Hay un camino: Выход — есть!
7 октября в Венесуэле состоятся президентские выборы. В числе кандидатов — 7 политиков, но основных двое — Уго Чавес и Энрике Каприлес Радонски. Официально избирательная кампания стартовала 1 июля. Визит Лукашенко за несколько дней до этого стал одной из карт в предвыборной гонке основных кандидатов. Чавес продемонстрировал электорату завершенные проекты с участием белорусских специалистов и пообещал, что дальше будет еще больше. Команда Каприлеса — на всю катушку раскритиковала расточительность Чавеса в отношениях с идеологическими собратьями. Убытки от дружбы с Лукашенко Каприлес «посчитал» в Твиттере чуть ли не до цента — $ 2.768.383.000.
Энрике Каприлес Радонски: юрист, еврей, католик
Каприлес получил юридическое образование в лучших католических университетах страны, окончил курсы по праву в Нидерландах, Италии и престижном Колумбийском университете в США. В возрасте 26 лет он стал самым молодым депутатом венесуэльского парламента, с 2000 по 2008 год был мэром города Барута, с 2008-го — губернатор провинции Миранда.
По своему этническому происхождению 39-летний Каприлес — еврей. Правда, с детства воспитывался в католической традиции и называет себя пламенным католиком. Его предки по материнской линии перебрались в Венесуэлу из Восточной Европы, по отцовской — с острова Курасао в Карибском море.
Отец матери политика, Анджей Радонски, родился в Польше. А прадед Каприлеса, как сообщает официальная биография, прибыл из России. Под Россией, очевидно, имеется в виду Российская империя, в которой до 1917 года действовала черта постоянной еврейской оседлости — граница, за пределами которой евреям запрещалось постоянное жительство.
То есть, по иронии судьбы, предки венесуэльского президента, по-видимому, происходят с территории Беларуси («Народная Воля» сделала такое предположение еще в марте).
Возможно, фамилия Радонски происходит от поселка Радунь в Вороновском районе Гродненской области... Это поселение называют еврейской Меккой Беларуси, так как здесь до сих пор сохранилась иешива Хафеца-Хаима, восточноевропейского еврейского духовного лидера конца XIX — начала XX в.
Почему прадед перебрался с семьей в Польшу, доподлинно не известно. Возможно, на решение повлияли прокатившиеся по Беларуси еврейские погромы. Например, в 1904 году, по сведениям Э. Иоффе, произошло 16 погромов. В любом случае, следующее поколение Радонских укрепилось на новой родине и быстро полонизировалось, начало промышлять кинобизнесом.
Во время нацистской оккупации дед политика участвовал в подпольном движении. После Второй мировой войны он начал было снова открывать кинозалы. Но оказалось, что частному кино в коммунистической Польше не бывать. В итоге, в 1947 году в поисках лучшей доли семья перебралась в Венесуэлу. Благо, с частной инициативой тут было полегче, и вскоре венесуэльцы начали посещать кинозалы семьи Радонских.
Их дочь Моника Кристина Радоньска вышла замуж за Энрике Каприлеса, который также происходил из состоятельной семьи, владевшей газетами и сетью магазинов. В 1972 году у них родился сын — Энрике Каприлес Радонски.
Hay un camino: Выход — есть!
Избирательная гонка в Венесуэле задалась более горячая и непредсказуемая, чем предвещали годом ранее. Согласно опросу социологической компании «Varianzas» от 7 июля, за Чавеса готовы отдать голос 50,3% опрошенных, за Каприлеса — 46%. Приблизительно такие же результаты опросов озвучили и другие независимые социологические центры.
Чему обязана такая успешность альтернативного кандидата в стране с популярным авторитарным лидером, подконтрольными СМИ и мощным административным ресурсом? Накануне последних белорусских президентских выборов многие были не в состоянии назвать ни одного имени альтернативного кандидата, а Каприлес хорошо узнаваем даже среди сторонников Чавеса.
Здесь необходимо сделать пару важных «скидок» при сравнении венесуэльской и белорусской избирательных кампаний. Во-первых, в Венесуэле ситуация с политическим самовыражением проще белорусской. Голоса на выборах считают довольно исправно, и многим деятелям оппозиции, в том числе Каприлесу, удавалось быть избранными в законодательные и муниципальные органы. В итоге, естественным образом росла их узнаваемость в обществе. Во-вторых, рак (точный диагноз — тщательно скрываемая государственная тайна), с которым Чавес борется уже второй год, отнял у него много сил и пошатнул уверенность части избирателей и властной элиты в полной готовности к очередному сроку правления.
Эти факторы, несомненно, играют на руку оппозиции на выборах. Однако и они не помогли бы ей так «раскрутиться», если бы не качественно проводимая избирательная кампания.
Во-первых, ранее разъедаемая междоусобицами оппозиция смогла объединиться в коалицию «Стол демократического единства». Сейчас она включает в себя около 50 политических партий, профсоюзов и движений всего политического спектра — от крайне левых до крайне правых. Оппозиционные партии заранее оговорили и согласились, кому и какие министерские портфели достанутся в случае победы. Все работают на одного, а не транжирят ресурсы на своих малоузнаваемых кандидатов, не имеющих шансов по раздельности одолеть популярного Чавеса.
Во-вторых, само объединение состоялось не в последний момент, но заблаговременно. Коалиция была создана (тогда включала вдвое меньше субъектов, чем сейчас) еще в начале 2008 года, для противостояния социалистической партии Чавеса на парламентских выборах 2010-го. В итоге, Национальная ассамблея Венесуэлы набрала около 47%, всего на один процент меньше партии Чавеса. Правда, в парламенте оппозиционный альянс получил непропорционально меньшее количество мест в связи с хитрым распределением мандатов.
В-третьих, Каприлес был выбран единым кандидатом не путем закулисных переговоров, а на праймериз, своего рода предварительных выборах оппозиции. Кстати, венесуэльские праймериз были также опробованы заранее — в 2010 году, когда выбирали кандидатов на парламентские выборы. То есть парламентские выборы для венесуэльской оппозиции во многом стали генеральной репетицией для действий на президентских.
На праймериз в феврале 2012 года Каприлес набрал 64,2% голосов принявших участие венесуэльцев (1,9 млн из 3,05 млн). Сами же венесуэльцы оценили, что среди лидеров оппозиции лучшим конкурентом Чавесу станет молодой и уверенный в себе юрист.
Заметим, что белорусским Объединенным демократическим силам в 2010 году не удалось провести тестовые предпрезидентские праймериз даже на уровне одного Оршанского района. Их сорвала команда когда-то единого кандидата Милинкевича, который, по-видимому, побоялся оказаться проигравшим.
В-четвертых, как следствие объединения партий, а значит и их совокупных людских и финансовых ресурсов, кампания венесуэльской оппозиции выделяется отличным пиаром и медиа-сопровождением.
Слоган «Выход — есть!» знает в Венесуэле и стар и млад. Видеоролики качественные и запоминающиеся.
Один из предвыборных роликов Каприлеса
Хорошо поставлена работа в социальных сетях. Более 300 тыс. пользователей облюбовали страничку кандидата в «Facebook». В твиттер-аккаунте Каприлеса более 5000 сообщений (у Чавеса — втрое меньше), число фолловеров перевалило за миллион. Комментарии по актуальным событиям бьют в точку, одновременно публикуются ответы на твиты заинтересованных пользователей. Дюжина твиттер-сообщений касалась отношений с Беларусью во время визита Лукашенко.
В-пятых, Каприлес отличается разумным позиционированием. У Чавеса — большая поддержка среди бедных, к тому же в предвыборную пору траты на социальные программы значительно возросли. Специалисты просчитали, что излишней радикализацией не возьмешь, и кампания, построенная на настырном противостоянии Чавесу, — заведомо проигрышный вариант. То есть без привлечения на свою сторону части традиционного электората Чавеса, который к Уго относится вовсе не плохо, но и не прочь пойти за кем-то другим, кто предлагает еще больше, не обойтись.
В итоге, единый кандидат проводит позитивную кампанию, в которой на самой личности Чавеса не очень зацикливается.
Конечно, специалисты по работе с медиа в команде Каприлеса вовремя разносят вирусные новости, которые выставляют Чавеса в неприятном свете. Но квинтэссенция кампании Каприлеса заключается в том, что он избран кандидатом не для того, чтобы побеждать кого-то, а чтобы решать проблемы. «Я борюсь — против насилия, безработицы, коррупции и других проблем Венесуэлы», — повторяет политик.
Фото 14-летней дочери Чавеса Росинес с пачкой долларов было моментально растиражировано в интернете и стало скандальным. Большинство простых венесуэльцев испытывают трудности с покупкой иностранной валюты в связи с разницей в официальном и «черном» курсах. К тому же, Росинес запечатлела себя с валютой «империалистического» государства, столь критикуемого ее отцом.
В-шестых, у оппозиционной команды четкие программные документы и обещания для разных частей электората. Да, Каприлес не забывает упрекать Чавеса в недемократичности и ущемлении прав и свобод человека. Но акцент кампании делается всё же на более приземленных материях. А именно: лучшая охрана материнства и детства, улучшение системы здравоохранения, строительство социального жилья, борьба с безработицей, увеличение безопасности на улицах путем нещадной борьбы с нелегальным оружием и наркоторговлей. В программном документе Каприлеса отдельный раздел по демократии и уважении прав человека имеется, хотя в ТОП-5 основных пунктов не попал. Выход есть — к жизни в большей безопасности, с лучшей системой здравоохранения и лучшим трудоустройством, убеждает Каприлес. Именно эти вопросы и волнуют избирателей.
Судьба белорусских проектов в Венесуэле
Венесуэльская оппозиция сотрудничество Чавеса с авторитарными государствами не жалует. Каприлес заявил, что в случае победы продолжать особую дружбу с Китаем и Россией не намерен, но начавшиеся проекты по подписанным соглашениям будут завершены. То же касается и Беларуси.
Тем временем основные строительные и производственные проекты белорусов в Венесуэле — заводы по сбору МАЗ и МТЗ, комплекс социального жилья в г. Маракай — уже завершились. В начале 2013 года должно запуститься сборочное производство «Амкодора». Нефтебизнес заглох. От оружейных сделок новое правительство наверняка откажется. А новые, расписанные при последней встрече Лукашенко и Чавесом проекты еще не начались.
Белорусские власти о неясном исходе выборов в Венесуэле прекрасно осведомлены. Поэтому и сами вряд ли будут форсировать начало новых проектов до осени. Увидят ли вновь минчане в ближайшие годы ансамбль фольклорной музыки «Терраканто», а жители Каракаса — песни и пляски ансамблей «Верасы» и «Харошки», выяснится 7 октября.
На фото: Ироническое граффити, изображающее Чавеса, который агитирует за своего конкурента.