"Местная" означает "на месте"

Источник материала:  
26.04.2010 — Новости Мира
Некогда на пике противостояния стран - участниц Варшавского пакта и блока НАТО (то есть в реальности СССР и США) на Западе в моде были романы-антиутопии, повествующие о возможных последствиях развязывания мировой термоядерной войны для граждан Европы.В государствах Восточного блока подобные фантазии были категорически запрещены: было не совсем понятно, ценой какой крови и разрушений может быть одержана победа социалистического лагеря над его империалистическим окружением. В итоге тема "гражданской обороны" и ее актуальных последствий оказалась вынесена за пределы социального заказа.

Результатом явилось то, что 26 апреля 1986 года (ровно 24 года назад), единственный раз за всю историю Советского Союза, когда структуры защиты от атомной опасности очень бы пригодились населению России, Беларуси и Украины, они оказались ни к чему не готовы. Людей, как обычно, погнали на первомайскую демонстрацию, также не было и речи об использовании индивидуальных средств защиты.

Причина трагедии, как ни странно, исчерпывающе ясна: абсолютная централизация управления в тоталитарных государствах. Окончательные решения могли тогда приниматься только на самом верху: даже вполне информированные местные бюрократы страшились гнева высшего начальства неизмеримо больше, чем возмущения собственных земляков.

Низовые органы советской власти были тогда практически полностью бесправны. Сегодня - это можно констатировать со всей уверенностью - у этих структур в Беларуси еще меньше полномочий, чем в те времена.

"Пирамида" или "сеть".

Распределение власти в цивилизованных государствах обычно довольно предсказуемо: державы имперского масштаба стремятся нанизать функции как общенационального, так и провинциального формата на единую управленческую "вертикаль", подчиняющуюся единому центру. Небольшие, уютные для жизни людей, соразмерные человеку государства обычно стараются передать предельно возможное число собственных распорядительных функций учреждениям самоуправления на местах.

Империи в Старом Свете в результате двух "горячих" мировых войн и одной "холодной" продемонстрировали полную собственную жизненную "профнепригодность" и исчезли с политической карты мира. В Европе сохранилась лишь одна страна-исключение со столицей в Минске, организованная по пирамидальной модели управления египетских фараонов.

Преимущества "пирамиды" могут быть обоснованы лишь при одном-единственном допущении: низовая номенклатура целиком состоит из ворюг и проходимцев, за которыми нужен государев "глаз да глаз".

Также предполагается, что сами граждане не достойны доверия избирать даже лиц, ответственных за их массовый культурный досуг.

В эпоху советского феодализма этот аргумент, никогда не озвучиваемый тогда вслух, еще как-то мог работать. Сегодня же консервация подобного подхода предполагает лишь одно: желание "определенных деструктивных сил" (переходя на сленг ведущих обозревателей БТ и ОНТ) сохранить граждан страны в коленопреклоненном состоянии.

Как работает "сеть"?

Сама структура административно-территориального деления стран континентальной Европы предполагает, что местное самоуправление является неотъемлемой частью государственного устройства страны.

Существенное развитие подобная система поулучила только после 1945 года.

На фоне процесса общеевропейской интеграции в рамках Евросоюза практически во всех его суверенных участниках проявилась тенденция к беспрецедентному росту роли местного самоуправления.

Такие позитивные сдвиги были обусловлены реализацией нового основания институциональной организации государства и общества - принципа субсидиарности.

Так, в преамбуле Маастрихтского договора в свое время говорилось: "Этот договор знаменует новый этап в процессе создания еще более тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются на возможно более близком к гражданам уровне".

Принцип субсидиарности основан на том, что более высокий уровень субъектов управления может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний очевидно продемонстрировал свою полную неспособность к эффективному управлению.

Под местным самоуправлением в давно существующей соответствующей европейской Хартии понимались право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

В пределах, установленных законом, органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления властных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к уровню другого органа власти.

При делегировании полномочий центральными или региональными органами власти местные органы самоуправления должны обладать свободой приспосабливать их реализацию к локальным спецификам. Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы было возможно обеспечивать подбор должным образом подготовленных кадров. Для этого разрабатываются соответствующие принципы профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.

Органы местного самоуправления также имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям.

Во всех государствах, подписавших Хартию, признано право местных органов самоуправления вступать в объединения для защиты и продвижения общих интересов в профильные международные объединения.

Оптимальный опыт.

В Германии принцип субсидиарности распространен шире, чем в любой другой европейской стране. Там местное самоуправление осуществляется общинами, городами, районами и муниципальными объединениями общин, то есть всеми муниципальными образованиями, имеющими, помимо государственной администрации, также и органы власти, избираемые непосредственно гражданами.

К компетенции органов местного самоуправления Германии относятся местные налоги и сборы, вопросы развития местной экономики, коммунальные службы, службы поддержания общественного порядка, детские сады, школы, больницы. Местное самоуправление охватывает практически все вопросы жизнеобеспечения населения.

В Конституции устанавливается, что муниципалитеты могут взимать собственные налоги: поземельные налоги на собственность граждан и предприятий на землю, а также налоги на промыслово-предпринимательский доход предприятий, налоги на потребление спиртных напитков и на содержание собак. Муниципалитетам причитается также определенная доля отчисляемого гражданами подоходного налога и доля налога с оборота.

Кроме этого, в каждой федеральной земле ФРГ существуют: съезд городов (для городов нерайонного подчинения), союз городов и общин (для муниципалитетов районного подчинения) и съезд районов (для районов).

Имеются и общефедеральные объединения: Немецкий союз городов и общин и Немецкий съезд районов. Для выработки принципиальных позиций и для представления интересов на общеевропейском уровне существует Рабочее содружество муниципальных объединений.

Тенденции, ориентированные с точностью до наоборот.

В октябре 2008 г., по мнению европейцев, на их жизнь наибольшее влияние оказывали власти национального уровня (43% респондентов). На втором месте по степени влияния оказались власти регионального и местного уровней (38%) и только на третьем месте с большим отставанием - власти общеевропейского уровня (9%).

По ходу углубления глобального экономического кризиса (июнь 2009 г.) влиятельность власти общеевропейского уровня повысилась до 13%, национального - до 46%, а вот регионального и местного уровней - снизилась до 34%.

В европейских странах, в отличие от Беларуси, молодые и образованные жители больших городов ориентируются, в первую очередь, на национальный и общеевропейский уровень принятия решений, тогда как граждане с низкими социально-демографическими характеристиками больше ориентируются на местные власти.

Когда белорусские вожди пытаются причислить собственный подвластный удел к разряду европейских государств, им желательно было бы вначале усвоить: болота, озера и реки европейскими бывают редко, животный мир также довольно космополитичен. Определяющими здесь являются экономические и правовые свободы, а также стабильность общественных правил игры, при которых живут граждане. По этим параметрам, а также по направленности общих тенденций своего державного развития Беларусь, к сожалению, пока лишь ненамного превосходит Русь эпохи феодальных междоусобиц.
←На правах своих

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика