Простые мальчики маЖОРЫ
Простые мальчики маЖОРЫ
Из-за шквала звонков с вопросом: «Когда возвращается из Дании наша бронзовая дружина?» пресс-служба АБФФ выложила информацию на сайт ассоциации. Болельщики собирались ехать в воскресенье вечером в аэропорт, даже не зная, что в субботу команда Георгия Кондратьева таки вырвет олимпийскую путевку у чехов…
То, что успех «молодежки» не оставил минчан равнодушными (да и вся страна, убеждены, радовалась вместе с автором олимпийского гола Филипенко и с его партнерами, просто ребятам из Бреста или Жлобина добираться в национальный аэропорт сложнее), стало понятно еще в начале корреспондентского пути за город, когда в маршрутку вошел парень в красной майке на надписями «Беларусь», «12». Это парни из фанатского сектора, который на матчах сборных всегда отличается активным и оригинальным болением. Естественно, такое событие, как возвращение команды-победительницы, команды, преодолевшей многие трудности и страхи, они пропустить не могли. Да и не только они. Собирались в аэропорту люди, к «Б-12» никакого отношения не имевшие. И, разумеется, родные и близкие игроков, брюнетисто-блондинистые подруги футболистов.
Но всех ждало разочарование. Из динамиков прозвучало: «Рейс из Франкфурта вылетел в 17.22, ориентировочное время посадки в Минске — 19.10». Учитывая, что принципы журналистской работы требуют заблаговременного появления на объектах, ждать оставалось около двух часов.
Ожидание короталось за кофейно-квасовыми паузами, беседами с коллегами и заинтересованными людьми, поисками банкомата (представляете, в огромном аэропорту таковых нашлось всего два!). Присматривались к официальным лицам, кто-то с надеждой тянул диктофон, например, к новому председателю АБФФ Сергею Румасу — и был разочарован отказом. Предшественник Геннадий Невыглас был более словоохотливым. Кстати, и он, несмотря на то, что отошел от дел футбольных, приехал встречать ребят. И даже побеседовал с командой после посадки.
Долгожданное «landed» появилось на табло в намеченное время. И ожидающие моментально зашумели, представители федерации засуетились: с ними были две группы юных футболистов — мальчиков и девочек, которых требовалось красиво расставить. Телеоператоры, фотокорреспонденты выбирали удобные ракурсы напротив дверей, парни из «Б-12» кучковались вместе — готовились «зарядить». Даже прилет Николая Мирного из Лондона и Андрея Михневича из Берлина — не последних в нашем спорте людей — остался незамеченным. И кто еще будет оспаривать главенство футбола в спортивной иерархии?
Когда двери на секунду распахнулись, раздался крик: «Они там!» И тогда фанаты запели: «Беларусь заўжды будзе першай!» и «Белорусы — чемпионы!». От широты душевной кто-то выкрикнул: «Жора, ты гений!»
Однако ждать появления команды перед публикой пришлось еще долго. Спустя полчаса после посадки вышел Георгий Кондратьев, оглядел толпу и под град аплодисментов двинул к выходу, попутно взяв на руки внучку. Несмотря на увязавшийся кортеж из журналистов, Георгий Петрович сел в машину и укатил в город. Стало тревожно. Сразу вспомнился объявленный командой бойкот СМИ, и уж, честно говоря, опасались, что футболисты могут повести себя также.
Наконец-то створки двери раздвинулись. За ними футболисты специально ждали, пока соберется весь коллектив. Прямо по центру стоял капитан молодежки Михаил Сиваков, который, показалось, даже несколько опешил, увидев, какой прием команде приготовили болельщики. Кэп катил коляску с рекламой одного из мобильных операторов и слоганом «Везет же!», который тут же был признан символичным. Однако зачем уподобляться критиканам, оценившим успех простых мальчиков Жоры как невероятную халяву? Белорусы заслужили эту победу хотя бы тем, что так долго ее ждали. А без фортуны в спорте никуда: жаль, что везение нельзя натренировать. И вечно полагаться на него тоже невозможно.
Нашим футболистам прием понравился — это однозначно. Говорят, что нельзя изобразить чувство юмора и атмосферу. Отнесем сюда еще и огоньки счастья в глазах. У того же Олега Веретило — парня, забившего решающий мяч в плей-офф квалификации итальянцам и отдавшего результативную передачу Филипенко в «олимпийском» матче с чехами, — в зрачках плясал настоящий пожар! А Паша Нехайчик выглядел уставшим.
Внешний вид ребят не отметить нельзя. Их одели в цивильные костюмы — такими мы футболистов видеть пока не привыкли. Женихи, честное слово! Или, скажете, мажоры? Нет, простые парни, выполнившие титаническую работу. И пусть эти костюмы оказались залиты шампанским (родственники и болельщики, кажется, помогли выполнить план аэропортовскому бару), но никто, кажется, не переживал. Радоваться и праздновать тоже нужно уметь, тем более что нечасто случаются такие счастливые мгновения у белорусов…
В августе 2012 мы будем болеть за новую для страны сборную — олимпийскую. Финал футбольного турнира четырехлетия пройдет на знаменитом лондонском «Уэмбли». Это о нем фанаты всех английских клубов поют «We’re off to Wembley!», когда их любимцы участвуют в кубковых турнирах. Теперь что-то похожее сможем прокричать и мы…
Михаил СИВАКОВ:
— Молодежным сборным, в которых капитанами были Алексей Бага и Михаил Афанасьев, не удалось пройти групповой этап на чемпионате Европы. Что чувствуете вы, после того как команда выполнила свою задачу в Дании?
— Быть капитаном в такой команде легко. Во-первых, в ней собрались сильные футболисты. Во-вторых, за прошедшие два года мы прикипели друг к другу и стали как одна семья. Поэтому и получилось добиться такого результата. Не стал бы кого-то выделять в нашей команде. Мы долго шли к этому достижению, и я хотел бы отметить весь коллектив во главе с тренерским штабом, а также докторами, массажистами и всеми людьми, которые постоянно поддерживали нас.
— Куда было сложнее попасть: в групповой этап Лиги чемпионом с БАТЭ или сейчас на Олимпиаду?
— Тогда от нас тоже никто не ожидал такого результата. Наверное, здесь была схожая ситуация, особенно когда в плей-офф мы проиграли первый матч Италии 0:2. Думаю, то достижение БАТЭ и нынешнее молодежной сборной равнозначны.
— Какая игра на турнире была самой сложной?
— Пожалуй, против Испании. Обидно было пропустить гол на последних минутах. В душе царило полное опустошение. Очень нелегко перенесли этот момент. На матч с чехами трудно было настроиться.
— Как себя чувствовали, когда после победы над исландцами последовали три поражения подряд?
— Мы старались читать поменьше прессы и держались подальше от негатива. Спокойно готовились к играм, паники у нас не было.
— Был ли момент, когда казалось, что путевка на Олимпиаду от нас уходит?
—После первого матча с Исландией я не сомневался, что мы выйдем из группы. И вера в то, что мы попадем на Олимпиаду, никогда меня не покидала. Да, я согласен, нам немного подфартило, но везет сильнейшим. В конце концов мы доказали, что у нас сильная команда. Своим результатом она ответила на критику всем завистникам.
— На олимпийском турнире могут участвовать только три игрока старше 23-х лет, а вам в следующем году уже будет 24…
— Все равно я рад, что мы завоевали путевку на Олимпиаду. А там уже тренер все решит и возьмет тех, кого считает нужным. А сейчас просто радуюсь завоеванию права участвовать на таком турнире.
— Собираетесь ли почтить память Юрия Курненина — предшественника Георгия Кондратьева?
— Уверен, в этом достижении есть заслуга и Юрия Алексеевича. Мы хотим побывать на его могиле и почтить память.
Дмитрий БАГА:
— Даже сегодня еще не понимаем до конца, что случилось. Ведь для нашей страны, считаю, это величайшее достижение. Начали осознавать, когда Президент республики прислал нам телеграмму с поздравлениями. Прочитав эти слова, почувствовали, что сделали по-настоящему большое дело. А я еще и не представляю, каково это — ехать на Олимпиаду. Помню, как маленьким смотрел Игры по телевизору, а сейчас могу стать их участником. Я счастлив!
— Некоторые ребята из этой «молодежки», к сожалению, по возрасту не пройдут в состав на Лондон-2012. Вам же об этом беспокоиться не приходится.
— Все равно свою состоятельность нужно доказывать каждый день, становиться лучше. Так что еще не факт, что я туда поеду.
— Что было самым сложным в Дании?
— Вообще турнир оказался очень трудным. Мы много времени находились вне семьи — месяц почти. А игры были тяжелыми, в первую очередь психологически. Важен начальный матч, затем, если бы выиграли у датчан, уже выходили бы из группы. И со швейцарцами нужна была победа. Полуфинал — само собой… Физически, конечно, тоже приходилось непросто, но в нужный момент силы находились.
— Поражение в полуфинале тяжело переживалось?
— Конечно. Ведь оставалось две минуты основного времени… Но если судить по-футбольному, то испанцы были на порядок всех сильнее в Дании. Однако в футболе случается всякое, и мы могли их победить, если бы не пропустили. С другой стороны, если бы постоянно думали об этой неудаче, потом не обыграли бы чехов. Назавтра после полуфинала атмосфера в команде была не самая лучшая, но затем, благодаря тренерскому штабу, наладили дела в коллективе.
— ЕВРО вы начинали как игрок основного состава, но в последних матчах выходили уже со скамейки запасных…
— Это решение тренера, он ставил тех, кого считал нужным. Абсолютно никаких обид у меня нет. Я рад, что смог принять участие в каждой игре, что мне доверяли, — грех жаловаться.
Павел НЕХАЙЧИК:
— Стартовый матч вы пропустили из-за травмы. Последствия повреждения сказались на ваших действиях в следующих играх?
— Конечно. Хочешь или нет, три недели простоя наложили отпечаток. Без определенного вида деятельности нелегко поддерживать физические кондиции, теряется чувство мяча. Так что приходилось тяжеловато.
— Остались довольны тем, что получилось на турнире у вас лично?
— Нет, конечно.
— А в целом у команды? Что испытывали после финального свистка в субботу?
— Восторг! Прежде всего — за наш народ, который переживает непростые времена. Мы сумели подарить людям праздник, немного отвлечь от происходящего. Ну и сами пережили массу позитивных эмоций.
— В главном для нас матче — с чехами — белорусы выдали два разных тайма. Что стало тому причиной?
— После полуфинала прошло всего два дня. Как бы ни старался, но физические кондиции не беспредельны. Чтобы организму включиться в работу, ему нужно проделать определенный труд. Получилось, что первый тайм ушел на разогрев организма, а во втором мы уже заиграли в футбол.
— Раньше вы так много о физиологии не говорили…
— Когда играешь по несколько игр в неделю, начинаешь лучше разбираться в таких вещах.
— После полуфинала испанские СМИ очень похвально о вас отзывались…
— Наверное, льстят. Приятно ли это? Не совсем.
Олег ВЕРЕТИЛО:
Беседа с правым защитником сборной едва не сорвалась из-за отца Егора Филипенко, который подошел к Олегу со словами: «Иди скорее к ребятам, они там шампанское пьют». На что игрок ответил: «Я — потом, еще есть время».
— Понятно, что в субботу после финального свистка кроме радости, ничего игроки не испытывали. А спустя сутки что-то изменилось в ощущениях?
— Даже когда в самолете летели домой, не особенно осознавали эту победу. Но когда увидели, сколько людей нас ждали в аэропорту, стали понимать, что сделали для страны что-то важное.
— Об Олимпиаде не задумывались?
— К сожалению, по возрасту в команду я не прохожу, и моя поездка в Лондон зависит от решения тренера. Но, честно говоря, если я в следующем году буду проходить в национальную сборную, сильно не обижусь, если даже и не поеду на Олимпиаду.
— Так вы ведь знаковая личность для сборной! Только за гол итальянцам вас можно брать в состав.
— Не только за это. Уже ведь третий раз участвую в ЕВРО. Выходит, фартовый. Счастье есть счастье, от него не убежать. Я знаю, что мы — команда, все рады, улыбаются…
Егор ФИЛИПЕНКО:
— Как отметили победу над чехами?
— Хорошо, душевно. Такой повод выпадает достаточно редко, плюс ко всему было приятно снять с себя груз поднакопившейся усталости.
— Вы стали автором гола, выведшего нашу сборную в Лондон. Считаете этот гол одним из самых важных в карьере?
— Безусловно. Хотя, скажу вам честно, хотелось бы побольше таких знаменательных голов. Надеюсь, все лучшее еще впереди.
— Планируете продолжать отмечать победу здесь, в Беларуси.
— Мне вот Виктор Михайлович сообщил, чтобы готовился к выходу в среду на матч с «Шахтером». Поэтому все мысли о празднике постараюсь отбросить и буду готовиться к игре.
— Ожидается серьезный бой?
— Да, соперник очки терять не привык. Мы тоже, поэтому игра наверняка будет хорошая.
— Давайте вернемся к вопросам о ЕВРО. Осознаете, что сотворили?
— Окончательное понимание этого придет позже. Эйфория еще не прошла, поэтому серьезный анализ может подождать.
— После того как испанцы победили швейцарцев, факт поражения от них воспринимаете спокойно. Проиграли-то будущему чемпиону Европы…
— …который мог им и не стать, если бы нам повезло. Конечно, испанцы все равно были фаворитами. Но печали от того полуфинального поражения уже почти не осталось.
— Кто из теперешнего состава поедет в Лондон?
— Это решать тренерам. Надеюсь, я пригожусь команде.
Александр ГУТОР:
— Хороший голкипер — полкоманды. На датских полях вы стали тому подтверждением.
— С работой своей справлялся, как мог. В успехе приняли участие все ребята, не стал бы выделять себя одного.
— Скромность — похвальное качество. На Играх постараемся не скромничать, а рвать и метать?
— Наверняка. Остается только ждать этого всемирного праздника.
— Последние минуты матча с Чехией получились валидольными. Как вы пропустили рывок Козака?
— Но ведь обошлось же… Мы с Егором Филипенко недопоняли друг друга в том эпизоде..
— Какой момент в матче оказался самым тяжелым?
— Эпизод со штрафным в исполнении все того же Козака. Пришлось поднапрячься.
— Не могу обойти стороной тему БАТЭ — «Динамо». Матч видели?
— Да, следили. Конечно, поражение — вещь не самая приятная, но из него нужно сделать выводы.
— Скоро еврокубки…
— С нетерпением ожидаю их. В этом году мы постараемся принести в Беларусь групповые матчи Лиги чемпионов. Сейчас же — все мысли о встрече с «Шахтером», о датском триумфе.
Александр АБДУЛХАКОВ, Дмитрий АНАЦКО, Петр ЗАЯЦ