Взгляд со стороны
02.09.2010
—
Новости Мира

Игорь Тишин - один из лучших белорусских художников и, пожалуй, самый известный и востребованный в Европе. Уже много лет он живет и работает в Бельгии, его персональные выставки в разное время проходили в Минске, Цюрихе, Брюсселе, Лондоне, Итоне, Гааге, Кельне и Малаге. Он также участвовал в коллективных выставках в Венеции (биеннале), Варшаве, Берлине, Эссене, Генте, Клермон-Ферране, Москве и Братиславе.
Накануне открытия выставки в Минске корреспондент "БР" побеседовала с И. Тишиным о белорусском современном изобразительном искусстве, а также о его творчестве.
- Игорь, отдаленность от родных мест позволяет взглянуть на них свежим взглядом. Какие, на ваш взгляд, изменения произошли в белорусском изобразительном искусстве за последние несколько лет и произошли ли?
- Должен сразу признаться, что я не настолько хорошо знаю белорусское изобразительное искусство сегодняшнего дня, чтобы рассуждать о нем. Конечно, я слежу за событиями в Беларуси, но чтобы знать ситуацию, надо находиться здесь, ходить на выставки, смотреть работы и т. д. Мои познания в этой области по объективным причинам несколько ограниченны.
Конечно, когда я приезжаю в Минск через год, а в последний раз был в Беларуси в августе прошлого года, какие-то изменения бросаются в глаза. Мне кажется, в последние годы белорусское изобразительное искусство оживилось, оно стало более импульсивным, и это хорошо. Появилось много молодых художников, они более активны. Появилась галерея "Ў" вместо прежней маленькой "Подземки", и это тоже очень хорошо. Чувствуется оживление.
С другой стороны, заметнее стало разделение всего белорусского изобразительного искусства на какие-то две половинки. Есть официальное искусство, которое поддерживают Министерство культуры и Союз художников, а есть другое искусство, которое в основном сосредоточено в галерее "Ў", хотя художники эти выставляются и в других залах, например в Музее современного искусства. И это две какие-то почти непересекающиеся линии.
Министерство культуры, по-моему, привыкло работать с официальными структурами типа Союза художников. А что-то новое, за пределами союза, к сожалению, не видит. Сейчас в министерстве новый министр, может быть, что-то изменится, будут позитивные процессы.
- К позитивным переменам, наверное, можно отнести решение Минкульта представить белорусскую экспозицию на Венецианской биеннале в 2011 году?
- Рано еще об этом говорить. Вы понимаете, важно то, что они пошлют туда. И я это знаю, и вы знаете, что когда в подобных мероприятиях участвует Министерство культуры, то оно отбирает для них что-то очень консервативное. И хорошо будет, если я ошибусь на этот раз.
С другой стороны, биеннале для большинства стран - довольно обыденная вещь, на которую никто, в принципе, не обращает какого-то особого внимания. Важнее для искусства страны то, что происходит здесь, и важнее та политика, которая проводится такими силами, как, скажем, министерство или национальный музей. Этого, конечно, в Беларуси не хватает. А то, что кто-то будет участвовать в биеннале, - так это одна маленькая струя в общем потоке белорусского искусства, которое нужно поддерживать и развивать.
- Вы лестно отозвались о галерее "Ў", которая действительно много делает для современного белорусского искусства, и не только изобразительного. Но не маловато ли галерей для такого большого города, как Минск?
- Конечно, мало, но количество галерей во многом зависит от экономических условий. Если бы в Беларуси была более развитая экономика, то галереи появлялись бы сами по себе и не надо было бы их планировать, не надо было бы и Министерству культуры об этом задумываться. Так происходит в Берлине, Лондоне, в других городах.
Просто планировать: давайте мы сделаем больше галерей - это, конечно, сложно и ничего из этого не получится. А вот если бы в стране были люди, которые хотели бы что-то видеть и покупать, ситуация была бы иной. Галереи в других странах работают как коммерческие заведения. Они делают выставку, и все, что они показывают, все можно купить. На этом, собственно, они и держатся. Бывает поддержка со стороны государства, муниципальных органов, иногда выделяются субсидии для открытия частных галерей, но в основном они открываются по инициативе частных лиц и на частные средства.
- Игорь, вас можно назвать успешным художником, работы которого выставляются в известных галереях Европы и, по слухам, хорошо раскупаются. Ваша жизнь в Бельгии оказала влияние на ваше творчество?
- Может быть, и оказала в том смысле, что, если можно так образно сказать, я удалился и спрятался на несколько лет, как в келье, от своего белорусского окружения. Это дало мне возможность подумать о том, что я делал раньше, делаю теперь и что надо делать в будущем. Я чувствую, что это оказало на меня какое-то влияние. С другой стороны, я получил возможность посмотреть на ситуацию в Беларуси со стороны, и такой взгляд - это очень полезно.