Ирина Винер: у нас не кружок танцев
Ирина Винер: у нас не кружок танцев
О могуществе президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер в спортивном мире ходят легенды. Еще бы, ведь ее Международная спортивная академия является настоящей «фабрикой чемпионов», исправно воспитывающей победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира. Имена Яны Батыршиной, Юлии Барсуковой, Алины Кабаевой, Евгении Канаевой, которым она дала путевку к вершинам большого спорта, говорят сами за себя. Естественно, корреспонденту «СП» было интересно узнать ее мнение об организации чемпионата Европы, завершившегося в Минске. А также задать и другие вопросы, касающиеся развития художественной гимнастики.
— Ирина Александровна, понравилось ли вам в нашем городе?
— Минск пришелся по нраву. Город очень зеленый, чистый. Отлично работает транспорт. Кроме того, хотелось бы похвалить отменное качество белорусских продуктов. Все натуральное и без консервантов. Но самое важное — это гостеприимство, доброжелательность, внимательность и отзывчивость минчан, всегда готовых прийти на помощь.
— Ваше мнение об организации чемпионата?
— Если исходить из десятибалльной системы оценок, я бы поставила десять. Организация просто блестящая. Старты проходят в прекраснейшем, современном спорткомплексе. Тут все предусмотрено для удобства спортсменок и судей. Просторные залы для разминок, комфортные условия проживания в гостиницах. Все сделано на самом высоком уровне.
— В одном из недавних интервью вы говорили, что в художественной гимнастике назрели новшества. В частности, одним из них, вероятнее всего, станет вариант, когда одна спортсменка будет выступать сразу с двумя предметами…
— Российская команда уже подошла к такому уровню сложности. Так, в прошлом году на чемпионате мира в Москве на гала-концерте были показаны несколько упражнений с двумя предметами. Как с однотипными — двумя мячами, так и с разным и — обручем и лентой. Смотрелось очень красиво. Но пока вводить подобные новшества боятся. В основном опасаются сложностей тренеры и гимнастки. Но ведь это же и очень интересно и главное — наверняка поможет привлечь на трибуны зрителей.
— Но при всех этих сомнениях реально ли это?
— Думаю, что в конце концов художественная гимнастика к этому придет. Сейчас из взрослой программы убрали упражнения со скакалкой, а все время, из года в год делать четыре вида — нудное занятие, и нужно придумывать что-то новое. На мой взгляд, это должны быть или парные упражнения, или на команду с двумя предметами.
— До Олимпиады осталось не так много времени. Как считаете, сможет ли Евгения Канаева завоевать второе «золото» главных стартов четырехлетия?
— Женечка стала первым номером сборной буквально в январе-феврале, когда она успешно выступила на Гран-при. Затем были отличные старты на чемпионате Европы, а потом уже была Олимпиада. И сейчас перед Играми в Лондоне все может измениться.
Тот дух, который я в нее вдохнула, в ней сохранился и развился. Но вот стабильность, остальные вещи, которые дадут возможность выиграть Олимпийские игры или выступить очень здорово, — это ей нужно дорабатывать. Есть другие нюансы, которые не должны дать возможность разложиться даже легированной стали: ржавчина и грязный хвост всегда тянут. Так что сейчас нужно все это подчистить и в поведении, и в отношении, хотя Женечка, пожалуй, меньше всего достойна упреков в непрофессионализме. Она очень здорово трудится.
— Скажите, можно ли сравнивать поколения в вашем виде спорта?
— Конечно, я могу сравнивать, потому что и тогда были звезды, есть они и сейчас. Та же Алина Кабаева была солнечным лучом. Ирина Чащина выбрала амплуа «женщины-вамп». У нее также было много поклонников.
Сейчас много почитателей у Евгении Канаевой. Когда она делала упражнение под музыку Шопена, то ей аплодировали даже судьи, что говорит о многом. Блестящая гимнастка Дарья Кондакова. Она тоже хорошо выступает.
Молодец Любовь Черкашина. С большим удовольствием поздравила ее с двумя золотыми медалями. Она показала хорошую, интересную программу. Продемонстрировала удивительную стабильность, в отличие от других участниц чемпионата Европы.
— Приходилось слышать мнение о том, что нововведения в художественной гимнастике не лучшим образом сказываются на артистичности …
— Давайте попробуем найти артистическую составляющую в женском боксе. Как оно, ничего, в порядке, а? Давайте будем делать шоу. Но ведь в первую очередь художественная гимнастика — это вид спорта. Значит, для нее также должен быть актуален олимпийский лозунг «Быстрее! Выше! Сильнее!». Это должны понимать те, кто говорит о том, что в последнее время «художницы» потеряли часть лоска.
— К чему, по-вашему, может привести чрезмерное увлечение эстетикой восприятия?
— Если мы хотим выкинуть художественную гимнастику из олимпийской программы, давайте позволим убирать трудность, не вводить какие-то новые интересные элементы. В конце концов мы придем к тому, что наш вид спорта превратится в кружок танца с элементами гимнастики.
«Быстрее, выше, сильнее» в нашем виде спорта может быть только тогда, когда спортсменки станут делать сложные элементы и все это будет совпадать с музыкой. Недаром знаменитый артист балета Николай Цискаридзе говорит своим коллегам-балеринам, что если не можешь крутить фуэте, то брось мяч и крути фуэте под ним, как это делают в художественной гимнастике.
— Насколько в этом виде искусства приживаются заимствования из вашего вида спорта?
— У Бориса Эйфмана, да и вообще в балете сейчас очень многое взяли из художественной гимнастики. К нам на тренировки иногда приходит Майя Михайловна Плисецкая. Она первая начала исполнять прыжки «в кольцо». Балерина была за это гонима и нещадно критикуема. Но сейчас все изменилось, артисты балета и прыгают шпагаты, и держат равновесие выше головы, что раньше им не разрешалось. К нам же все наоборот — мы идем вниз. Те же «кольца» уже можно делать, не касаясь головы. Упрощение коснулось и других элементов. Если так пойдет дальше, то мы рискуем скатиться на уровень неолимпийского вида спорта.
Владимир УПЕНЬЕК