Максим Мирный: мечтаю об Олимпиаде
Максим Мирный: мечтаю об Олимпиаде
Максим Мирный навсегда войдет в теннисную историю Беларуси как один из творцов «белорусского чуда» — блистательных побед нашей национальной команды в Кубке Дэвиса над звездами первой величины, которые были достигнуты на глазах у отечественных болельщиков. И хотя те славные времена миновали, Максим до сих пор остается одним из самых узнаваемых спортсменов страны.
В родном Минске его всегда окружает плотное кольцо болельщиков, желающих получить автограф или сфотографироваться с кумиром. Макс никому не отказывает, даже после проигранных матчей. Этим он выгодно отличается от многих коллег-спортсменов, и это также одна из причин его невероятной популярности. Будучи знаменитым спортсменом, он остался приветливым и доброжелательным человеком. У журналистов, желающих взять у него очередное, …надцатое интервью, никогда не возникает проблем. А все потому, что спортсмен уверен: общение с представителями СМИ, поклонниками — обязательная часть карьеры. И к этому он относится столь же ответственно, как и к своим матчам.
Сейчас, когда наша сборная в Кубке Дэвиса отступила в третью по силам лигу, он вполне мог бы отказаться от выступлений за команду — и такое решение все бы поняли. Но он продолжает приезжать на матчи, стремясь помочь молодым ребятам, составляющим ныне костяк нашей дружины, освоиться на этом турнире, передать им свой опыт и, конечно, принести команде столь необходимое всегда очко в парном поединке.
— Играть за страну — всегда большая ответственность, — уверен Максим. — Ребята, с которыми я выступал на протяжении многих лет — Владимир Волчков и Александр Швец, — уже завершили выступления. Я же с удовольствием принимаю приглашения снова выйти на корт в командных поединках и готов это делать столько, сколько будет нужно.
— Легко перестроиться с таких соперников, как Испания, Россия, Аргентина, США, на Македонию, Грузию, Болгарию?
— Сейчас ситуация такова, что у нас произошло омоложение команды. Да, мы играем с менее титулованными дружинами, но во многих из них есть игроки неплохого уровня. У тех же болгар имеется теннисист мировой сотни рейтинга Григор Димитров, у киприотов — известный болельщикам Маркос Багдатис, у англичан — Энди Мюррей. Как показывают последние наши матчи, победить любого соперника, даже в рамках зональных соревнований, очень непросто. Я стараюсь быть полезным, помогать ребятам, которым, безусловно, нужно расти в мастерстве.
Сейчас у нас есть три игрока первой пятисотки — Владимир Игнатик, Сергей Бетов и Александр Бурый. Конечно, это не то, к чему мы стремимся, но начинать же с чего-то нужно. Сергею и Александру необходимо подниматься выше, догонять Владимира, а тому — продолжать прогрессировать. Для команды очень важно, если в том или ином матче один игрок может заменить другого без ущерба для общего результата.
— Кроме названного трио, кого еще видите в команде в ближайшем будущем?
— Уже выходил на корт в матчах за сборную Андрей Василевский. Есть еще юниоры — Ярослав Шило, Егор Герасимов, Павел Филин. Всем им посоветовал бы приложить все силы, чтобы набирать рейтинговые очки. На ближайшие три-пять лет вижу кандидатами в национальную команду всех перечисленных мной игроков. Им нужно тянуться друг за другом и поднимать общий уровень мужского белорусского тенниса.
— Способны ли, на ваш взгляд, эти теннисисты в обозримом будущем вернуть нашу сборную на те позиции, которые она занимала вашими с Владимиром Волчковым усилиями?
— Почему бы и нет? Они видят перед собой пример, так почему бы не повторить те успехи и не пойти еще дальше. Условия для этого есть: все заинтересованные структуры (федерация, РЦОП, Минспорта, НОК) прилагают большие усилия для того, чтобы теннису уделялось должное внимание, не было проблем с финансированием, с квалифицированными тренерскими кадрами, с медицинской поддержкой. Ребята на правильном пути. Конечно, хотелось бы, чтобы они побыстрее добились результатов, но процесс этот сложный, и регулировать его не всегда возможно. И все-таки положительная тенденция просматривается. Год-два назад мы могли рассчитывать разве что на Владимира Игнатика, сейчас таких теннисистов уже трое.
— Какова атмосфера в команде? Победный дух после серии обидных осечек не утрачен?
— Безусловно, нет. Мы по-прежнему видим огромный интерес наших болельщиков к теннису. На нашем последнем матче с болгарами, несмотря на то, что это была встреча второй группы Кубка Дэвиса, свободных мест на трибуне не было. Если нам удастся вернуться на высший уровень и выпадет снова принимать команды уровня Испании, Аргентины, Германии — мечтаю сыграть на «Минск-Арене». Уверен, что если бы этот стадион функционировал в пору нашего пребывания в Мировой группе и свои домашние матчи мы проводили бы именно там, трибуны многотысячной арены были бы заполнены.
— Чего, по вашему мнению, не хватает Владимиру Игнатику, чтобы ворваться, наконец, в первую сотню мирового рейтинга?
— Трудно сказать однозначно. Это непростой и длительный процесс. Возможно, сейчас у него период самообразования, выбора стиля игры, изучения соперников, стоящих выше него в рейтинге. В активе Игнатика уже много хороших побед, он окреп физически, старается сражаться за каждый мяч. Да, пока ему не удается подняться с уровня челленджеров на следующий этап, но у него все впереди.
— С дел командных перейдем к вашим личным выступлениям. Довольны ли тем, как складывается нынешний сезон?
— Определил для себя: что бы ни происходило сейчас в моей карьере, воспринимать это как премию, как бонус. Игра доставляет мне огромное удовольствие. Я люблю тренироваться, быть в форме, выступать на турнирах. Пять-семь лет назад не мог представить себе, что в 34 года еще буду играть на таком уровне. Не загадываю наперед, смотрю на вещи реально — как будет, так будет. Сейчас я принимаю участие в самых крупных турнирах и благодаря этому удерживаюсь на высокой позиции в рейтинге. В прошлом году удалось выиграть Masters в Париже, сыграть на итоговом чемпионате в Лондоне, сейчас тоже пока все складывается неплохо. Ради таких результатов хочется продолжать активные выступления.
— Ваши напарники периодически меняются…
— Это жизнь. Планы у людей меняются — кто-то из тех, с кем выступал вместе, уже завершил карьеру, другие, как мой прошлогодний напарник Махеш Бупати, в рамках подготовки к Олимпиаде наигрывают дуэты с соотечественниками. Так сложилось, что сейчас я объединился с Даниэлем Нестором. Пока меня в этом сотрудничестве все устраивает. Мы были в полуфинале Открытого чемпионата Австралии, выиграли турнир в Мемфисе. Даниэль — левша, и это создает сложности для наших соперников. Я сам много раз был на их месте: играл против Нестора десятки раз. В последние пару лет он является одним из доминирующих парных игроков, выступать вместе с ним интересно и легко — ощущаю уверенность даже на тренировках. У нас нет сложностей во взаимопонимании.
— Дыхание олимпийского Лондона ощущаете?
— Безусловно, сыграть на Играх — моя мечта. Для ее реализации нужно наилучшим образом провести этот сезон — и тогда через год можно будет вести более конкретный разговор. Как известно, игрок топ-10 парного рейтинга может выбрать себе любого напарника из своей страны. Если все сложится удачно, с удовольствием сыграю с тем, кто будет лучше готов на тот момент. На сегодняшний день сильнейшим среди кандидатов объективно является Владимир Игнатик.
Конечно, я рад, что в программу Игр включен и микст. Был бы совсем не против, если бы нам с Викторией Азаренко удалось повторить результат, который мы в свое время показали на Открытом чемпионате США. Я пока не разговаривал с Викторией на эту тему — рановато. К тому же я прекрасно понимаю, что она сейчас делает ставку на одиночку, да и в паре добирается на крупнейших турнирах до решающих стадий и, естественно, физически очень устает. Будет ли она выступать в Лондоне еще и в миксте — решать ей и ее тренерам. Я же в любом случае буду готов сыграть с любой из наших девушек.
— Теннис не отвлекает от семьи, не отбирает время, которое могли бы провести с женой и детьми?
— Мне очень повезло. Жена оказывает мне всяческую поддержку, понимая то, что я делаю. Именно благодаря ей, а также родителям, в свои 34 я по-прежнему играю в теннис. Составляю график турниров таким образом, чтобы совместить свою работу с интересами семьи. Дети подрастают, я хочу уделять им как можно больше времени. Пока же наше с женой общее желание — чтобы я продолжал играть. Уверен, что если дети будут видеть и понимать, чем занимается их отец, знать, что все, что мы имеем, было достигнуто благодаря тяжелой работе и самодисциплине, — это только на пользу. Когда я дома, часто беру старшую шестилетнюю дочь на тренировки. Это наилучший способ своим примером показывать детям, к чему нужно стремиться. Своей карьерой, тем, чего ты добился, нужно дорожить, и если есть возможность и способности, их нужно развивать и поддерживать.
— В будущем видите своих детей теннисистами?
— Я, безусловно, хочу, чтобы они были знакомы с теннисом и, если у них будет желание играть, всячески им помогу. Пока мы нацелены на общефизическое развитие. Девочки пару раз в неделю занимаются восточными единоборствами, еще пару раз — фигурным катанием. Думаю, в их возрасте — это самый правильный подход.
Нельзя забывать и об образовании. Из-за постоянных разъездов и выступлений на турнирах я позже сверстников окончил университет, но понимание того, что каким бы выдающимся спортсменом или артистом ты ни был — образование получить обязан, было всегда. Это расширяет кругозор, дает возможность после окончания профессиональной карьеры чувствовать себя уверенно.
— Благодаря вам на карте Минска появился новый спортивный объект — теннисный центр в микрорайоне Малиновка. Что он для вас значит?
— Стройка шла два с половиной года. С 1 марта начались занятия в группах. Я уже с удовольствием не просто посетил центр, но и в меру сил постарался помочь тренерам в работе с детьми. Приоритетом в нашем центре является развитие детского тенниса. Хотели бы сделать наш вид спорта доступным для как можно большего количества мальчишек и девчонок. Именно поэтому цены на занятия в группах у нас вполне доступные. А обучаем детей мы по новой программе Международной федерации тенниса, которая внесла изменения в правила проведения турниров среди игроков до 10 лет. Размеры корта и вес мячей адаптируются под каждый возраст — от 5 до 10 лет. Благодаря этому, дети с ранних лет способны впитать все элементы игры, как технические, так и тактические. Становление теннисиста происходит намного быстрее и более правильно, чем по традиционным методикам, по которым обучался я, когда пришел в теннис 25 лет назад.
— Участие в работе центра — ваш первый шаг к тренерской карьере?
— Всегда был готов помогать советами, делал это на протяжении многих лет. С удовольствием принимал участие в мастер-классах и у нас в стране, и за рубежом. Сейчас, возможно, это будет более организованно с учетом того, что есть база, где все это можно воплощать в жизнь.
Пока не могу сказать, шаг ли это в направлении тренерской карьеры, но я очень рад, что есть такой центр; мне нравится место, где он построен. Думаю, этот объект будет востребован не только у жителей микрорайона, но и у других минчан.
— Каковы ваши ближайшие турнирные планы?
— После американских турниров вернусь в Европу, где буду готовиться к грунтовому сезону. Кроме того, часть свободного от соревнований времени планирую проводить в Минске, принимая участие в работе теннисного центра.
Наталья ЖАВОРОНКОВА