Когда стороны конфликта на Донбассе будут готовы обменяться пленными
Обмен пленными между Киевом и самопровозглашенными республиками переносится на следующую неделю. СБУ Украины утверждала, что обмен произойдет 20 января. Ожидалось, что домой вернутся в общей сложности более 50 человек. Это было важным условием последних договоренностей между Москвой, Киевом и ОБСЕ. Обмен пленным был назван дипломатической победой нового главы контактной группы РФ Бориса Грызлова.
«По состоянию на сегодняшний день Украина даже не передала списки», — рассказал в среду «Газете.Ru» источник, близкий к Администрации президента России. По его словам, обмен пленными между Украиной с одной стороны и самопровозглашенными ЛНР и ДНР с другой, состоится лишь на следующей неделе.
Собеседник «Газеты.Ru» утверждает, что у Украины около 1,5 тысячи пленных из самопровозглашенных республик. Это гораздо больше, чем число пленных бойцов АТО в ЛНР и ДНР.
«Со своей стороны республики все приготовили к обмену, но количество украинских пленных на их стороне незначительно. Поэтому обмен всех на всех для Украины невыгоден и они тянут время, не давая списков. Для обмена всех на всех, видимо, нужен символический жест в виде обмена крупными фигурами среди пленных, — утверждает источник „Газеты.Ru“. — Пока Киев затягивает, Москва и республики ждут их хода. Проблема еще в том, что штрафов за нарушение дедлайна и резервных сценариев по обмену нет».
О том, что обмен должен произойти до 20 января, украинским журналистам сообщил советник главы СБУ Юрий Тандит в понедельник. По его словам, предполагалось обменять 35 заключенных, сидящих в Украине на 25 человек, сидящих в тюрьмах ДНР и ЛНР.
Юрий Тандит добавил, что в общих списках от ЛНР и ДНР запрос на освобождение около 1 тыс. человек, которые сейчас находятся в украинском плену. «Это — разные люди, не только те, кто был с оружием в руках. Например, сопровождавшие группу „диверсантов“, которые заходили в сторону Константиновки, чтобы подорвать один из блокпостов», — уточнил советник главы СБУ.
Число военнопленных, подлежащих обмену, постоянно менялись с 13 января, когда представители России, Украины и ОБСЕ достигли принципиальной договоренности об этом в Минске. Тогда в белорусской столице состоялся новый раунд переговоров по преодолению кризиса на востоке Украины. Российскую контактную группу впервые возглавлял экс-спикер Госдумы Борис Грызлов. Украину представлял экс-президент страны Леонид Кучма. ОБСЕ — спецпредставитель председателя организации Мартин Сайдик.
«Высказано намерение освободить более 50 человек с обеих сторон. Я надеюсь, что это не будет ровно 25 на 25, а будет меньшее число со стороны отдельных районов Донецкой и Луганской областей и большее — с украинской стороны», — заявил Сайдик по итогам минского заседания. Вечером того же дня Виктор Медведчук, входивший в состав украинской делегации, рассказал журналистам, что речь пойдет о соотношении «36 на 25». Теперь же может оказаться, что все названные цифры преждевременны.
Пройтись по спискам
В ЛНР обменами занимается Минобороны самопровозглашенной республики, а в ДНР — комиссия по делам военнопленных при Минобороны ДНР. Источник в Минобороны ДНР рассказал «Газете.Ru», что на сегодня в республике находится около 25 пленных бойцов АТО, еще десять «сидят по подвалам» в ЛНР.
«Почему счет идет не на сотни? Дело в том, что даже после Минска-2, когда началось обострение на фронте и крупные обмены типа 10 на 10 пленных или 20 на 20 сорвались, в постоянном режиме мы продолжали обмениваться с украинцами в формате 1 на 1 или 2 на 2, — объяснил источник. — В итоге количество пленных снизилось до минимума. Иногда лично глава республики Александр Захарченко просил комиссию освободить кого-то, если его заваливали просьбами».
По словам собеседника «Газеты.Ru», на стороне Украины осталось около 300 пленных бойцов из ДНР и несколько сотен — из ЛНР. То есть людей для обмена не хватает и сепаратисты надеются на то, что Украина согласится на их амнистию в рамках договоренностей по Минску-2.
Как утверждает источник, участвовавший в переговорах по пленным, точечные обмены страховали от «подстав», когда вместо реальных пленных сепаратистов украинская сторона передавала ДНР и ЛНР случайных людей: стариков, пойманных с «георгиевской ленточкой», или просто родственников сепаратистов. Среди подобных людей были также «бытовые сепаратисты», которых в непризнанных республиках называют политзаключенными.
Председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин заявлял ранее, что «качество» предлагаемых к обмену пленных украинская сторона компенсировала количеством, предлагая к обмену на значительно меньшее число бойцов вооруженных сил Украины.
По информации «Газеты.Ru», с обеих сторон отдельными мошенниками также практиковались схемы с продажей пленных.
«Точечные обмены облегчили ситуацию. Для противодействия „подставам“ наши командиры за недели давали и проверяли списки, а с их стороны информацию об украинских бойцах пробивала СБУ», — уточняет собеседник «Газеты.Ru» в комиссии по военнопленным при Минобороны ДНР.
Политолог Андрей Окара считает, что обмен пленных в массовом порядке начался после поражения ВС Украины в Дебальцовском котле в июле 2014 года: «Это фактор, который серьезно повлиял на ситуацию», — говорит он. Сейчас, когда между сторонами установилось относительное перемирие, украинская сторона ждет выгодных для себя условий в переговорном процессе. По мнению эксперта, Минские соглашения не слишком выгодны украинской стороне. «По моему мнению, Минские соглашения выгодны на 80% России и на 20% Украине», — считает Окара.
Всех на всех
По словам источника «Газеты.Ru», связанного с переговорами, из-за неравноценного числа пленных обсуждается вариант начать переговоры об обмене «громких имен». Это может подтолкнуть украинскую сторону к варианту «обмена всех на всех», утверждает источник.
Кто скрывается за «громкими именами», собеседник «Газеты.Ru» уточнять не стал. Между тем, в России особенно пристально следят за судьбой так называемых «бойцов ГРУ» Александра Александрова и Евгения Ерофеева.
Украинская же сторона считает политзаключенным летчицу из батальона «Айдар» Надежду Савченко, чье дело слушается сейчас в суде, а также уже осужденных «крымских террористов» Олега Сенцова и Александра Кольченко.
Обмен заключенными — традиционный способ сблизить позиции сторон в серьезных переговорах. Например, «ядерную сделку» между Ираном и США об ослаблении режима международных санкций в обмен на заморозку иранских атомных разработок стороны подкрепили именно таким обменом. Семеро иранских граждан, осужденных за нарушение эмбарго против Исламской республики, получили свободу 16 января. Одновременно власти Ирана отпустили пятерых заключенных американцев, большая часть из которых была осуждена за шпионаж.
Все эти люди — вне зависимости от обвинения — пострадали от кризиса ирано-американских отношений, который обострился с 2007 года, когда Совбез ООН потребовал от Тегерана приостановить его ядерную программу, а тот отказался.
В том, что обвинения в нарушении санкций или шпионаже в пользу США были политически мотивированными, освобожденные заключенные не сомневаются. Американские СМИ сообщают, что иранцам, которые оспаривали вердикт суда США через адвокатов, перед освобождением 16 января спецслужбы страны поставили условие: они должны были отказаться от апелляции, чтобы не нарушать юридический регламент.
Отсутствие текущих судебных разбирательств — это практически единственное международное условие для обмена заключенными или военнопленными. В том числе поэтому пока невозможен обмен Савченко на Ерофеева и Александрова. Дела Савченко, Ерофеева и Александрова судьи только рассматривают.
Это подтвердил 14 января украинским СМИ переговорщик от Украины Юрий Рубан. По его словам, Ерофеев и Александров должны быть осуждены украинским судом, и только тогда будет возможен быстрый двусторонний обмен «для отбывания заключения на родине».
Впрочем, существенные подвижки в этих делах могут произойти в течение пары дней. Ближайшее заседание по делу Савченко состоится в Донецком городском суде 21 января. Слушания по делу Ерофеева и Александрова, в свою очередь, пройдут 22 января в Киеве.