт Оуэн. Оглашая свой отчет, он заявил, что убийство Литвиненко в Лондоне было «вероятно одобрено господином [секретарем Совбеза РФ Николаем] Патрушевым и также президентом [России Владимиром] Путиным». Об этом сообщают корреспондент Guardian, который присутствует на заседании парламента Палаты Общин, куда судья сэр Роберт Оуэн представил свое решение.
Судья исключил возможность того, что Литвиненко принял радиоактивный полоний-210 случайно или с тем, чтобы совершить самоубийство. «Я уверен, что он был преднамеренно отравлен третьими лицами», — уточнил сэр Оуэн. «Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун поместили полоний-210 в чайник в баре Pine в лондонском отеле Millennium 1 ноября 2006 года. Я также уверен, что они сделали это с намерением отравить господина Литвиненко», — цитирует The Telegraph британского судью.
Бывший сотрудник ФСБ Литвиненко, получивший в Великобритании сначала политическое убежище, а затем и гражданство, скончался в ноябре 2006 года от отравления радиоактивным веществом полоний-210.
По официальной версии Скотланд-Ярда, полоний в чай Литвиненко во время встречи в ресторане подмешали бывший коллега по ФСБ — Андрей Луговой (сейчас депутат Госдумы от партии ЛДПР) и бизнесмен Дмитрий Ковтун, в прошлом сотрудник ГРУ. Британская сторона летом 2007 года потребовала экстрадиции Лугового и Ковтуна, но получила отказ, так как российская Конституция запрещает выдавать граждан в другие государства.
В итоге по делу было назначено судебное дознание, но судья-коронер Роберт Оуэн остановил разбирательство, пояснив, что в таком процессе он не может положить в основу решения засекреченные документы следствия.
Только в январе 2015 года в Королевском суде Лондона начались публичные слушания (Public Inquiry). Эта процедура не является классическим судебным процессом, а приравнивается к правительственной комиссии, которая назначается по общественно важным делам. Их проведения несколько лет добивалась вдова Литвиненко.
В таком процессе суд устанавливает не вину, а юридически значимые факты. В конкретном случае факты, касающиеся гибели Литвиненко, а не вину Лугового и Ковтуна, пояснял РБК Дмитрий Гололобов — в прошлом начальник правового управления ЮКОС, уехавший в Англию.
Для принятия решения судье Роберту Оуэну потребовалось почти полгода.
Родственники Литвиненко выдвигают версию, что причиной убийства стала работа погибшего с британскими и испанскими спецслужбами по делу «Русской мафии» в Испании. Петров был задержан в Испании в 2008 году. Испанская прокуратура считала его лидером Тамбовской ОПГ и обвинила его в легализации преступных доходов: скупала и перепродавала недвижимость.
В материалах испанского дела, которые были опубликованы осенью 2015 года в некоторых российских СМИ (Открытая Россия), имеются многочисленных записи телефонных переговоров Петрова и его помощников, которые он вел, по мнению испанских прокуроров, с председателем СКР Александром Бастрыкиным и высокопоставленным сотрудником ФСКН Николаем Акуловым.
Как передает The Telegraph, вдова Литвиненко Марина заявила журналистам, что «очень удовлетворена тем, что обвинения в адрес господина Путина, высказанные на смертном одре [ее] мужем, были доказаны английским судом».